![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показатели интеллектуальной готовности
Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность. Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов. Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической и, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками" (50). Показатели эмоционально-волевой готовности: 1. У ребенка проявляется эмоциональное отношение к позиции школьника (в зависимости от характера учебной ситуации). 2.Ребенок адекватно переживает процесс смены, переключение эмоций, сопровождающих учебную ситуацию 2.1. Способность устанавливать аналогии, сравнивать, классифицировать положительные и отрицательные эмоции 2.2. Способность гибко переключаться из одного эмоционального состояния в противоположное, способность сопереживать 3. У ребенка сформирован определенный уровень произвольно управляемого поведения. 3.1. Умеет сосредоточить внимание на определенной работе 3.2. Умеет длительно удерживать цель 3.3. Стремится к достижению результатов своей деятельности, преодолению трудностей. Оптимальная готовность ребенка к школе может быть при условии наличия в этом составе следующих основных компонентов готовности: - правильно сформированное отношение к учению; - сформированность навыков учебной работы; - -стремление трудиться, преодолевать трудности; - -развитость познавательных и учебных интересов; -сформированность произвольности, умение подчиняться правилам, управлять своими эмоциями, поведением. Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя следующее: - формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя); - формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия; - формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе; -формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам. Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя следующее: - формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя); - формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия; - формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе; -формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ Программа психолого-педагогической диагностики готовности к школе включает следующие этапы: Все ответы верны Изучение общих анамнестических сведений о ребенке. Диагностику состояния готовности ребенка к школьному обучению. Составление карты состояния готовности ребенка к школе. Заключение об индивидуальных особенностях готовности ребенка к школе. Психолого-педагогические рекомендации. 1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школников.-М.: Владос, 2001.-160с. 2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-М.: Академия.Проект, 2000.-190с. 3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.: 1999.-56с. 4. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет.- М.: Школа-Пресс, 1977.-411с.
|