Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тайна идола Бору - идола Волка тувинских шаманов
(сб. Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 1996, стр. 36-39). Тувинцы - язычники, потому в шаманском фольклоре сохранился миф относительно таинственной мощи шаманского амулета Бору, ээрен, дословно идола Волка. В литературе не встречается понятие, почему великие 'шаманы имели этого идола, какого значение его для исторического происхождения тувинского этноса. Материалы шаманского фольклора, записанные у старых тувинцев, говорят о двух хищниках, с которыми связаны два противоположных источника. Это Волк и Медведь. Есть шаманы небесного происхождения, и они культивировали идола Адыга (медведя). По представлению этих шаманов, а также старых информаторов, в Ак Дээрде, или в Белом Небе, которые как бы находя гея за девятью голубыми небесами, живут племена азарлар и xocvnap. У них очень уважаемым был Денгернин адыг или Небесный медведь. Когда-то великий шаман Белого Неба отправил его к другому миру - и он приземлился. Так возникло у тувинцев одно племя Адыг Дулуштер, дословно Медведь Дулуш. Пока оставим миф о небесном происхождении тувинских шаманов. Среди тувинцев старшего поколения еще жив миф о волке. Шаманы земного происхождения, особенно великие шаманы, у себя всегда имели идола Бору (Волка). И шаманы, и рядовые тувинцы с именем волка связывали происхождение тувинского народа. О волке бытуют самые разные мифы, однако у них одна общая символика. От волка как бы произошел тыва кижи огбези, дословно «предок тувинского человека», и потому великие шаманы доныне имеют идола Волка, например, шаман Хуурак Кыргыс Хавандайович, 1925 года рождения, житель Улуг-Хемского кожууна. О происхождении тюрков писали крупные ученые-тувиноведы, в частности, Л. Р. Кызласов и Л. П. Потапов. В этих трудах главными источниками информации являются генеалогические легенды тюрко-язычных народов. Их общая суть: в древние времена остался один, без родных мальчик и его нашла волчица, таким образом, от них произошли потомки тюрков. Однако, в этих работах не говорится о символическом значении шаманского идола Волка, которым, на наш взгляд, более достоверно хранит мифические сведения о происхождении древних тюрков, в частности, тувинцев. Живучесть мифа о происхождении тувинцев от волка в том, что они всегда обитали в самом Центре Азии, живут они и ныне там. Предки тюрков, а также тувинцев были шаманистами. Изолированность Тувы от внешнего мира стала важным фактором сохранения традиционной культуры, потому шаманство сохранилось в полной мере у современных тувинцев. Языческий символ идола Волка тесно связан с происхождением тувинского этноса. Как показывают фольклорные материалы, истинными вдохновителями духовности тувинцев были шаманы, потому именно они в своих гимнах воспевали идола Волка как олицетворение жизни на отцовской земле, преданность заветам предков, стремление к победе и плач одиночества. Например, если кто-то остался без родителей, он рыдал, копируя волчий вой, чтобы обратиться к духу своих предков. Ныне мотив подражания завыванию волка сохранился в основном у тувинских охотников. Даже в годы политического террора, когда идола Волка предавали огню, тувинцы в своей душе сохранили веру в силу идола Волка, как истока своего происхождения. Внешнее описание Идола Волка имеется в литературе, в частности в работе автора этих строк «Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства» (Кенин-Лопсан 1987). Для того чтобы разгадать тайну ^ символического значения идола Волка, автором собраны мифьц одна главная мысль -это происхождение наших предков от волка. Вот краткие названия мифов о волке: «Наши предки произошли от волка» Иргита Балдира Иргитовича, «Мальчик-тувинец горы Алдын Танды» Очур Мандыма Мондуриявны, «Голос волка похож на голос человека» Чюдюка Бориса Баадановича, «У наших предков мать -волчица» Сарыглара Борбак-оола Дуктуг-ооловича. «Если тувинец встретится с волком, его ждет удача» Куулара Кенденчика Сембиловича, «Идол Волка шамана Хурена» Балгана Кужугета Ленчаевича, «Идол Волка шамана Кара-Сала Ижер-Хама» Кенеш Монгуша Хоруулевича, «Сожжение идола Волка» Куулара Бадата Давындайовича, «Я не жалею, когда волк съедает овцу» Акаажык Зои Хомушкуевны, «Волк воет от тоски по родной стороне» Монгуша Бора-Хоо Келдегейовича. Счастлив тувинский народ, который сохранил исток духовной культуры - шаманство. Уникален тувинский шаманский фольклор богатый мифологическими сюжетами, в частности, разными вариантами мифа о волке как о предке тувинского народа. Шаманский фольклор -это наша устная энциклопедия, и она еще раз говорит о древней культуре тувинского народы. Учитывая особенности данного мифа о происхождении тувинского этноса, в качестве иллюстрации приведу одну мою запись. Вот он, древний миф о наших предках-тувинцах. Наши предки произошли от Волка Этот миф мне рассказал знаменитый охотник Иргит Салдаа. Его группа охотников, как это было заведено, избрали вожаком. Таков был! обычай. Он уроженец местности Бай-Даг Эрзинского кожууна. Была пора сочных маральих рогов. Чада Ендуп, Иргит Даландай и я во главе с великим охотником Иргитом Салдаа в дорогу отправились, чтобы достать панты. Мы перебрались через реку Тарлашкын и держали путь дальше. Когда мы подъехали к. местечку Даштыг Кежиг, казалась бело-бурая собака среди караганника. Мы сидели на конях, дожидаясь выхода той собаки на полянку. Когда она приблизилась к нам, то оказалась волчицей с черным куском в пасти, мы стреляли в сторону лютого зверя. Расстояние было удобное, примерно сто метров по нынешней мерке. Услышав ружейные выстрелы, волчица бросила то, что держала в зубах и помчалась прочь. Мы подъехали к месту, где волчица оставила свой черный багаж. К удивлению, там шевелился овечий желудок. И тогда мне впервые довелось увидеть пятерых волчат в овечьем желудке, которых так нежно несла мать-волчица. Я хотел было убить волчат, однако меня оставил великий охотник Иргит Салдаа. «Ты не убивай волчат. Пусть они живут. Тувинский человек изошел от волка, так говорят. Да, наши предки давным-давно «рождены» волком. Когда тувинец в пути встретится с волком, его ждет удача, так говорят. Едем дальше, ребята!» - сказал он. Мы подъехали к месту Кок-Хорум-Тайгазы, где лучше всего вести охоту. Мы развели костер. В тот день мы отправились на вечернюю охоту. Великий охотник Иргит Салдаа свалил одного марала, у f которого были панты с двенадцатью отростками. И я свалил одного марала, у которого такие же панты оказались. Мы же встретились с волчицей, и потому Алдын Танды (Золотая Танды) подарила нам ^сочные панты. Наступила ночь. Горит огонь костра, мелодично звеня. Мы наелись маральего мяса, шашлыком жаренного в огне. Великий охотник Иргит Салдаа снова вспомнил старый миф: «Давным давно на нашей земле то ли была война, то ли страшная болезнь, остался только один мальчик, так говорят. Того мальчика увезла волчица в Золотую Танды, в свою нору. От них родились пять мальчиков и пять девочек, так говорят». Миф, в котором рассказывается, что наши предки произошли от волка, передавался от одного поколения к другому. Вы же видели, что когда мы поехали дальше, та волчица снова прибежала к месту, где оставила волчат, взяла в пасть овечий желудок с ними и справилась в сторону дремучего леса. И мы сами потом убедились в правоте моих слов, когда тувинец с волком встретится, его ждет удача, так говорят. Сообщил Иргит Балдир Иргитович, родился в местечке Берт-Даг сумузу Эрзинского кожууна. Записано 11 марта 1996 го да. Город Кызыл, Тувинский музей. Избушка. 22 января 1997 года Примечание: Кыс бору - волчица Чангыс оол - один мальчик Тыва кижи - тувинский человек
|