Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Статистическое изучение связи между явлениями
Цель занятия: научиться решению задач с использованием эмпирического материала по реально существующим социально-экономическим явлениям или объектам. При решении каждой задачи сконцентрировать внимание студентов на сущности показателя и специфике его расчета. Уяснить методику анализа взаимосвязей экономических и социальных явлений. Контрольные вопросы. 1. В чем состоит отличие между функциональной и стохастической связью? 2. Что собой представляет корреляционная связь? 3. Какими статистическими методами исследуются функциональные и корреляционные связи? 4. В чем достоинства и недостатки метода параллельных рядов и аналитических группировок? 5. Какие основные задачи решают с помощью корреляционного и регрессионного анализа? 6. В чем состоит значение уравнения регрессии? 7. Что характеризуют коэффициенты регрессии? 8. Зачем необходима проверка адекватности регрессионной модели? 9. Как осуществляется проверка значимости коэффициентов регрессии? 10. Какими показателями измеряется теснота корреляционной связи? 11. Какое значение имеют расчеты коэффициента детерминации? 12. Линейные коэффициенты корреляции и детерминации, их смысл и назначение. 13. Проверка существенности показателей тесноты связи как необходимое условие распространения выводов по результатам выборки на всю генеральную совокупность. Как она осуществляется? 14. Какой экономический смысл имеют коэффициенты эластичности? 15. Сущность и значение совокупного коэффициента множественной корреляции и совокупного коэффициента детерминации. 16. Какие непараметрические методы применяются для моделирования связи. Задания для практических работ. В статистике целесообразно применение таких инновационных технологий как гипотеза. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое и требующее подтверждения. Преподаватель предлагает подтвердить гипотезу о существовании взаимосвязи социально-экономических явлений, т. е. выбор функции, например, по 10 однородным магазинам между товарооборотом и товарными запасами (табл. 1). Таблица 1 Товарооборот и товарные запасы по 10 магазинам
Для подтверждения гипотезы на первом этапе перечисляются функции. На втором этапе строится графическое изображение фактических данных задач, и проверяются свои знания по методам определения функций. Например, если результативный признак /у/ с увеличением факторного признака /х/ равномерно возрастает или убывает, то такая зависимость является линейной (ух = а0+а1*х); если результативный признак /у/ с увеличением факторного /х/ возрастает или убывает, не бесконечно, а стремится к конечному пределу, то применяется уравнение гиперболы (ух = а0+а1*1/х); если значение факторного признака /х/ расположены в порядке геометрической прогрессии и соответствующие значения результативного признака /у/ также образуют геометрическую прогрессию, то связь между признаками может быть представлена степенной функцией (ух = а0*ха1) и т.д. Третий этап. Решение по указанной функции с последующей проверкой степени близости выбранной теоретической линии регрессии к фактическим данным по индексу корреляции. Задача №2. По 10 предприятиям имеем объем выпускаемой продукции и стоимость основных производственных фондов:
Требуется определить тесноту зависимости между объемом выпуска продукции и стоимостью основных производственных фондов с помощью коэффициентов рангов Спирмена и Кендела. Задача №3. Имеются следующие данные по 5-ти предприятиям:
Требуется определить зависимость параметров по коэффициенту конкордации. Задача №4. Требуется определить наличие связи между работниками торговли, распределенными по полу и содержанию работы:
По коэффициенту ассоциации и контингенции. Задача №5. Имеются выборочные данные по 10 однородным предприятиям:
Построить однофакторную регрессионную модель с ее обоснованием.
Литература по теме: Основная: 1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Гл.9, п.п. 9.1; 9.2; 9.3 (с. 181-216). 2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. Гл. 7, п.п. 7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5 (с. 221-279). 3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл.9, п.п. 9.1 (с. 180-215). Дополнительная: 1.Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и Ко», 2002. Гл. VII, параграф 1, 2, 3, 4, 5 (с. 146-185). 2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл.9, п.п. 9.3; 9.4; 9.5; 9.6; 9.7; 9.8 (с. 70-86). 3. Статистика. Учебник /Под редакцией проф. Н.Н. Елисеевой – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. Гл.7, п.п. 7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5; 7.6; 7.7 (с. 77-107). 4. Статистика: Курс лекций /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и ор.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭ и У, М.: ИНФРА – М, 1999. Гл.7, п.п. 7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5; 7.6; 7.7 (с. 128-147).
|