![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ведущая деятельность.
Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна ССР, т.е. особое отношение растущего человека к соц. действительности. Такое отношение реализуется посредством деятельности. Введенное А.Н.Леонтьевым понятие ведущей деятельности служит прямой конкретизацией понятия ССР, в той или ином возрасте (В.В.Давыдов). А.Н. Леонтьеву характеризуется изменением места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, определенным, ведущим данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в псих, процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии (А.Н. Леонтьев). 3 признака ведущей деятельности. 1. В форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в которых ребенок начинает учиться, играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения. 2. ВД - это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении - процессы отвлеченного мышления. Не все псих, процессы перестраиваются в ВД, но и в др., генетически не связанных с ней. 3. ВД - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Индивид проходит через закономерную последовательность определенных типов ВД. 1. Младенчество - непосредственно эмоциональное общение (установка соц. контактов); 2. Раннее детство - потребность в общественном поведении, нет умения общественно действовать, предметно-манипулятивная деят-ть. 3. Дошкольник - освоив операционально-техническую сторону деят-ти ребенок выходит за пределы непосредственно житейских отношений, сюжетно-ролевая игра. 4. Мл. школьник - учебная деят-ть - способность оперировать теоретическими знаниями. 5. Подросток - расширяются сферы деят-ти, я и мое участие в жизни, обществе, интимно-личностное общение. 6. Старший школьник - учебно-профессиональная деят-ть, выбор профессии. 1. группа ВД ориентирует ребенка на нормы отношений между людьми. 2. группа ВД общественно выработанные способы действия с предметами и различные эталоны. Каждый возраст характеризуется ВД, в которой развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности. В ВД наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. ВД связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками псих, развития. В этой деят-ти формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка псих, процессов и возникновение новых видов деят-ти. - в предметной деят-ти в раннем возрасте формируются гордость за собственные достижения, активная речь. Каждый вид в.д. порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств, свойств. В рамках в.д. происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Продуктом возрастного развития являются психические новообразования (Л.И. Божович). Психологические новообразования – это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития; обобщенный результат этих изменений (Л.С. Выготский). В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельность, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития. Центральные личностные новообразования: 0-1 год - возникновение аффективных представлений, которые побуждают ребенка, вопреки воздействиям внешней среды. 1-3 года – возникновение система Я, выражаемая в формуле Я САМ. Сталкиваются две силы «хочу» и «надо». Происходит формирование самосознания. до 7 - 8 лет - становление ребенка как социального индивида. У него возникает потребность в новой жизненной позиции и общественно-значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. к 12 - 14 годам - формируется способность к целеполаганию (самостоятельно ставить перед собой цель и добиваться ее). к 15 - 16 годам - формируется жизненная перспектива (выстраивание планов своей собственной жизни).
|