![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Анализ рядов динамики. Цель занятии : усвоить правила построения и анализа рядов динамики для характеристики изменения социально-экономических явлений во времени
Цель занятии: усвоить правила построения и анализа рядов динамики для характеристики изменения социально-экономических явлений во времени, выявить основную тенденцию, закономерности их развития. Расчет аналитических показателей. Контрольные вопросы. 1. Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл? 2. Какие существуют виды рядов динамики? 3. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать? 4. Какие ряды статистических величин называются интервальными? Можно ли их суммировать? 5. Какие приемы применяются для преобразования несопоставимых рядов динамики в сопоставимые? 6. От чего зависит способ расчета хронологической средней? 7. Как исчисляется средняя для интервального ряда? 8. Как исчисляется средняя для моментального ряда? 9. Что характеризуют показатели абсолютного прироста и как они исчисляются? 10. Что представляет собой темп роста? Как он исчисляется? 11. Что показывает абсолютное значение одного процента прироста и как оно исчисляется? 12.По какой формуле исчисляется средний темп роста? 13. Как исчисляется средний темп прироста? 14. Что представляет собой коэффициенты опережения, ускорения и замедления? 15. В чём сущность метода укрупнения интервалов и для чего он применяется? 16. Как производиться сглаживание рядов динамики способом скользящей средней? 17. В чём сущность методов аналитического выравнивания динамических рядов? 18. Как определяется тип уравнения тенденции динамики? 19. Что представляют собой сезонные колебания, в чём практическое значение их изучения? 20. Как исчисляются индексы сезонности? 21. Что такое экстраполяция рядов динамики? Задания для практических работ Задача № 1. Производство электроэнергии в России за 1998 по 2003 гг.:
Требуется определить: 1. Показатели динамики / абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста, пункты роста /. 2. Средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста. Задача №2. Имеются данные о валютном курсе, установленном ЦБ РФ на первое число каждого месяца, согласно таблице: 01.10.1999г. 01.11.1999г. 01.12.1999г. 01.01.2000г. 25, 05 26, 05 26, 75 27, 0 руб. за 1 доллар Требуется определить средний месячный курс доллара в четвертом квартале 1999 г. Задача №3. Товарные запасы в магазине составили: На 01.01 - 72 тыс. руб.; На 01.04 - 85 тыс. руб.; На 01.08 - 60 тыс. руб.; На 01.11 - 69тыс. руб.; На 01.01 след. года - 90 тыс. руб. Требуется определить среднегодовой товарный запас в магазине. Задача №4. Изменение цен на потребительские товары и услуги за 1 квартал 2002 года оказались в Перми следующими / см. табл. /, в процентах к предыдущему месяцу:
Требуется определить в целом за 1 квартал прирост цен. Задача №5. Объем сделок по продуктам составил: - 10.02.03 - 80 млн. руб..; - 15.02.03 - 110 млн. руб. Требуется определить прогноз объема сделок на 16.02.03г. по среднему коэффициенту роста. Задача №6. Ежегодный прирост продукции фирмы характеризуется следующими данными / в процентах к предыдущему году /:
Определить относительное изменение в выпуске продукции фирмы за весь изучаемый период и в среднем за год. Задача №7. Определить средний месячный остаток материалов на складе предприятия в течение 1 квартала текущего года, если известно, что остаток материалов на складе: На 1.01 - 242 млн. руб.; На 1.02 - 251 млн. руб.; На 1.03 - 213 млн. руб.; На 1.04 - 186 млн. руб. Задача №8. Имеются данные о продаже молока и молочных продуктов на душу населения в России за 1994 по 2002 годы:
Применить метод аналитического выравнивания по прямой. Литература по теме: Основная: 1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Гл.7, п.п. 7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5; 7.6 (с. 106-141). 2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. Гл. 8, п.п. 8.1; 8.2; 8.3; 8.4; 8.5; 8.6 (с. 281-337). 3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл.10, п.п. 10.1 (с. 227-252). Дополнительная: 1.Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и Ко», 2002. Гл. IX, параграф 1, 2, 3, 4 (с. 188-208). 2. Статистика. Учебник /Под редакцией проф. Н.Н. Елисеевой – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. Гл.8, п.п. 8.1; 8.2; 8.3; 8.4; 8.5; 8.6; 8.7; 8.9; 8.10 (с. 108-216). 3. Статистика: Курс лекций /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и ор.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭ и У, М.: ИНФРА – М, 1999. Гл.5, п.п. 5.1; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 5.6 (с. 91-110).
|