![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация подвижных игр.
Различают два основных вида подвижных игр: 1. Игры свободные, творческие, в которых участники сами намечают план игры и сами осуществляют намеченную цель. Они могут быть одиночными и групповыми. 2. Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства ими взрослыми руководителями или самими детьми. Они разнообразны по содержанию и по сложности: а) простые, некомандные подвижные игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои личные качества, двигательные возможности; б) переходные к командным подвижные игры, в которых играющие в первую очередь отстаивают свой интерес, но иногда, по личному желанию, помогают товарищам, выручая их, помогают им спастись от нападающего в игре («Салки», «Чай-чай, выручай», «Колдунчики»). Иногда играющий может вступить во временное сотрудничество с другими игроками для достижения цели. В некоторых играх такое сотрудничество даже предусматривается правилами («Белые медведи», «Караси и щука»); в) командные подвижные игры, в которых играющие составляют отдельные коллективы – команды. Они характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам своей команды. Некоторые из командных игр имеют полуспортивный характер: они более сложны по технике движений, тактике игры и проводятся по определенным правилам. В некоторых играх требуется специализация ролей. Такие игры называют полуспортивными – «Пионербол», «Мяч капитану», «Перестрелка». Простейшая классификация подвижных игр.Широкое применение подвижных игр требует специального отбора для решения разных педагогических задач с учетом условий работы. Для этого создаются группировки игр, сходных по определенным признакам.
Игры распределяются: 1. По степени сложности их содержания: от самых простых к более сложным (полуспортивным). 2. По возрасту детей с учетом возрастных особенностей (игры для детей 7-9, 10-12, 13-15 лет). Этот же признак использован в программе по физической культуре для общеобразовательных школ (игры для 1-3, 4-6, 7-9 классов). 3. По видам движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры (с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега), игры с метаниями, игры с бросками и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах и др.). 4. По физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). Чаще всего эти качества проявляются в сочетании. 5. Игры, подготовительные к отдельным видам спорта. Используются с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта. 6. В зависимости от взаимоотношений играющих: а) игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»; б) игры с ограниченным вступлением в соприкосновение с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой «соперников». Группируются игры и по другим признакам, способствующим более правильному отбору их в разных случаях работы: а) по форме организации занятий (игры на уроке, на перемене, на празднике и др.); б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней подвижностью и малоподвижные игры); в) с учетом сезона и места работы (в помещении, на открытом воздухе, на льду, в воде). Для решения поставленных задач в различных условиях работы учитывается целый ряд признаков одновременно. Основные из них: возраст и подготовленность детей; виды движений, входящих в игру; проявление преимущественно тех или других морально-волевых и физических качеств в данной игре; принцип взаимоотношений играющих и т.д.
Контрольные вопросы: 1. Что собой представляют элементарные подвижные игры и спортивные игры? 2. Чем характеризуются содержание, форма и методические особенности подвижных игр? 3. Как классифицируются подвижные игры?
Литература: 1. Былеева Л.В. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов физической культуры /Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова [и др.]. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – С. 4-10.
|