Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древнейшие земледельческие цивилизации
На Земле имеются районы, которые в силу ряда природных особенностей были наиболее благоприятны для развития древнейших цивилизаций — это широкие пригодные для обработки равнины, орошаемые реками, узкие перешейки, архипелаги, совпадающие с центрами происхождения культурных растений. Они являлись своеобразными полюсами притяжения первобытных людей. П. Тейяр де Шарден (1987) выделяет пять таких очагов: Нил и Месопотамия с Египтом и Шумером; долины Ганга и Инда с цивилизациями Индии; бассейн Желтой реки (Хуанхэ) с китайской цивилизацией и, наконец, появившиеся позже Центральная Америка с цивилизацией Майя, острова Тихого и Индийского океанов с полинезийской цивилизацией. Каждый этнос пережил периоды пассионарных толчков, приводивших к расширению ареала за счет освоения новых территорий, еще не обжитых или захваченных у соседей. Под давлением более мощных этносов цивилизации других народов отходили на второй план или исчезали вовсе. Так исчезли древние цивилизации Центральной Америки, о. Пасхи и др. Магистральный путь развития сохранился только у европейской цивилизации, корнями своими связанной с Месопотамией, Египтом, Элладой, Римом. Огромную роль в развитии и экспансии европейской цивилизации играл таинственный, по словам Тейяра де Шардена, иудео-христианский фермент, давший Европе ее духовную форму. Предприимчивые европейцы долгое время воспринимали религиозно-философские учения Китая и Индии как путь к воспитанию пассивности, отрешенности, созерцательности. Однако в конце XX в. западная цивилизация стала переосмысливать Духовные ориентиры своего развития. С точки зрения экологической этики иудео-христианские догмы, утверждающие право человека господствовать над природой, уступают идеям буддизма, даоизма и других восточных учений, проповедующих неразрывную связь человека с природой.
Возникнув первоначально в засушливых предгорьях, центры земледелия постепенно сместились в долины крупнейших рек, где зародились древнейшие цивилизации. Возможной причиной такого территориального сдвига явился смыв почв с горных склонов. Расчеты показывают, что за первые 5 тыс. лет земледелия с распаханных склонов был смыт слой почвы толщиной до 2 м. В Двуречье (Месопотамии) между Тигром и Евфратом, в долине Нила 6-4 тыс. лет назад, в бронзовом веке возникают цивилизации Шумера, Вавилона, Ассирии, Египта. Их характерным признаком было строительство городов. Происхождение городского образа жизни не менее значимо для человека, чем освоение земледелия. Человек, тысячи лет живший на лоне природы, впервые создал свой собственный мир - город, стены которого изолировали его от окружающего ландшафта. Образ жизни в городах древности мало чем отличался от современного: уже в то время существовали дворцы и храмы, базары, трактиры, мастерские, школы, канализация и водопровод. И в наши дни следует знать, что колыбелью религий, искусств и наук были цивилизации Месопотамии и Египта, позже - античного Средиземноморья. Человечество сохранило память о семи чудесах света древнего мира (рис. 1.20). Города строились в древних государствах Индии и Юго-Восточной Азии, Китая и Центральной Америки. Долины рек, особенно их дельты, представляли собой цветущие оазисы среди окружающих пустынных ландшафтов. Разливы рек оставляли плодородный ил. Богатые почвы позволяли собирать необычайно щедрые урожаи: от 70- до 200-кратных. Кратность урожая показывает отношение количества собранного зерна к посеянному. В засушливом климате поля нуждались в орошении. Возникла потребность в создании оросительных и мелиоративных систем (рис. 1.21). Огромные преимущества орошаемого земледелия привели к обожествлению рек. Не случайно Ветхий Завет помещает райский Эдемский сад именно в междуречье Тигра и Евфрата. В Месопотамии еще в XXIV в. до н. э. Саргон Аккадский создает единую общегосударственную оросительную систему, а кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, датируемый 1750 г. до н. э., содержит целый ряд законов о водопользовании. Человек, освоив долины рек, создал рукотворные агроландшафты, функционирование которых поддерживалось постоянной созидательной деятельностью (рис.1.22). Тесная зависимость жизни людей от режима рек подтверждайся сравнением двух цивилизаций: древнеегипетской и шумерско-вавилонской. Стабильный режим Нила обеспечил более длительное существование египетского государства, " кровеносной системой" которого являлась великая река. Прекрасным символом этой стабильности служат величественные пирамиды и храмы (рис. 1.23). " Все боится времени, а время боится пирамид", - так говорили древние. Пирамида фараона Хеопса, которую, по данным Геродота, строили около 100 тыс. человек в течение 20 лет, имеет высоту 147 м и до конца XIX в. была самым высоким и величественным творением рук человеческих. Поэт К. Д. Бальмонт, побывав в Египте, писал: " Пирамида божественна: она вечный знак устремлений души от человеческого к сверхчеловеческому. Ее молитвенный храмовый характер совершенно очевиден". Если египтянам пришлось затратить много усилий на освоение долины Нила, то создание цивилизации в Месопотамии сравнимо с подвигом. Пустыни сменялись здесь малярийными болотами, а длительные речные разливы - бурями и засухами.
Именно в шумерском эпосе " Песнь о Гильгамеше", относящемся к первой половине III тысячелетия до н. э., повествуется о Всемирном потопе. Археологические раскопки в городе Уре показали, что легенда имеет реальное основание - был обнаружен мощный (до 2, 5 м) слой ила, который мог образоваться лишь в условиях крупнейшего наводнения, затопившего огромную территорию в междуречье Тигра и Евфрата. В ранних мифологических представлениях древних цивилизаций Египта и Месопотамии превалирует культ природных сил, выразившийся в обожествлении солнца, земли, воды, плодородия, различных животных. На фоне характерного для язычества политеизма во времена Древнего Египта возникает культ солнечного божества (солярный монотеизм) — почитание бога Солнца Ра или солнцеподобного Атона. Знак круга был олицетворением божественного солнечного диска, а обелиск символизировал солнечный луч. Атону посвящались божественные гимны: Великолепно твое появление на горизонте, Воплощенный Атон, жизнетворец! На небосклоне восточном блистая, Несчетные земли озаряешь своей красотой. Над всеми краями, Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко. Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель, Ты их отдашь во владенье любимому сыну.
В земледельческих цивилизациях, живущих в едином с природой сезонном ритме, возникли мифы, повествующие о вечном самовозобновлении природы, ее гибели и воскрешении. Осирис - бог плодородия научил египтян земледелию, виноградарству и многим ремеслам. Даже мертвый он сохранял свою жизненную силу и, подобно растениям, возрождался под влиянием животворного солнечного света. С культом Осириса связано представление египтян о загробной жизни. Знатных египтян хоронили, снабдив всем необходимым. Для воссоединения души умершего и его мумифицированной телесной оболочки необходим был похожий рукотворный образ. Так возникло знаменитое портретное искусство Египта. Скульпторы изображали спокойно-бесстрастные лики реальных людей, помыслами своими обращенные в вечность (рис. 1.24). Отголоском тотемизма является обилие зооморфных богов в пантеоне Древнего Египта: шакал-Анубис - покровитель умерших, павиан-Тот - бог мудрости и письменности, богиня войны Сохмет - женщина с головой львицы, богиня плодородия, ветра и воды Исида - корова или женщина с коровьими рогами. В Месопотамии получил широкое распространение культ верховного божества Вавилона - Мардука, которому воздвигались статуи из золота в виде быка. Именно в его честь была построена знаменитая вавилонская башня, которая возвышалась на 60 м над городом и поражала своим великолепием, так как была покрыта глазурью и золотом. Изменения природных условий в результате интенсивной хозяйственной деятельности приводили к негативным последствиям: эрозии почв, их засолению, разрушению мелиоративных систем, опустыниванию и, в конечном счете, к деградации искусственных экосистем, созданных человеком. В Месопотамии возник древнейший очаг экологической катастрофы, спровоцированной нарушением хрупкого равновесия между человеческим обществом и окружающей средой. Вавилон, бывший в течение полутора тысяч лет культурной и экономической столицей Ближнего Востока, был основан амореями в XIX в. до н. э. Устойчивый антропогенный ландшафт просуществовал здесь до VII в. до н. э. Гибель Вавилонского царства - следствие неумелого хозяйствования. Вот как описывает одну из первых экологических катастроф человечества Л. Н. Гумилев (1990). Хозяйство Вавилонии базировалось на системе ирригации междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. В 582 г. до н. э. Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на египетской царевне. Вместе с царевной в Вавилон прибыла ее свита из образованных египтян. Египтяне, имевшие богатый опыт строительства ирригационных сооружений для орошения земель в долине Нила, предложили построить канал и увеличить площадь орошаемых земель в междуречье Тигра и Евфрата. Вода оросила земли, подстилаемые засоленными грунтами. Началось вторичное засоление почв. Вода в Евфрате, откуда ее брали в новый канал, стала течь медленнее, что вызвало отложение осадков в старой ирригационной сети. Она стала выходить из строя. Так последствия очередной " победы над природой", пишет Гумилев, погубили великий город. К началу новой эры от него остались лишь руины. Все ближе к городам и селениям подступали пустыни, все чаще встречаются изображения корабля пустыни - верблюда. Как отмечает французский исследователь Ф. Шатобриан, леса предшествовали человеку, а пустыни следовали за ним. Фараоны Египта, шумерские, вавилонские, ассирийские цари вписывали в число своих славных деяний преобразование природы: строительство плотин, каналов, мелиоративных систем, посадку садов и парков. Висячие сады Семирамиды, созданные около 600 г. до н. э. царем Навуходоносором, по праву считались одним из семи чудес света. Содержание диких животных, привезенных из разных стран, в специальных парках сравнимо с организацией древнейших зоопарков. В третьем тысячелетии до нашей эры в Египте был создан современный солнечный календарь, деливший год на 365 дней, а в Шумере - лунный календарь, в котором период обращения Луны был высчитан с точностью до 4 секунд. Шумерские математики оперировали числами, состоявшими из 15 знаков. Они же разработали позиционную систему цифр и шестидесятиричный счет, которые используются по сей день. В Древней Месопотамии зародилась медицина; название ее дословно означает " зелень", т. е. подразумевается лечение травами. Первая " медицинская энциклопедия" была записана на 22 тысячах глиняных табличек. Свод законов вавилонского правителя Хаммурапи, содержащий 238 статей, является древнейшим письменным изложением шумерского права. Шумерам мы обязаны появлением первых библиотек, архивов, учебных заведений, возникновением художественной литературы, семитоновой звуковой гаммы. Как отмечают многие исследователи, важнейшее, что сохранилось от культуры древней Месопотамии, - клинопись, которая зародилась на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. Вероятно, что именно она повлияла на формирование финикийского письма, греческого и более поздних алфавитов. Египтяне и шумеры разработали принципы пропорции и гармонии в архитектуре, оставив после себя величественные храмы, дворцы, пирамиды, произведения монументальной скульптуры. Приемы обработки земли, ирригации, интродукции и селекции растений и животных (от скрещивания до искусственного опыления финиковых пальм) - все эти достижения древнейших цивилизаций Месопотамии и Нила были заимствованы и использованы последующими культурами, что обеспечило их более быстрое развитие. Из очагов своего зарождения в долинах рек достижения культуры широко распространились по всему Средиземноморью. Как предупреждение потомкам звучит иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса: " Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира." Финикийские мореходы оказывали услуги многим правителям Египта, Ассирии, Иудеи, отправлялись в рискованные плавания. По просьбе легендарного царя Соломона в X в. до н. э. они плавали в страну Офир (возможно, расположенную в южной Индии), откуда привозили золото, слоновую кость и эбеновое дерево. Но самой удивительной, с точки зрения современного человека, была экспедиция, организованная финикийцами по просьбе египетского фараона Нехо II на рубеже VII-VI вв. до н. э., когда они за три года обогнули Африку с востока на запад. Повторить это плавание - с запада на восток - удалось лишь через 21 столетие португальцам. Вопросы для самостоятельных занятий 1. Древнейшие речные цивилизации. Развитие орошаемого земледелия. Возникновение городов. Воздействие на природу 2. Отражение в мифах древнего Египта и Месопотамии отношения людей к природе. 3. Экологические проблемы древних земледельческих цивилизаций. 4. Достижения культуры и науки древнейших земледельческих цивилизаций.
|