Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифологические првд<лав]г£11ия шаманства в социокультурном развитии






 

Традиционное мифологическое мышление формировало и освящало нормы поведения, жизненные цели, быт, пристрастия и устремления тувинцев. В этом случае можно говорить о взаимосвязи трех основных мировоззренческих аспектов - обыденного, религиозного и философского. Эта связь тем более велика, что традиционные религиозные верования не различают сакрального и светского, распространяя свою регламентацию на все стороны повседневности.

К традиционным религиозным верованиям тувинцев мы относим различные магические поверья и обряды, обожествление сил природы, почитание животных, религиозные представления о рождении и смерти человека, промысловые культы, и на более поздних ступенях развития -шаманизм.

У тувинцев олицетворение природы, а именно природа - первый объект, вызывающий у человека чувство соподчинения, сопричастности, покоилось на основе древних дуалистических мифологических представлений, свойственных ранним ступеням развития общественного сознания. Согласно этим представлениям, у каждого объекта или явления окружающей природы: реки, горы, дерева и т. д. - имелся свой хозяин, который в воображении человека был самостоятельным, но нечеловеческим существом, как бы слившимся с данным объектом или явлением. Любопытно, что этот примитивный дуализм отличается от дуализма духа и материи в философском смысле тем, что хозяин предмета или явления природы - самостоятельное и нечеловеческое существо -выступал в материальном образе или виде.

В настоящее время можно говорить о том, что религиозное сознание тувинцев носит синкретический характер, при этом образ сверхъестественного претерпел определённые изменения. Так, по словам одного из информаторов, для тувинца всегда существовало божество, своего рода верховный правитель. И этот сверхъестественный образ в сознании современного тувинца содержит в себе как шаманские, так и ламаистские черты, более того, в зависимости от возраста человека фиксируется стремление создать этот образ из антропоморфных характеристик, добавляя к нему некоторые другие характеристики - вечность, вездесущность. Это характерно для тувинцев пожилого возраста - пятидесяти-шестидесяти лет. Возрастная градация при формировании образа бога связана, по-видимому, с тем, что становление этого поколения приходится на тридцатые-сороковые годы, когда политика государства чпо отношению к религии и церкви была особенно жестокой, ^закрывались и грабились хурээ, служители культа подвергались массовым репрессиям. Более молодое поколение -сорока лет - воспитывалось в более лояльных условиях, когда такого жесткого идеологического давления уже не было. Именно поэтому опрошенные нами люди этого возраста могли дать более развернутую характеристику образа сверхъестественного, обнаруживая либо ламаистские, либо шаманские взгляды. Так, в разговорной речи совершенно равноправно существуют высказывания - бурхан оршээзин - слава богу и оршээ хайыракан -не дай бог. И если бурга - ламаистский термин, обозначающий божество, то хайыракан - термин, корнями уходящий в тотемизм. Тем не менее, в настоящее время в сознании современных тувинцев эти два понятия практически не разделяются. Видимо, это связано прежде всего с исторически сложившейся социокультурной системой переплетения двух религиозно-исторических систем, что в дальнейшем переросло в смешение многих понятий и положений. Наряду с этим в сознании современных тувинцев сохранился образ женщины-богини - дарийги, и хотя этот термин тоже ламаистского происхождения, но мы предполагаем, что он восходит к культу богини-матери, впоследствии персонифицированному через отдельные её черты в самостоятельный божественный образ.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно говорить о том, что некоторые мифологические представления тувинцев, в частности, представления о сверхъестественном, постепенно эволюционировали в результате происходивших социокультурных изменений в начале под влиянием ламаистских воззрений, в дальнейшем под влиянием господствующей официальной идеологии.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 1993 г. № 383 г. Кызыл

Об итогах проведения I тувинско-американского

научно-практического семинара учёных-шамановедов и шаманов.

С 20 июня по 9 июля 1993 г. в республике проводил работу I тувинско-американский научно-практический семинар учёных-шамановедов и шаманов с участием представителей США, Канады, Австрии, Финляндии, тувинских учёных и членов общества тувинских шаманов «Дунгур». Прослушаны научные сообщения тувинских, американских и европейских учёных. Доклады взаимообогатили коллег из различных регионов мира, состоялся обмен практическим опытом шаманов, найдена форма совместного лечения пациента группой шаманов, проведено около 30 оздоровительных сеансов и обрядов освящения. Состоялись встречи учёных и шаманов с жителями городов Кызыла, Шагонара, поселков Хайыракан, Кызыл-Мажалык, Кызыл-Дат, чабанами Тес-Хемского, Барун-Хемчикского, Бай-Тайгинского районов. Установлено, что традиционный образ жизни, связанный с шаманством (его философские и мировоззренческие установки), в республике не утерян в живет среди простых людей до настоящего времени, о чем свидетельствуют не только сохранившиеся представления н догмы поведения в быту, но и наличие успешно практикующих шаманов. Выработано совместное решение, которое предусматривает создание научного центра по изучению шаманства, проведение совместных семинаров тувинских и зарубежных шаманов и шамановедов, издание материалов семинара, обращение в Министерство здравоохранения Республики Тына с просьбой разрешить проведение эксперимента но совместному врачеванию шаманов и медиков, и в Правительство Республики Тыва с просьбой об оказания помощи в создании условий шаманам для врачевания, обеспечении их социальной защитой.

Одобряя совместные исследования тувинских и зарубежных учёных-шамановедов, работу оргкомитета по проведению семинара,

 

Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Поддержать решение I тувинско-американского научно-практического

семинара учёных-шамановедов и шаманов о создании при Тувинском краеведческом

музее имени «Алдан-Маадыр» научного центра по изучению шаманства, целью

которого является комплексное (этнологическое, социологическое, философское)

исследование этого древнего феномена мировой, в частности тувинской культуры,

проблемы воздействия шаманства на экологию культуры человека и окружающей

среды, возможности его использования в оздоровлении духовности современного

человека.

Министерству финансов (Г. Салчак), Госкомитету по делам науки и учебных

заведений (Л. Тас-оол), Министерству культуры, кино в туризма (Ч. Ондар)

предусмотреть выделение Тувинскому краеведческому музею имени «Алдан-Маадыр»

необходимых ассигнований на содержание научного центра из расчет 5, 6 млн. рублей

на 1994 г., в том числе 1, 6 млн.рублей - на увеличение численности научных

сотрудников. 1 млн, рублей - на экспедиционные расходы, 3 млн. рублей - на издание

научных материалов семинара.

Министерству здравоохранения рекомендовать организацию эксперимента

по совместной работе с пациентами профессиональных медиков и шаманов.

Главам администрации районов рекомендовать создание необходимых условий

для врачевания практикующих шаманов, зарегистрированных в обществе шаманов

 

к «Дунгур».

Ш. Ооржак, президент Республики Тыва

роання шшямиэода – тем

 

ФОНД ШАМАНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, США

ОБЩЕСТВЕННАЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ,

ЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ В КАЧЕСТВЕ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

3 июля 1994

Профессору Кении-Лопсану Монгушу Бораховичу.

Краевевдческий музей Республики Тыва,

ул. Ленина, 7.

Кызыл,

Республика Тыва

Дорогой профессор Кенин-Лопсан,

От имени Фонда шаманских исследований мне оказана огромная честь сообщить Вам, что Вы награждены званием " Живое сокровище шаманизма", вступающее в силу с 1 июля 1994 года.

Эта награда присуждается Вам в знак признания Вашей роли в сохранении знаний о тувинском шаманстве и в содействии возрождения этой великой духовной традиции народов Республики Тыва. Ваш вклад приносит пользу всему человечеству, так как результаты Ваших наблюдений и Ваши знания помогают людям всего мира понять важность роли тувинского народа в развитии, применении и сохранении шаманизма.

Пока только три человека в мире названы " Живыми сокровищами шаманизма", и мы просим Вас стать членом этой небольшой, но очень значимой группы. Сама награда представляет собой скромную пожизненную ежегодную стипендию, ее первый взнос будет передан Вам членом Фонда Полем Уккусичем.

Награда " Живое сокровище шаманизма" присуждается Вам в память о покойном профессоре Хеймо Лаппалайнене - зарубежном члене Фонда, и в знак признания работы, предпринятой им совместно с правительством Республики Тыва в сохранении и признании тувинского

шаманизма.

С глубоким почтением и уважением

искренне Ваш Майкл Харнер,

доктор антропологии,

президент Фонда шаманских исследований!

Майкл Хоппал

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал