Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тувинские шаманы в Америке
В 1998 году создана централизованная религиозная организация " Тос Дээр" (Девять Небес) тувинских шаманов республики. Это большое культурное событие в общественной жизни нашего края. А недавно делегация тувинских шаманов побывала в США. Об этом и многом другом разговаривает корреспондент газеты " Тувинская правда" с Монгушем Бораховичем Кенином-Лопсаном, председателем общества " Тос Дээр", доктором исторических наук, членом Фонда шаманских исследований США. — Какова предыстория поездки? — В 1978 году венгерский учений востоковед-этнограф РВилмош Диосеги опубликовал в Венгрии на английском языке одну мою статью " Воздушный мавзолей тувинского шамана". С тех пор зарубежные ученые заинтересовались, следили за ходом моих работ в области изучения тувинского шаманства. Большую роль для его международного признания сыграл тувинско-американский семинар ученых-шамановедов и шаманов, проходивший в Кызыле летом 1993 года, и моя книга " Алгыши тувинских шаманов" на тувинском и русском языках с резюме на английском. В истории тувинского общества Европа впервые познакомилась с практикой наших шаманов в 1996 году, в австрийской Вене. Там проходил первый международный конгресс психотерапевтов, где тувинские шаманы показывали образцы разно-сюжетных мистерий. Я прочитал доклад " Звук бубна лечат больного", а моя любимая переводчица Ролланла Конгар перевела на английский, уважаемая Любица Уккусич — на немецкий, так как желающих меня слушать собралось 1575 человек. И тогда я получил персональное приглашение профессора Майкла Харнера, доктора антропологии, президента Фонда шаманских исследований, зарегистрированной общественной образовательной организации. Кстати, впервые я там услышал от него слово " профессор" - так вежливо обращался он ко мне, хотя формально до сих пор этого почетного звания не имею. Я готовился к этой заокеанской поездке. За это время успешно прошла защита моей докторской диссертации " Проблемы этнографического изучения тувинского шаманства. Но материалам шаманского фольклора" в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера) Венгерская Академия наук выпустила специальный том " Мифы и гимны тувинского шаманства" на тувинском и английском языках, так как зарубежные ученые-лингвисты и ученые-этнографы считают алгыши тувинских шаманов составной частицей мировой культуры. В Бельгии, в портовом городе Антверпене блистательно прошла выставка " Шаманы в Центре Азии. Мифологическое наследие тувинского народа", к которой большим тиражом выпустили каталог-книгу на английском языке с цветными фотографиями. Я признателен за участие в подготовке вернисажа и издания Монгушу Маннай-оолу, Марианне Дэвлет, Людмиле Салчак, фотографу Юрию Косарькову, художнику Валерию Елизарову и коллективу Этнографического музея Антверпена. На презентации выставки выступил и услышал теплые слова мэра старинного города Бельгии. К октябрю вернисаж будет открыт в. Австрии, в Вене. Европа восхищается гениальным наследием наших предков — тувинским шаманизмом. Кто отправился с вами в Северную Америку? В состав нашей делегации входили шаман потомственного происхождения Сайлык-оол Канчыыр-оол, шаманка небесного происхождения Аи-Чурек Оюн и переводчица Ролланда Конгар. Перелет получился трудным? Очень длительным. Это сначала трасса Кызыл — Москва, получение визы в Америку, через Атлантический океан — в Калифорнию. Мы летели на российском самолете над Санкт-Петербургом, ЩввнивйгсГрародндиейр& йаадшЬ шбревзйй Амарикутсовш' приземлились в аэропорту Сан-Франциско. Я очень боялся своего! старческого возраста, однако ради чести, славы и достоинства
культуры человечества - шаманство в первозданном виде, отправился смело в американскую командировку, Слава Богу, мое сердце выдержало нагрузку. Полет длился 12 часов. Американские друзья во главе с профессором Майклом Харнером встретили нас с букетами цветов и дружескими объятиями. Где вы побывали? Фонд шаманских исследований находится в Сан-Франциско. Недалеко от него мы жили в разных городах: очень дорогая гостиница " Эмбессп Свите", красивейшие Сан-Рафаэль, Сонома и плавающий Сосолито, где каждый дом-пароход стоит на воде: ночь как бы спускается и днем поднимается над волнами. Книги. Телевизор. Тишина. Америка очень соблюдает этикет формы: каждому члену нашей делегации и также другим участникам предоставили отдельную комнату. Чем вы занимались? Участников международного семинара психотерапевтов и шаманов, организованного Фондом шаманских исследований, было 58 человек из Европы. Азии и самой Америки. Все шаманы и ученые. Две группы. В день мы работали по восемь часов, для одной группы — Аи- Чурек Оюн, для другой — Сайлык-оол Канчыыр-оол. В течение недели они показывали некоторые приемы шаманской мистерии. Их песнопе ния, танцы, обряды для наших зарубежных друзей-шаманов стали от крытием, так как многие цивилизованные страны давным-давно потеряли первейшие приемы шаманских мистерий. Поэтому они восхищались древней культурой тувинского народа. Я читал лекции в день по четыре раза: " Философия тувинского шаманизма", " Древняя этика тувинцев", " Священная традиция тувинцев". Выступления шаманов и лекции полностью записывали н обещали прислать копию нам. Международным семинаром шаманов руководили три доктора наук: Майкл Харнер, Билл Брайтон и я. Были и старые друзья, которые бывали в Туве: Розвитта Уккусич, Пол Уккусич, Моу Мэкерфилд, Майкл Бензи. Любопытно пожелание всех участников: любое мое выступление записывать и хранить в двух экземплярах -такова оценка моих лекций. Сколько дней вы были в Америке? В самой Америке мы были с 31 июля по 15 августа. Напряженная работа и очень хороший отдых в последнюю неделю в плавучем городе. Причем все расходы взяла на себя принимающая сторона. Спасибо американцам. Конечно, у вас было много интересных встреч. Вспомните несколько запомнившихся мгновений. Нас водили в китайский ресторан в Сан-Франциско, в ресторан дорогой гостиницы " Эмбесси Свите", в мексиканский, приводили на песчаный берег Тихого океана, где была самая откровенная беседа и более близкое знакомство. Нас специально водили туда, где Золотые Ворота. Это знаменитый мост — дитя гения американской инженерной мысли мостостроительства. Он проложен через пролив, соединяющий бухту Сан-Франциско с Тихим океаном построен в 1937 году, длина только подвесной части 1200 метров. По нему проходят по шесть \рядов машин в обе стороны. За проезд надо платить три доллара. Профессор Майкл Харнер лично водил нас в Музей американских индейцев, у которых он 2, 5 года прожил, чтобы собрать материалы по шаманству. Он говорит с ними свободно на их языке. Музей индейцев - мир мистики и фантазии. Посетили мы и Музей природы Калифорнийской академии наук. Там собраны все виды растений и представителя животного мира нашей планеты. Мне запомнилось одно дерево секвойи. Натурально показан возраст этого великана. Он родился в 207 году и упал в 1917, то есть прожил 1710лети стал свидетелем многих больших событий в истории человечества. Что еще понравилось в Америке? В США очень уважают закон. Там не курят, не воруют, не пьют. Там чудесные творения, природы охраняются законом. Например, когда мы посетили дом шаманки Моу Мэкерфилд, на его территории увидели дуб, которому 750 лет. Надпись гласит: " Этот дуб охраняется государством". Много таких примеров. Каков главный результат семинара шаманов и шамановедов? Я сердечно благодарен Фонду шаманских исследований и его основателю профессору Майклу Харкеру за то, что он занимается благороднейшей миссией, которая объединяет коренные народы мира. Как известно, именно у них впервые появилось шаманство. У каждого коренного народа свой язык, своя исконная религия — шаманская, своя родина, своя национальная традиция. Если у каждого народа сохранится своя исконная культура—шаманство, он не исчезнет, он будет говорить на своем родном языке, он сохранит традиционную культуру и будет жить на родине предков. В история XX века были факты, когда некоторые коренные народы стали " жертвой" импортных мировых религий, потеряв свою, шаманскую, затем - родной язык. Это очень опасно для их судеб. Любой этнос, если он потеряет родной язык, исчезнет и станет жертвой ассимиляции. XXI век должен уважать права коренных народов мира, в том числе — тувинского, который человечеству в первозданном виде сохранил шаманство. Я горжусь своим тувинским народом, на языке которого исполняют языческие гимны во время мистерии наши тувинские шаманы. Повторю, что Россия должна признать и уважать Декларацию о коренных народах мира. — С кем вы первым встретились, вернувшись домой? —Первым нас встретил уважаемый президент Шериг-оол Дизижикович Ооржак 20 августа. Кстати, он известен и среди участников нашего семинара. Беседа была сердечная, дружеская и вдохновляющая. Ему адресовано послание профессора Майкла Харнера, приводим его в переводе Ролланды Николаевны Конгар: " Господин Президент! С большим удовольствием сообщаю Вам об очень важном визите профессора Монгуша Кенина-Лопсана и его коллег в Соединенные Штаты Америки. Выступления профессора Кенин-Лопсана во время работы семинара сопровождались продолжительными овациями, что является признанием его огромного вклада как ученого в международное знание шаманизма. Его участие в работе семинара привлекло внимание к Туве как стране, признавшей, сохранившей и возродившей шаманизм в шаманские традиции. Для нас это большая честь. Во всем мире мало таких людей, как ^ профессор Кенин-Лопсан, которые так много сделали для изучения ^ шаманизма. И этим обращением, господин президент, нам хотелось $ олнняшягиднизтя-ттея бы выразить Вам нашу личную признательность в том, что он уже признан в Вашей стране, будучи избранным председателем общественной религиозной организации " Тос Дээр". — На ваш взгляд, какова судьба тувинского шаманства в будущем? - В истории тувинского общества шаманство всегда было исконной религией. Некоторые ученые шаманство считают ранней формой религии. Для меня — это материнская религия человечества, так как позже от его первобытных сюжетов произошли другие религии в " письменном" виде. В годы красного диктаторства тувинское шаманство было контрреволюционным элементом, с которым велась решительная борьба со стороны Тувинской аратской революционной партии. Например, ее восьмой съезд принял решение в 1929 году вести " решительную борьбу" с шаманством, чтобы ликвидировать его до основания. В годы коммунистического террора тяжела оказалась судьба тувинского шаманства. По переписи 1931 года в Туве было 411 мужчин-шаманов и 314 женщин-шаманок, о которых история молчит. Некоторые молодые люди задают такой глупый вопрос: " Какую религию вы считаете национальной у тувинцев? " Московский профессор Леонид Романович Кызласов аргументировано писал, что " древние тюрки были шаманистами". Отсюда видно, что язык того или другого этноса играет главную роль в определении национальной религии. Наши предки, современные тувинцы и шаманы говорят на тувинском языке, следовательно, шаманская религия была и остается национальной религией тувинцев - жителей Центра Азии. Пока звучит тувинская речь, будет и жива шаманская религия, так как шаманские гимны и мифы созданы на древнем и певучем тувинском языке. Тувинское шаманство — родной корень духовной культуры тувинского народа. Российская Федерация, демократическая держава, дала возможность возродиться тувинскому шаманству. В настоящее время оно имеет международный авторитет. По его типу работают самостоятельные общины шаманов в Австрии, Швейцарии, Финляндии, Америке. Тувинские шаманы уже побывали в Австрии, Швейцарии, Бельгии, Германии, Америке. Зарубежные ученые и шаманы изучают опыт тувинского шаманства так как в Туве сохранились архидревние его истоки. Гимны и мифы тувинского шаманства издаются на тувинском, русском, итальянском, немецком, латышском и английском языках, что говорит: они действительно являются классическими образцами тувинского шаманского фольклора и представляют собой сокровище мирового значения. Настала пора изучать в школах, лицеях, институтах, в университетах специальные курсы: " Тувинский шаманизм", " Мифы тувинских шаманов", " Гимны тувинских шаманов", " Древняя этика тувинцев", " Священная традиция тувинцев". Я убежден в том, что XXI век заработает на возрождении и расцветании тувинского шаманства — родной религии тувинского народа. Итак, мы совершили командировку в США, где наши шаманы показали культовые обряды тувинского народа. Я свидетель того, РОДИНЯ ШЯСИЯНИЗПМ - TfW %что Америка восхищается гением тувинского народа, сохранив-Jmero шаманство в первозданном виде. Тува — прародина шаманства в Центре Азии, где человек появился, по открытию нашего друга и старейшего археолога России Сергея Никитовича Астахова, 250-300 тысяч дет тому назад. Тува была, есть и будет страной шаманства, таково будущее судьбы духовной культуры тувинцев. Марина Кении-Лопсан, " Тувинская правда", 1998, 24 сентября
|