Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел IV. Виды профессионально ориентированной коммуникации






Коммуникация в организации – это информационное взаимодействие, в которое коммуниканты вступают при выполнении своих должностных обязанностей, по совокупности каналов общения. Организация представляет собой группу людей, которые координируют свою деятельность для достижения общих целей. Структура организации является формальным каналом передачи информации, установленным администрацией и должностными обязанностями сотрудников, и связывает людей по вертикале и горизонтали внутри трудового коллектива. Формальная система общения в организации ограничивает поток информации среди сотрудников. Коммуникативная компетентность является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности. Компетентность основывается на знаниях, умениях и навыках, включающих функции общения и особенности коммуникативного процесса, виды общения и его особенные характеристики, вербальные и невербальные средства общения, специфику взаимодействия с партнерами, формы и методы делового взаимодействия, технологии и приемы влияния на людей, самопрезентацию и стратегии успеха.

Специфической особенностью деловой коммуникации является ее регламентированность, подчинение установленным правилам и ограничениям, что предполагает соблюдение делового и речевого этикета. Деловое общение требует строго отношения к использованию речевых средств его участниками: не допускается брань, просторечие, диалектизмы и др.

Среди наиболее распространенных форм деловой коммуникации в организациях – беседа, совещание, собрание, переговоры, конференции, презентации, деловая встреча, которые обеспечивают эффективность взаимодействия как внутри организации, так и вне ее. Деловой разговор и деловая беседа ставят целью обмен информацией по конкретному вопросу. Пресс-конференция направлена на информационную и рекламную поддержку имиджа организации, обеспечивает эффективность взаимодействия с внешней средой. Деловые переговоры – инструмент как внутренних, так и внешних коммуникаций. Выделяют два подхода к переговорам – конфронтационный и партнерский. Стратегическая цель переговоров состоит в поиске взаимоприемлемого решения, избегая конфликта. Коммуникации в организациях представлена следующими видами. Вертикальная коммуникация состоит из двух потоков: нисходящий информационный поток (информация от руководства к подчиненным, прямая связь) и восходящий информационный поток (информация от персонала к руководству, обратная связь). Горизонтальные коммуникации предполагают обмен между людьми, находящимися на одинаковых иерархических ступенях (отделы, подразделения) или не связанными прямым подчинением.

Публичная коммуникация – вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Информация должна затрагивать общественные интересы, что придает ей публичный статус. Публичная информация сообщается лицом, имеющим социальный статус (формально установленный или признаваемый обществом). Официальность обстановки предполагает своевременное оповещение аудитории о теме сообщения, месте и времени общения с аудиторией и статусе выступающего. При публичном общении аудитория находится в поле зрения говорящего (контактное общение), а ее параметры(численность аудитории, возраст, профессия, пол и др.) заранее известны говорящему. В научной сфере представлены такие жанры, как научный доклад, круглый стол (при наличии слушателей), защита диссертации на ученом совете. В деловой сфере выделяют жанры, общие для всех субъектов независимо от сферы трудовой деятельности – собрание, банкет, юбилей, свадьба, целью которых является обеспечение функционирования коллектива как единого организма и формирование организационной культуры через различные обряды, традиции и церемонии. Ритуалы – это система обрядов, представляющих собой стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу. Публичное деловое ритуальное общение представлено этикетными речами, среди которых выделяют протокольные речи, торжественные речи, дружеские речи в кругу близких. Для религиозной сферы характерен такой публичный жанр, как проповедь, целью которой является формирование нравственных ценностей у прихожан. В общественно-политической и социокультурной сферах жанры публичной речи представлены политическим выступлением на митинге, публичными теле- и радиодебатами и интервью на ТВ (при наличии зрителей в студии), ток-шоу, теле- и радиоиграми с вопросами и ответами, телеобщение с «героями без галстуков» и др. Для специалиста PR важна искусная организация дебатирования. Дебаты как форма публичной коммуникации используют «диалог-театр», где значима роль председателя собрания, который определяет время и очередность речей.

Понятие «межкультурная коммуникация» включает в себя понятие «культура» и понятие «коммуникация». Культура в широком смысле слова – опыт, накопленный людьми в области науки, образования, в технике, в искусстве, в религиозной сфере. Большинство ученых сходятся во мнении, что культура имеет два измерения – материальное и нематериальное.

Материальные памятники культуры более долговечны и хранят больший объем информации (археологические раскопки, старинные книги). Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты): книга, храм, украшение и т.п.

Нематериальную, или духовную, культуру образуют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, нравственные и духовные ценности, ритуалы, символы, мифы, обычаи, язык. Межкультурная коммуникация понимается как такая связь между представителями различных национальных культур, при которой становится возможной не только адекватное взаимопонимание участников коммуникативного акта. Установление связи предусматривает восприятие их видения действительности, признание ценностей партнеров, понимание их картины мира. Межкультурная коммуникация как доминанта эпохи глобализации связана с понятием диалога культур, для которого характерно отношение культуры к культуре как равноценной при ее отличиях, нужной в ее непохожести и уникальности. Основные формы освоения культуры – социализация и инкультурация.

Потребность в культуре имеет в качестве результата социальные навыки и умения. Инкультурация о бозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Адаптация – это процесс физического, психофизического и социального приспособления к среде. Социализация – врастание в общество, становление личности. Аккультурация как форма межкультурной коммуникации предполагает стремление сохранить свою культурную идентичность при включении в чужую культуру. Национальный характер – это совокупность специфических физических и духовных качеств, норм поведения, типичных для представителей определенной нации.

Лингвокультурологический аспект – важная составляющая в межкультурной коммуникации. Язык является главным посредником между представителями разных культур. Изучение взаимосвязи языка, мышления и культуры нашло свое отражение в знаменитой лингвистической гипотезе Сепира – Уорфа. Согласно этой теории, язык является основой картины мира говорящего. Окружающий человека мир можно представить в трех формах: 1) реальный мир; 2) культурная (понятийная) картина мира; 3) языковая картина мира. Для исследования проблемы взаимодействия языка и культуры важно понятие «языковой личности».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал