![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие возрастного кризиса.
«Сосредоточение резких и капитальных сдвигов, смещений, изменений и переломов в личности ребенка» Л.С. Выготский. Кризис – это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Источник – противоречия между возрастающими физическими возможностями и ранее сложившимися отношениями со способами деятельности. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы человек-человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой. Особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличии от кризисов невротического и травматического характера B.K относится к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон). B.К могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его соц. отношений, деятельности и сознания. В детском возрасте обычно выделяют кризисы 1, 3, 6-7, подростковый (10-11%). Указанные хронологические границы КВ. условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и др. параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, соц. и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье. Для периода KB в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимодействия детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение в соц. ситуации развития, смена деят-ти, перестройка всей структуры сознания ребенка (Выготский, Леонтьев, Эльконин) Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимодействий с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психическими возможностями и притязаниями с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и др. свойственные KB негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деят-ти и, напортив, смягчаются при правильном воспитании. Кризис характеризуется: 1. Новым типом взаимоотношений со взрослыми (новые возможности ребенка); 2. Изменение соц. с. развития; 3. Смена ведущей деят-ти; Симптомы: замкнутость, раздражительность, конфликтность, трудновоспитуемость. Иногда носит революционный характер кризис 1, 3, 7, подростковый. Кризисный переход необходимо культурно организовать.
|