Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика подросткового возраста
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают основные образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Этот период онтогенеза – остро протекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития (19, с. 228). С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, данный возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д. (13, с. 41). Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности. Подростничество — самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и самоутверждение (5). В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком (28). В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно (2). С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой. Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома (1). В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием и волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам (11). В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей (17, с. 145). Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу. Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и прочее, а выступает в большинстве случаев лишь как ситуация замещения при неприятии старшего подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими (9). К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношения взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки. Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию его социальной активности – он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения (29, 30). В подростковом возрасте чаще всего встречается поведение, отличающееся от общепринятого. Наиболее стойкие и выраженные отклонения называют акцентуацией характера. Наиболее обоснованной и чаще всего применяемой на практике является классификация А. Е. Личко (16), рассматривающая формы проявления нарушений поведения с учетом причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе (как биологических, так и социально-психологических). Не останавливаясь специально на биологических основах, обратим особое внимание на социально-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушений поведения. «Пубертатный кризис» характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в своих суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, борьбой с авторитетами, общепринятыми правилами и нормами, обожанием случайных кумиров. В это время происходит определение подростками себя как личности, как индивидуальности. С психоаналитических позиций это расценивается как «распад детского Я» и необходимость синтеза нового «взрослого Я», образование «Сверх-Я». Именно этот процесс рассматривается как источник всех трудностей и нарушений поведения подростков. К этому прибавляются кризисы «авторитета» и «сексуальный». Поведенчески крайними выражениями этого являются побег из дома и бродяжничество. По мнению А. Е. Личко и его сотрудников, специфические подростковые реакции обусловлены и воздействием социальной среды, окружающей ребенка. К таким реакциям А. Е. Личко относит реакции эмансипации, группирования со сверстниками, хобби-реакции и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Рассмотрим их подробнее. Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться от опеки и контроля всех старших: родителей, учителей, воспитателей и старшего поколения в целом. Эта реакция может распространяться на все установленные порядки, правила, законы, нормы поведения и духовные ценности, что является способом самоутверждения в обществе и мире. Проявления этой реакции могут быть весьма разнообразными, наблюдаются периодически или постоянно в виде поступков или высказываний, отдаления от родителей, вплоть до побегов из дома из желания «пожить свободной жизнью», даже в тех случаях, когда дома вполне благополучная обстановка. Реакции группирования со сверстниками имеют давнюю историю, наблюдаются практически во всех странах, но закономерности их образования до сих пор не выяснены и недостаточно изучены. Существует два типа подростковых групп: одни отличаются однополостью, наличием постоянного лидера и фиксированным ролевым распределением, в них царит подчиняемость и помыкание одного другим. Такие группы могут иметь своею территорию, тщательно охраняемую от других, в борьбе с которыми протекает жизнь группы. В этих группах царят свой язык, условные знаки, клички, обряды. Это — мужские группы. Другие группы — разнополы, их состав и лидер непостоянны, группа подвижна, жизнь в ней минимально регламентирована, без каких-либо четких требований. Серьезную опасность представляют группы в закрытых заведениях типа интернатов, спортивных лагерей и им подобных, где они, по существу, могут быть хозяевами положения и главным регулятором поведения подростков. Именно в таких группах чаще всего возникают алкоголизация, наркомания, противоправное поведение. С этими явлениями довольно трудно бороться, тем более что лидерами таких групп являются подростки с гипертимными чертами, очень сильные, активные и общительные; реже лидерство достается подросткам с истероидными чертами характера. И если родители не имеют власти над ребенком и не могут ничего противопоставить интересам группы, судьба их сына — в руках чужих непредсказуемых людей. В таком случае знание психологических особенностей подростков родителями, учителями, воспитателями, тренерами иногда оказывается единственным, что поможет правильно направлять развитие детей и контролировать их поведение. Хобби-реакция, или реакция увлечения составляет важнейшую черту подростка. Хобби связаны с влечениями, наклонностями и интересами личности. Это может быть хоккей, футбол, мотоспорт, автомашины, поп-музыка, радиотехника, рисование, музыка, история, разведение рыб и животных, коллекционирование, танцы, увлечение экстравагантной одеждой, картежные игры, пари на деньги, игральные автоматы, компьютеры и т. д. Каждый подросток выбирает хобби, соответствующее его внутренним потребностям, что очень важно для понимания его внутреннего мира, а для родителей и воспитателей является прекрасным средством для понимания и управления его поведением. Детские поведенческие реакции проявляются в поведении, похожем на таковое в более младших возрастных периодах, и выражаются в различных реакциях. Реакция отказа от контактов, игр, еды возникает у детей, внезапно оторванных от семьи, привычного образа и места жизни (переезд, помещение в закрытые детские учреждения, смена школы и т.д.). Реакция оппозиции возможна из-за чрезмерных претензий или непосильной для ребенка нагрузки, вследствие утраты внимания со стороны матери и близких (появление нового ребенка, отчима или мачехи). В этих случаях возможны мнимые болезни, стремление избавиться от «противника» и другие негативные проявления: прогулы, побеги, нарочитая алкоголизация, словом, любые приемы, способствующие привлечению внимания и тому, чтобы его пожалели. Реакция имитации — это стремление подражать во всем определенному типу или образу (от родителей до героев книг и кино). Именно желанием подражать своему идеалу, «строить из себя» бандита и убийцу иногда обусловлены жестокость и преступность подростков, которые, к сожалению, усиленно рекламируются телевидением. Реакция компенсации, когда неуспехи в одной области компенсируются успехами в другой. Например, физически слабый подросток, чтобы выделиться, становится эрудитом. Реакция гиперкомпенсации выражается в стремлении добиться успеха именно в той области, где он слаб: заика увлекается художественным чтением; робкий стремится совершать отчаянные поступки и т. д. Приглядитесь к окружающим и себе, и вы найдете такие же реакции у взрослых людей. Реакции, обусловленные сексуальным влечением, — наименее изученная область жизни подростков. Сюда относятся подростковый онанизм — индивидуальный и групповой, ранние сексуальные связи, транзиторный гомосексуализм и некоторые иные проявления. В этом возрасте половое возбуждение может вызываться множеством внешне индифферентных раздражителей (мышечным напряжением, тряской в транспорте, страхом, болью и т.д.), и если при этом достигается оргазм, то кольцо взаимосвязи между этими явлениями легко замыкается и в дальнейшем может быть источником сексуальных проблем. В этом же возрасте формируются эмоциональные реакции на сексуальное возбуждение и формы социального поведения в зависимости от акцентуации характера. Именно поэтому вся информация о сексе (в литературе, по радио, на экране) должна подаваться с учетом того, что основными ее «потребителями» являются подростки. В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы (24). В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности (19). Подростничество имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. Возникает психолого-педагогическая дилемма, разрешить которую может только опытный взрослый: как, относясь к подростку по-серьезному, т.е. по-взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребенком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого «детского» обращения не обнаруживать (13). Известно, что с возрастом интерес подростков к себе быстро меняется. Шестиклассники начинают проявлять определенный интерес к своей внешности, к детям противоположного пола и взаимоотношениям с ними. У семиклассников возникают общие увлечения делового характера, появляется особый интерес к развитию своих способностей в различных видах практической деятельности и к своей будущей профессии. Восьмиклассники высоко ценят самостоятельность, индивидуальность, качества личности, которые проявляются в отношениях дружбы и товарищества. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями. Подростковый возраст — это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я». В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека (5). В средних классах школы вместо одного учителя появляется несколько новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль поведения и манера общения, а также приемы ведения занятий. Разные учителя предъявляют различные требования к подросткам, что заставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому новому учителю. В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично. Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринять взрослого, дать ему верную оценку. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснять материал, ставят справедливые оценки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особенно высоко ценится подростком эрудиция учителя, а также его умение правильно строить взаимоотношения с учащимися (8). В возрасте от десяти до пятнадцати лет в мотивах деятельности подростка, в его идеалах и интересах происходят существенные изменения. Их можно представить и описать следующим образом (26). В начальный период этого возраста (10—11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положительными изменениями в самовосприятии, в частности ростом самоуважения и более высокой оценкой себя как личности (6). По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференцированными, характеризующими поведение в отдельных социальных ситуациях, а затем и частные поступки. В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тенденция как бы противоположного характера. В начальный период подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, затем — черты характера и, наконец, глобальные личностные особенности. Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подросткамиокружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. В качестве иллюстрации этой мысли А.А.Бодалев (19) приводит следующее наблюдение. Если учащимся седьмого класса предложить, например, описать человека, которого они не знают, но отдельные черты которого им называются заранее (например, злой, добрый и т.п.), то среди ответов, которые получаются в этом опыте, можно выделить четыре разные группы. Подростки из первой группы называют только внешние признаки представленного им человека. Учащиеся из второй группы упоминают как внешние, так и некоторые внутренние черты. В третьей группе дополнительно к тому, что было сообщено о человеке, называются его дела и поступки. В четвертой группе, кроме всего сказанного, упоминаются еще мысли и чувства оцениваемого человека. Таким образом, подростковый возраст является сложным периодов в жизни человека. С одной стороны – это проявление негативных эмоций, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны – возрастание самостоятельности и изменение сферы деятельности. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, необходимости защитить себя или удовлетворить свои потребности. Специфические подростковые реакции обусловлены и воздействием социальной среды, окружающей ребенка. К таким реакциям А. Е. Личко относит реакции эмансипации, группирования со сверстниками, хобби-реакции и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. С возрастом меняется восприятие подросткамиокружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами.
|