Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вызов души
Когда душа от человека отделяется, наступает угрозе жизни. Для того, чтобы совершить магический вызов души, которая временно ушла от живого человека, приглашали самого сильного шамана или самую сильную шаманку. По представлениям старых тувинцев, невидимую встречу с ушедшей душой могут провести только шаманы, так как они имеют связь с дээр хайыракан - небесным божеством, с чер эззи - духами земли. К шаманам тувинцы относились с глубоким почтением, ибо они видят, слушают и предсказывают то, что не под силу простым людям. Мистерия, посвященная вызову души, проводится в юрте больного. Шаман такую мистерию может провести и днем, и ночью. Для зова ушедшей души необходимо провести камлание с алгышами. Магия слов шамана являет собой огромную силу, которая может победить зло, творить добро, и возвращает ушедшую душу тому человеку, от которого она ушла. Алгыши шамана, обращённые к ушедшей душе, очень разнообразны. В этих алгышах воссоздаётся история болезни, причина ухода души t и путь спасения умирающего человека. Потерянная душа часто | возвращается к хозяину в виде волоса. Если шаман не сумел вызвать ушедшую душу, больной скорее всего умрёт. После того, как вернулась душа к больному, тот выздоравливает, и его жизнь будет спасена. Имеются алгыши, тексты которых очень поэтично говорят об уходе души, зове души и, наконец, о её возвращении. Душа есть у младенца и у взрослого. И от того, и от другого она может уйти. Временно потерянную душу сумеет поймать только шаман - в это всегда верили старые тувинцы. Душа после смерти человека. Когда человек умрет, его душа остается на земле. У тувинцев бытовала канонизированная форма встречи с душой умершего, проводимая шаманом. На седьмой или на сорок девятый день после кончины человека его родные и близкие приглашают шамана на культовый обряд огня - от кыпсыр, дословно «зажечь огонь», который издавна культивировался у тувинцев. Место огня выбирает приглашенный шаман, туда собираются родные покойного. Сам шаман зажигает огонь, и родственники умершего проводят жертвоприношение огню: кормят духа огня вареным мясом, маслом и молочными продуктами. Шаман без атрибутов стоит возле костра, он первым сообщает собравшимся о приходе души покойного и начинает вести таинственную беседу. Появившаяся душа обращается к своим родным с различными пожеланиями и просьбами, рассказывает о своих проблемах. Только шаману суждено видеть душу покойного у костра, и только шаман может с этой душой вести разговоры, о содержании которых он сообщает всем присутствующим и родным. Видения души умершего очень разнообразны. Обряд встречи с душой умершего в последнее время вновь возрождается. И ныне на седьмой, сорок девятый день после смерти человека его родственники приглашают шаманов и проводят встречу у костра с его душой. Культ умерших у тувинцев занимает особое место. После смерти человека его серая душа остаётся в юрте. Обряд проводов серой души заключается в том, что карачалкижи, или простой человек, красным кнутом бьёт по юрте, совершая круг против солнцеоборота, и одновременно приглашённый шаман бьет в свой бубен, обходя юрту в том же направлении. Затем, дойдя до порога, он ловит серую душу, прибивает её к дощечке даспан и просит выпроводить ее из юрты. Рядовой человек выносит даспан с серой душой и оставляет его как можно дальше от юрты покойника. После 49 дня, когда проведена встреча шамана с душой усопшего, его родные остаются жить в тех же самых местах. Если кто-то из них часто болеет, или случается падеж скота, осенью вновь приглашается шаман. Когда желтеют листья, как заведено, шаман зажигает прощальный огонь, где присутствует лишь избранная группа родственников покойного. Шаман у осеннего костра вновь встречается с душой умершего и просит ее покинуть юрту и дать своим близким людям покой и бчагополучие. Через много лет та же самая душа может явиться кому-то из близких или кому-то из шаманов в виде антропоморфных или зооморфных существ. Иногда слышится родным знакомый голос давно умершего, в его душа «ромко называет имя того, кого она у ет с собой забрать в чиные края, то есть душа умершего, обегая в пространстве, не про-мцается «всегда с родными местами. Иногда душа покойного! \ SZ | уже через много лет вдруг появляется мифическим существом на старой стоянке, на месте откочевавшей юрты, у старого шалаша, у какой-то отарой переправы или на высоком перевале. Иногда душа давно умершего появляется в виде страшного великана на берегу реки, где-то на лесной полянке или у солончака. Этнологические материалы, собранные мной у людей разных возрастов, живущих в самых разных районах Республики Тыва, позволяют сделать краткий вывод, что у человека есть суне - по-русски «душа». Мой доклад не претендует на полное освещение этой сложной темы, и, тем не менее, приведенные в нем материалы, надеюсь, не будут бесполезными. Доклад написан на основе фактических материалов, для подтверждения этого привожу тексты мифов и список информаторов. Читайте о душе человека: С. Токарев. Ранние формы религии. М, 1990, с. 271, 272, 274, 277-279, 281, 284, 285-290, 381.
|