Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Куда зовут бубны.
Старший научный сотрудник Тувинского национального музея имени Алдан-Маадыр, обладатель звания «Живое сокровище» Американского фонда шаманских исследований, народный писатель Тувы, доктор исторических наук М. Б. Кении-Лопсан сравнительно недавно вернулся из командировкив Германию с группой тувинских шаманов. О поездке, об этих мгновениях уходящего года с ним беседует наш корреспондент. Почему визит опять в Германию? Потому что пригласил писатель, журналист и фотограф, руководитель шаманов Западной Европы Пол Уккусич. Там работает ___^21деление Американского фонда шаманских исследований, возглавляемый большим другом тувинских шаманов профессором Майклом " Харнером. Величие Тувы мы заметили на чужой земле, в более развитой стране. Оказывается, раньше зарубежные специалисты изучили труды наших ученых прошлого и советского периодов. Они знакомились с природой тувинского шаманства поверхностно, без языковых материалов. Ведь, например, без знания русского языка нельзя понять русскую душу в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. В Скандинавских и других европейских странах, в Соединенных Штатах знают хорошо мои диссертации - кандидатскую «Сюжеты поэтика тувинского шаманства», докторскую «Проблемы
практика и фольклор тувинского шаманства», «Магия тувинских шаманов, «Алгыши тувинских шаманов» и «Тувинские шаманы», в которых убедительно раскрыта первозданная природа тувинского шаманства на языковых - фольклорных материалах. Конечно, шаманство было у многих народов. Однако высокоразвитая цивилизация прошлых лет, особенно XX века, основательно разрушила первозданный мир шаманства у разных народов нашей планеты. Советский Союз, особенно Тува, до 26 августа 1991 года были в большой степени изолированы от внешнего мира, к тому же наша республика - труднодоступный регион для иностранцев. Словом, центр Азии является единственным местом в современном мире, где первая религия человечества — шаманская — сохранилась в первозданном виде, и эта культура создана гением наших предков. Почему немцы приглашают именно тувинцев? Когда вышла книга «Алгыши тувинских шаманов», западные ученые сразу же заметили, что этот древнейший жанр, о котором можно читать в классических трудах наших предшественников, оказался живым, то есть поэтические гимны живут в сердцах тувинцев, их здесь создает каждый шаман - мужчина или женщина. Итак, перед всеми цивилизован ными странами вдруг появились наши шаманские гимны, это было открытием истока духовной культуры тувинского народа — древних жителей центра Азии. Тувинское шаманство исключительно разнообраз но и богато. Порядочный человек не должен забывать родную мать - так же любая нация, уважающая свою духовную культуру, не должна хоронить шаманскую религию, материнскую для человечества. Сколько шаманов в Германии? Шаманские общины созданы в Германии, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Франции, Дании, Чехии, где ныне организованно действуют свыше 600 человек. Их руководитель Пол Уккусич, который был сопред седателем международного форума шаманов и шамановедов в 1993 году в Кызыле. Тогда зарубежные участники встречи убедились, что в центре Азии живет народ, сохранивший шаманство в колыбели духовного развития человечества. И это частица мировых сокровищ. Наши немецкие друзья читают и изучают гимны тувинских шаманов. Они берут у наших земляков уроки шаманских мистерий, посвященных культовым и лечебным обрядам. В этом международное признание древних секретов, которыми так мастерски владеют тувинские шаманы. Кто ездил вместе с вами? Я получил персональное приглашение, сам выбрал участников встречи. Это ответственный работник Аппарата правительства республики Любовь Хертековна Тас-оол, кандидат химических наук. Она нам очень помогла в 1993 году в том, чтобы впервые в истории тувинского общества удачно прошла встреча тувинских, европейских и американских шаманов и шамановедов. Моя любимая переводчица Ролланда Николаевна Конгар, шаман старшего поколения Сарыглар Дуктуг-оолович Борбак-оол, среднего -костоправ Николай Мунзукович Ооржак и молодого - Нина Васильевна Сырат. РОДИ Ни uwrtWHIWlW - TYM У каждого шамана было по два бубна и комплект шаманс одежды, потому что зрелищный эффект имеет привлекательное/ притяжение для зрителей и начинающих шаманов. Наши земляки роаиня шялммизом - тувя достойно вели себя и на семинарах показывали самые разные приемы для больных, для мистерий и для культовых обрядов. Немецкие шаманы -среди них были учителя, историки, врачи, коммерсанты, путешественники, туристы, спортсмены, служащие, купцы и простые люди - внимательно все впитывали. Где вы побывали? Наш маршрут получился длинным: Кызыл, Новосибирск, Мос ква, Гамбург — там Этнографический музей, морской порт, сельцо Прой- це, Международная выставка развитых стран мира в Ганновере, Экспо- 2000, Хорн-Бад Майнберг, торжественный обед и дружеская встреча с бургомистром этого города Блоком, священное место Екстарнштайн на 143 гектаров, пещера, где жили первобытные люди, а тувинские ша маны провели освящение Дуба в знак встречи с жителями этого священ ного места. Здесь найдены атрибуты немецких шаманов древности. Еще - село Оберау с гостиницей «Эдельвейс», где мы остановились, дальше - Олимпийская деревня в городе Гармиш-Партенкирхен, Мюнхен, Москва, Красноярск и Кызыл. В каждом месте, где мы останавливались, прохо дили семинары тувинских шаманов для европейцев. Сначала я читал для них лекции, затем в трех группах наши шаманы вели практические приемы для коллег из Европы, также для клиентов. В день мы работали по 8-10 часов. Какие лекции вы прочитали? Готовился тщательно. Темы следующие: «Мифологическая история тувинцев», «Письменная история тувинцев», «Особенность тувинского шаманства», «Истоки тувинского шаманизма», «Атрибуты тувинских шаманов», «Культовые обряды у тувинских шаманов», «Похороны умерших тувинцев», «Лечебные обряды тувинских шаманов», «Душа чело века у тувинцев». Какая встреча осталась в памяти? Дорога привела нас к Олимпийской деревне в Гармиш- Партенкирхене, построенной еще в 1936 году. Здесь, у подножия немецких Альп, проходила 11 -я конференция международной гуманной медицины. Под термином «гуманная медицина» подразумевается шаманская мистерия. Собрались представители 29 стран мира, в том числе США, Швейцарии, Западной Германии, Колумбии, Австрии, Тибета, Монголии, Перу, Мексики, Кореи, Непала, Голландии, Турции, Австралии, Западной Африки, и российских Якутии и Тувы. Никогда не забуду 27 октября 2000 года. Мне предоставили честь читать лекцию «Черное небо в шаманской мифологии у тувинцев» в Доме конгрессов. Ведущий организатор конференции господин Дитер Райхерт оперативно собрал переводчиков на английский, немецкий и французский языки, так как пришло очень много людей. Мое выступление прекрасно перевела немка Изольда. Кончил говорить. Тишина. И вдруг овация. Аплодисменты. Три раза выходил на сцену, чтобы выразить благодарность моим слушателям. В тот день в Большом зале Дома конгрессов меня слушали около полутора тысяч человек. До моих ушей доходили слова высокой признательности: «Вы совершили подвиг», «Вы оратор от Бога», «Вы редкий человек». Думаю, что Хэти слова и признательность истоку духовной культуры Цтувинского народа, произнесенные европейцами. Признание53 величия древней культуры тувинского народа -это и признание величия России! А в Москве запомнились встречи? Конечно. В Москве нас встретили председатель исполкома Совета Ассамблеи народов России Чимит-Доржу Байырович Ондар, замес титель председателя исполкома Совета ассамблеи народов России Кара- кыс Донгаковна Аракчаа. Как не радоваться моему старческому сердцу, когда земляки-тувинцы работают на высоких постах в родной столице! Они нас привели на встречу с Рамазаном Гаджимуратовичем Абдулатиповым — председателем Совета ассамблеи народов России, доктором философских наук и писателем из поселка Гебгута Гляратан-ского района Республики Дагестан. Рамазан Абдулатипов всех нас обнимал, как родных сестер и братьев. Мы сидели за столом, уставленным лучшими образцами дагестанской кухни, вели поэтизированную беседу. Великая радость. Мне вручили диплом Ассамблеи народов России с таким текстом: " Награждается Живое сокровище тувинского народа, востоковед-шаманист, доктор наук Кенин-Лопсан Монгуш Борахович за большой вклад в сохранение национальной самобытности и укрепление единства народов России. Председатель Совета ассамблеи народов России Р. Абдулатипов. Октябрь 2000 г." Благодарю судьбу, что мой тувинский народ через тысячелетия сохранил в первозданном виде исток духовной культуры — шаманскую религию в центре Азии. На память приходят стихи Александра Сергеевича Пушкина: Откуда чудный шум, неистовые клики? Кого, куда зовут и бубны, и тимпан? Бубны тувинских шаманов зовут людей доброй воли к тому, чтобы каждый народ сохранил свой язык, свою веру и свою Родину. Марина Кенин-Лопсан, " Тувинская правда", № 142 от 30 декабря 2000 года
|