![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закономерности в использовании понятий людьми, занимающие разные педагогические позиции.
2. Характеристики педагогической деятельности Обучение- процесс активного взаимодействия между обучающимся и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Педагог создает для активного обучения условия, направляет, контролирует, предоставляет средства и информацию. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Пед деятельность возникла с появлением культуры как хранение и передача новому поколению культурно-исторического опыта. Формы передачи: -сократическая беседа, или майевтика; -работа в мастерских (передача в освоении операций); - вербальное наставление (институт дядек, нянек, монастырей, гувернанток; -классно-урочное обучение (Я. А. Коменский); - тренинги. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности: целеположенность, мотивированность, предметность, продуктивность. Различаютпять уровней продуктивности педагогической деятельности: 1. (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный. 2. (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный. 3. (средний) локально моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный. 3. (высокий) системно моделирующий знания учащихся, педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умении учащихся по предмету ее целом, продуктивный. 5.{высший) системно моделирующий деятельность и неведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей б самовоспитании, самообразовании., саморазвитии: высокопродуктивный». Предметное содержание педагогической деятельности Педагогическая, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. Предметом педагогическойдеятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности являютсянаучные (теоретические к эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся. В качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или их представления, воссоздаваемые учеником при организованном учителем наблюдении за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности. Вспомогательными являются технические, компьютерные, графические и т.п. средства. Способами передачи социально-культурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение» показ (иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинга. Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт педагогической деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека. Мотивация педагогической деятельности: Внешняя – мотив достижения Внутренняя процесс и результат своей деятельности (фанат) Г.А. Мюррей выделяет эффекты доминирования, поэтому в деятельности учителя так много действий с ним связанных: склонять, вести, уговаривать, запрещать, ограничивать, управлять, организовывать и т.д.
|