Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ускоренное психическое развитие, проблема отбора и обучения одаренных детей.






1. Для одаренных детей характерна двойственность и противоречивость их психологического облика. В интеллектуальном и нравственном отношении они опережают сверстников иногда на несколько лет, в эмоциональном и физическом развитии – находятся в пределах возрастной нормы или даже отстают от своего возраста. Подобный дисбаланс приводит к тому. что с одной стороны. взрослые предъявляют повышенные требования к уровню самостоятельности ребенка и его эмоциональной сфере, т.е воспринимают его полностью как взрослого; с другой стороны самого ребенка может напугать существующее расхождение и породить в нем чувство беспомощности. Следовательно, одним из направлений работы с одаренными детьми является формирование в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию.

2. Низкая самооценка одаренного ребенка может стать следствием ощущения неудовлетворенности, стремления к совершенству, критического отношения к собственным достижениям, присущего одаренным детям. Такие дети ставят перед собой завышенные, нереальные цели и остро переживают в случае невозможности их достичь. В силу особенностей нервной системы они обладают повышенной эмоциональной чувствительностью. Коррекция эмоционального фона поведения, формирование адекватной Я-концепции, выработка у одаренного ребенка умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели – еще одно направление оказания помощи со стороны педагога-психолога.

3. В силу простоты учебной программы у одаренных детей может возникнуть неприязнь к школе и отдельным учителям, особенно тем, кто требует простого заучивания материала, без его осмысления. Такие качества мышления детей, как гибкость, быстрота, точность и оригинальность не находят должного подкрепления на уроках, а иногда воспринимаются учителями как отклонение. Одаренный на уроке скучает или маскирует свой уровень развития. педагог-психолог может оказать ему помощь проводя разъяснительную работу с учителями и помогая им подбирать материал, соответствующий уровню развития ребенка.

4. В своем социальном развитии одаренные дети намного опережают своих сверстников. Они быстрее усваивают правила поведения в обществе и одновременно находятся в фазе детского конформизма. Они как взрослые оказывают сопротивление, так как для них характерен внутренний контроль. Поэтому одаренные дети кажутся слишком самостоятельными и независимыми, что может вызвать возникновение проблем в общении со сверстниками и педагогами. В этом случае педагог-психолог проводит разъяснительную и коррекционную работу как с одаренными детьми, так и с учителями.

5. Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах –еще одно направление работы психолога.1) одаренные дети должны понимать, что в людях можно ценить не только интеллект, но и другие качества 2) в компетенцию педагога-психолога входит создание в школе группы детей с высоким уровнем одаренности, чтобы дать им возможность общения на равных 3) развитие коммуникативных способностей и коммуникативной компетентности одаренных детей в специальных группах общения.

В настоящее время разрабатываются специальные программы обучению одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других качеств личности. В большинстве своем они построены на реализации принципа проблемности и диалоговых формах взаимодействия.

20% детей по статистике можно отнести к числу одаренных, но в результате того, что они не получают необходимой поддержки для развития, действительно одаренными после окончания школы остаются только 2-5%, т.е в процессе развития и обучения теряется 90% потенциальных талантов. Программы общеобразовательной школы также не рассчитаны на них, не учитывают особенностей их развития.

Первая часть проблемы одаренных детей связана с их психологическими особенностями. Они более уязвимы в общении, интровертированы (самоуглубленны, с трудом находят общий язык с окружающими) Уровень их рефлексии достиг уровня рефлексии взрослых людей или превзошел его, поэтому они смотрят на мир глазами взрослого человека и могут не понять детских шуток и тем разговоров одноклассников.

Вторая часть проблемы связана с высокой мотивацией одаренных детей – они настолько увлечены решением каких-то задач, что не находят времени или не видят необходимости в общении, кроме того они предпочитают не тратить время на то, что им понятно, скучно и неинтересно, в том числе и на общение с обычными людьми и взрослыми. в разговоре они быстрее. чем их сверстники и даже многие взрослые, понимают стиль и уровень мышления собеседника, быстрее доходят до сути проблемы, поэтому в общении с ними нужен иной подход.

Третья часть проблемы состоит в том, что в обычной общеобразовательной школе нет программ, рассчитанных на уровень понимания одаренных детей и у педагогов не хватает опыта и знаний для работы с ними, ребенок как бы останавливается в развитии: материал школьной программы ему понятен и его освоение не требует усилий. Кроме того, во многих школах в обычной ученической среде могут цениться какие угодно таланты, но не высокая мотивация учения и интеллектуальные способности. поэтому чтобы «быть как все» одаренный ребенок будет вынужден скрывать свои способности и знания. Иногда и учителя отрицательно реагируют на ребенка, который все знает и задает сложные вопросы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал