Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Античные цивилизации Средиземноморья
На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. великие " речные" цивилизации сменяются " морскими" - финикийской и греческой. Для них характерно прибрежное положение городов и поселений. Сократ говорил, что они теснились вокруг моря, словно лягушки вокруг болота. Тур Хейердал считает, что 3100 и 1200 гг. до н. э. являются важнейшими поворотными вехами в истории не только Средиземноморья, но и всей Земли. Это даты крупнейших тектонических катастроф, которые привели к гибели сложившихся цивилизаций, массовому переселению народов и возникновению новых культур. В первом случае в Атлантическом океане произошла катастрофическая подвижка земной коры по рифтовому разлому, которая, возможно, уничтожила легендарную Атлантиду, описанную в знаменитых платоновских диалогах. Второе событие связано с извержением санторинского вулкана, повлекшим за собой гибель критской цивилизации, массовое переселение финикийцев в западную часть Средиземного моря и даже за его пределы. Интересно, что обе названные даты оказались отраженными в летосчислении народов, населяющих американский континент. Майя избрали начальной точкой отсчета своего календаря 3113 г. до н.э., а к 1200 г. до н. э. относится возникновение цивилизации ольмеков, на берегах Мексиканского залива. А если вспомнить, что майя называли себя потомками мореплавателей, пришедших с востока, то становится ясно, что грандиозные тектонические катастрофы могли привести не только к локальным, но и глобальным миграциям народов. Экономика средиземноморских государств базировалась на возделывании злаков (ячменя, пшеницы), которое дополнялось скотоводством и рыболовством. В горах разводили преимущественно коз и овец, тогда как на увлажненных равнинах держали крупный рогатый скот и занимались земледелием. Возможности такого хозяйства были сильно ограничены гористым рельефом и недостаточным количеством пригодной для обработки земли. Огромным подспорьем в деле освоения мало пригодных для земледелия склонов гор явилось выращивание винограда, а также оливковых деревьев. Все " здание" хозяйственной жизни покоилось преимущественно на средиземноморской триаде - ячмене, винограде и оливе. Разноплановость хозяйства, экологическая неприхотливость возделываемых культур, широко развитая торговля продуктами питания, использование железных орудии труда - все это позволило финикийцам и грекам выйти за рамки своего вмещающего ландшафта и расселиться по всему Средиземноморью. Если в Египте активность общества была направлена лишь на поддержание ирригационной системы и борьбу с надвигающимися песками, то более сложные природные условия Древней Греции требовали от земледельца значительно большего труда, экспериментаторства и инициативы. Наиболее древняя цивилизация - минойская - зародилась на острове Крит на рубеже III и II тысячелетий до н. э. Ее расцвет приходится на XVI—XV вв. до н. э. Именно с этими временами связано греческое предание о великом царе Миносе - " владыке моря". Его отец - всемогущий Зевс, приняв облик быка, привез на Крит финикийскую принцессу Европу - мать Миноса. У царицы Пасифаи, жены Миноса, родился сын Минотавр - страшное чудовище с телом человека и головой быка, которого отец был вынужден спрятать подальше от глаз людских в мрачном лабиринте, построенном мастером Дедалом. Для морских цивилизаций финикийцев и греков была характерна колонизация - создание многочисленных новых городов и поселений по берегам Средиземного и Черного морей, зачастую достаточно удаленных от города-метрополии. Недостаток пригодной для обработки земли в пределах полисов не позволял обеспечить сносные условия существования увеличивающегося числа местных жителей. Это, а также причины политического характера вызывали массовое вытеснение людей из родных мест. Развитию колонизации способствовала морская торговля. Потребность в олове для производства бронзы привела древних финикийцев и греков даже на берега далекой Великобритании, которую греки называли Касситеридой (Оловянной страной). На судах перевозили зерно, оливковое масло, вино, древесину, гончарные изделия. Процесс исследования и постепенной колонизации побережья Средиземного моря начался еще в середине II тысячелетия до нашей эры с плаваний древних финикийцев и жителей Крита, достигших Гибралтарского пролива. Финикийцы создали множество городов и поселений в Северной Африке: Уттика, Карфаген, Гиппон, Икозиум и др.; на Пиренейском полуострове: Гадир - современный Кадис, Малака - современная Малага и др. В Древней Греции отсутствовала сильная централизованная власть. Горы и море изолировали отдельные общины друг от Друга, и вместо единого государства возникло множество небольших греческих городов-государств (полисов), разбросанных по югу Балканского полуострова, островам Эгейского моря и западному побережью Малой Азии. Образцы древнегреческой архитектуры до сих пор восхищают человечество (рис. 1.25). Пик греческой колонизации Средиземноморья пришелся на VIII-VI вв. до н.э. В начале VIII в. до н. э. греки жили в пределах небольших, достаточно замкнутых общин на ограниченной территории юга Балканского полуострова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии, а к началу V в. до н. э. греческие города и поселения размещались по всему побережью Средиземного и Черного морей от Пиренейского полуострова до Крыма и Кавказа. Колонии и метрополии поддерживали активные торговые связи, при этом колонии выступали поставщиками продуктов питания и сырья, а метрополии - продукции ремесленного производства. Зачастую колонии со временем обгоняли в развитии метрополии: так, могущество Карфагена затмило славу финикийских городов; греческая колония на острове Сицилия - Сиракузы стала одним из самых крупных городов античного мира. Значительно расширив свои познания об окружающем мире, простирающемся от жарких тропиков до хладных северных морей, человек все более убеждался в собственном могуществе. Страшные чудовища и титаны оказались поверженными богами-олимпийцами, столь похожими на людей и обликом, и поведением. Страх перед неукротимыми природными стихиями отступил на второй план, победа богов-олимпийцев знаменовала победу человеческого разумного начала над хаосом первоздания. Победившие боги кроме власти над стихиями обладали также человеческими добродетелями: умом и образованностью (Афина), властностью (Зевс), воинственностью (Арес или Марс), красотой (Афродита), поэтическим талантом (Феб), сметкой и расчетливостью (Гермес). Боги древних греков антропоморфны - подобны людям, лишь бессмертие является гранью, разделяющей их. Прометей, или " провидящий", олицетворял мыслящую силу человеческого разума. Именно Прометею люди обязаны своим внешним видом, отличающим их от животных. " Прометей, - говорит Овидий, — размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле, человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды". Прометей похитил на Олимпе и передал людям искру небесного огня. Разгневанный Юпитер (Зевс) решил наказать за это Прометея и весь род людской. Прометей был прикован к скале, каждый день прилетал орел клевать его печень и рвать когтями его тело. За ночь раны заживали, а на следующий день начинались новые мучения.
Чтобы наказать людей, Юпитер придумал для них источник мучений и вместе с тем предмет страстных желаний. " Повинуясь Юпитеру, хромой Вулкан вылепил из земли образ девственницы; Минерва поспешила ее нарядить в белую тунику и придать ей прелесть и обаятельность. Боги и люди пришли в восторг при виде этого чуда красоты, сотворенного на погибель человечеству, и дева эта стала прародительницей всех женщин, этих страшных и опасных врагов мужчин" (Гесиод). Пандора - " Одаренная богами" - так звалась первая женщина. Аллегорией того, почему с женщиной пришли на Землю несчастья, служит " ящик Пандоры". Пандора получила его от Юпитера, и в нем были заключены все людские бедствия. Сойдя на Землю, она, со свойственным женщинам любопытством, открыла ящик, и тотчас оттуда вылетели болезнь, голод, злоба, ненависть и много других бед. Вместе с появлением женщины прекратился золотой век человечества. Она лишила его бессмертия. Род человеческий с тех пор продолжается и размножается, но каждый отдельно рождается и должен умереть. Появление наук было продиктовано потребностями человека, его основными занятиями - мореплаванием и земледелием. Мифологические объяснения одного неизвестного другим неизвестным уже не отвечало запросам людей практичных и деятельных. Хотя еще длительное время мифы и наука шли рядом. Герои мифов проявляют пытливость ума, достойную ученых, а ученые и философы облекают свои мысли в форму мифа. Гекатей Милетский (546-480 до н. э.) поставил перед собой задачу собрать воедино имеющиеся сведения об окружающем мире и представить их в доступной форме. В своем " Землеописании" он обобщил множество записок о сухопутных и морских путешествиях и постарался как можно полнее и правдивее охарактеризовать известную ему Ойкумену - пространство, заселенное людьми. Живший столетием позже Геродот много путешествовал. В " Истории" в 9 книгах им описана природа многих стран и особенности жизни народов, их населяющих. Страбон (ок. 63 до н. э. - ок. 24 н.э.) на основании личных наблюдений и по материалам многочисленных источников написал сочинение в 17 книгах " География". Это была сводка всех географических знаний, которыми располагали древние греки. Будучи прекрасными наблюдателями, греческие ученые высказали гениальную догадку о шарообразности Земли. Аристотелю удалось найти необходимые доказательства этого предположения, а Эратосфен, первым введший в обращение термин " география", сумел с удивительной точностью определить раз меры земного шара. Клавдий Птолемей написал " Руководство по географии" в 8 книгах, к которым было приложено 27 карт. Это первый дошедший до нас географический атлас. Широкую известность получила геоцентрическая система мира Птолемея, обоснованию которой он посвятил 13-томное " Великое математическое построение астрономии". Платон представлял наш " природный дом" - Землю -круглой планетой: " Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч". Она " очень велика, и мы знаем малую ее часть". Ставя вопрос о том, сколько лет существуют на Земле государства, Платон отвечает: " огромный и неисчислимый период времени. Тысячи государств появилось за это время одно за другим и, соответственно, не меньшее число исчезло". Уже в античную эпоху люди обладали знаниями и пониманием тех проблем, которые мы теперь называем экологическими. Согласно Платону некогда Аттика обладала очень плодородными почвами, обеспечивавшими безбедное существование ее жителей. Горы были покрыты лесами, которые не только кормили обитавших в них зверей, но и задерживали под своей сенью дождевые воды. " Вода не исчезала, как теперь, скатываясь в море по оголенной земле, - пишет Платон, - то, что сохранилось, если сравнивать это с тем, что существовало раньше, похоже на истощенное тело больного человека; все плодородные, мягкие земли растратились и исчезли, оставив лишь остов суши". Великий Аристотель сформулировал принципы научного познания, позволяющие строить теории путем наблюдения фактов, отвечая при этом на вопрос: " Что это за предмет и почему он существует? ". Оставив после себя более 300 сочинений (" Метафизика", " История животных", " Физика", " О Небе", " Метеорологика" и др.), он по праву считается основателем многих естественных дисциплин — гидрологии, метеорологии, океанологии, сравнительной анатомии, систематики животных и других. Как вдохновенно звучат его слова: " Мышление - доблестнейшее занятие человека, верх блаженства и радость в жизни..."
Преемником Аристотеля был Феофраст. Основной его заслугой была разработка основ ботаники как самостоятельной науки. Им написано " Исследование о растениях" в 9 книгах. При описании разных растений (около 500 видов) Феофраст уделял большое внимание их экологии, т.е. зависимости от теплоты, влажности, освещенности, почв и т. п. " Своеобразие растительности, - пишет он, - создается разницей в месте". Наряду с описательным направлением, шедшим от эмпирических знаний, для античных ученых был характерен законотворческий подход, выразившийся в поиске первичной субстанции, преобразования которой создали все многообразие существующих форм. Как писал позднее Низами: Разум знать пожелал в устремлении здравом, Что же в мире явилось первичным составом?
Следуя своей интуиции, ученые отдавали предпочтение различным субстанциям: Фалес - воде, Анаксимен - воздуху, Ксенофан - земле, Гераклит - огню, а Аристотель - всем четырем субстанциям, а также эфиру. По мнению последнего, все вещи и явления находятся в процессе постоянного физического изменения, ведущего к совершенному состоянию. Анаксимандр почитал за первичную субстанцию апейрон, который не может быть познан опытным путем, предвосхитив тем самым гениальную догадку Демокрита из Абдер об атомистическом строении вещества. Знаменательным явилось высказывание философа из Абдер, современника Демокрита, Протогора, заявившего: " Человек есть мера всех вещей: существующих - что они существуют, не существующих - что они не существуют". Возведение в абсолют данных слов привело к тому, что в античном мире человек был выделен из природы и поставлен в центр мироздания; обожествление природы сменилось антропоцентризмом. Природа стала рассматриваться лишь как основа для материальной деятельности человека, его мастерская. Антропоцентризм греков нашел материальное воплощение в произведениях искусства, где человек выступает как основная фигура, а природа служит лишь рамой для ее обрамления. Античное искусство направило свое внимание на единственный объект - человеческое тело, которое считалось наиболее близким к идеалу. Изобразительное искусство постепенно шагнуло от статичных фигур куросов и кор (божественных юношей и девушек) к динамизму Лаокоона (рис. 1.26). Венцом античной скульптуры являются шедевры Фидия: он творец богов, похожих на олимпийцев, и олимпийцев, похожих на богов.
Выдающиеся достижения античной культуры породили представление о гармонии человека и природы. На деле признаки экологического кризиса были свойственны и цивилизации Древней Греции. Еще в начале первого тысячелетия до н. э. горы Греции были покрыты лесами, а в IV в. до н. э., по свидетельству Феофраста, корабельный лес рос уже только в горной Аркадии и за пределами Греции - в Македонии, Фракии, Италии. Леса вытеснялись полями, садами, виноградниками; весьма велика была потребность в лесе для кораблестроения и в древесном угле для металлургии. Сведение лесов вело к эрозии почв, особенно на склонах. Козы, поедая побеги молодых деревьев, сводили на нет возможность естественного восстановления лесов. Смыв почв с горных склонов коренным образом изменил облик девственных ландшафтов. Областью " оскальпированных почв" называют теперь Средиземноморье ученые. Значительный урон окружающей среде наносился горнодобывающей промышленностью. До настоящего времени сохранились следы огромных каменоломен и шахт. Шахты Лаврионских рудников в Аттике, где добывали серебро и свинец, имеют глубину до 119 м, а каменоломни возле Сиракуз на о. Сицилия углублены на 30 м. Недовольство первых жертв неразумного хозяйствования - мелких землевладельцев - нашло воплощение в философии школы киников, выдвинувших на первое место идеалы ограничения потребностей, простоты и естественности. По мнению Диогена из Синона, " лишь труды в согласии с природой ведут к счастливой жизни". Призывая уподобляться естественной природе животных, они противопоставляли " порочность" греков и " чистоту" варваров, отдавая предпочтение последним. Идея киников о разумном ограничении потребностей звучит достаточно актуально и в настоящее время. Весьма созвучно с современной нравственной оценкой истории человечества выделение древними греками четырех веков. Первый век - золотой, когда на земле царила вечная весна; повсюду текли млечные ручьи; сок деревьев был подобен меду; земля рождала всевозможные злаки и плоды земные; болезней и старости не существовало; люди переходили в небытие засыпая. Второй век - серебряный: вечная весна уступила место четырем временам года; земля уже нуждалась в обработке для того, чтобы производить хлеб, необходимый для пищи. Третий век - медный: люди становятся жестокими, воюют друг с другом, но не доходят еще до преступления. И, наконец, четвертый век - железный - является веком всеобщей испорченности и греховности. " Тогда, - говорит Овидий, — пришлось поделить землю, которая до того времени была общим достоянием, как воздух и свет, и обозначить границы каждого участка. Люди стали рыться в недрах земли, ища в ней сокрытых сокровищ. Лишь только были добыты железо и золото, как тотчас же родилась Распря, и вскоре повсюду стало раздаваться бряцание оружия". Теория Греции стала практикой Рима. Как отмечает В. В. Лункевич, " философия была для римлян не всеобъединяющим знанием о Вселенной и человеке, а искусством жить..." Четко работающая государственная машина военизированного государства точно так же покоряла и эксплуатировала природу, как захватывала и подчиняла земли и народы. Не отдельным городам-полисам, но могучей империи было под силу осуществление самых грандиозных проектов: создание обширной сети дорог, сооружение величественных строений, мостов, акведуков (рис. 1.27). Как указывает В. Д. Блаватский, из Рима во все направления вели 16 дорог с каменным покрытием, а мост через Дунай, сооруженный во времена императора Траяна, имел длину 1070 м, ничуть не уступая современным сооружениям подобного типа. При строительстве вилл, как пишет Саллюстий, срывались горы и " застраивались" моря. Практицизм и рационализм римлян подобен современному прагматизму технических цивилизаций Запада. Как считают Р. К. Баландин и Л. Г. Бондарев, " римское общество того времени можно назвать первым обществом потребления". Вооруженные более прогрессивными орудиями труда (колесный плуг, жнейка и др.) и культурой сельского хозяйства (применение двух-трехпольной системы земледелия, севооборотов и др.), римляне широко раздвинули границы земель, сильно преобразованных человеком, шагнув за пределы своего вмещающего ландшафта - своей природной зоны. Большинство древнеримских ученых были по сути своей популяризаторами конкретных практических знаний, о чем можно судить даже по названиям их трудов, например сочинения Катона Цензора " О делах деревенских" и " Наставления сыну", а также " отца римской учености" Марка Теренция Варрона с таким же названием " О делах деревенских". Эти книги содержали мудрые и полезные советы о том, как следует выбирать угодья и заботиться о земле, культивировать растения, ухаживать за домашними животными и птицей, и многие другие. Поэма великого поэта Вергилия " Георгики", по мнению В. В. Лункевича, представляет собой " множество практических советов, обвитых гирляндами поэтических описаний": А с промежутками в год - труд спорый; Лишь бы скупую почву вдоволь питать навозом жирным, А также грязную сыпать золу поверх истощенного поля, Так, сменяя плоды, поля предаются покою.
Знаменитый оратор и политический деятель Древнего Рима Цицерон проповедовал утилитарное отношение человека к природе: " Люди будто назначены блюстителями земли... Неужели мир создан для деревьев, травы и зверей? Господство над земными благами у человека полное. Мы используем поля и холмы, реки и озера, мы сеем хлеб, сажаем деревья, направляем и поворачиваем реки... Человеческий разум проник в самое небо". Покорение природы в Древнем Риме обернулось обострением экологических проблем. Основной причиной деградации природы оставались чрезмерный выпас скота, вырубка лесов, распашка горных склонов. Урожаи с полей становились все меньше:
И уже пахарь-старик, головою качая, со вздохом Чаще и чаще глядит на бесплодность тяжелой работы, Если же с прошлым начнет настоящее сравнивать время, То постоянно тогда восхваляет родителей долю. И виноградарь, смотря на тщедушные, чахлые лозы, Век, злополучный, клянет и на время он сетует горько, И беспрестанно ворчит, что народ, благочестия полный, В древности жизнь проводил беззаботно, довольствуясь малым, Хоть и земельный надел был в то время значительно меньше, Не понимая, что все дряхлеет и мало-помалу, Жизни далеким путем истомленное, сходит в могилу. Лукреций Кар
Состоящая из 6 книг поэма Лукреция Кара содержит много интересных и оригинальных мыслей: о безграничности Вселенной и множественности миров, о вечности и изменчивости мира, о происхождении жизни, борьбе за существование и естественном отборе. Вслед за Варроном он затрагивает тему происхождения человека, весьма живописно изображая быт первобытных людей: Люди еще не умели с огнем обращаться, и шкуры, Снятые с диких зверей, не служили одеждой их телу; В рощах, в лесах или в горных они обитали пещерах И укрывали в кустах свои заскорузлые члены, Ежели их застигали дожди или ветра порывы. Общего блага они не блюли, и в сношеньях взаимных Были обычаи им и законы совсем неизвестны.
Таблица 1.2. Периодизация развития географических идей и знаний в античное время (по А. Б. Дитмару, с сокращениями)
Широкую известность у потомков получило энциклопедическое сочинение Плиния Старшего " Естественная история", состоящее из 37 книг, в которых он дает детальнейший обзор более чем 2 000 трудов. По мнению А. Гумбольдта, " в древности нет ничего, что можно было бы поставить рядом с этой величественной попыткой описать вселенную". Основные этапы развития географических идей и знаний в античное время обобщены в табл. 1.2. Вопросы для самостоятельных занятий 1.Формирование античных цивилизаций Средиземноморья. 2.Отражение в мифах древней Греции отношения людей к природе. 3.Экологические проблемы античных цивилизаций. 4.Достижения культуры и науки античного мира. Антропоцентризм. 5.Периодизация развития географических идей и знаний в античное время. Глава 2
|