Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стиль педагогической деятельности.
Стиль – целостное образование, включающее в себя индивидуальные особенности субъекта в системе внутренних условий, отражение субъектом внешних условий и требований деятельности, процессуальную и результативную сторону. Стиль деятельности утверждается после адаптации. Стиль педагогической деятельности включает: 1. Индивидуально-психологические особенности учителя 2. Особенности самой деятельности 3. Особенности обучающихся. В широком смысле слова пед. стиль – устойчивая система способов, приемов проявляющаяся в разных условиях ее существования. В узком смысле – это индивидуальный стиль, связанный с операциональным составом действий, стилем саморегуляции. К. Левин в 40-е годы по типу принятия решений выделил три стиля: авторитарный, демократический, попустительский. От стиля поведения учителя, зависит стиль поведения учащихся. В стиле Г.М. Андреева выделяет две стороны: содержательную и техническую. Демократический стиль: ученик равноправный партнер в общении. Метод воздействия – побуждение к действию (совет, просьба). Активно-положительное отношение к учащимся. Взаимопринятие и взаимоориентация. Авторитарный: ученик объект педагогического воздействия. Жесткий контроль. Тактика диктата и опеки. Педагог единолично решает все вопрос, касающиеся ученического коллектива. Либеральный: учитель уходит от принятия решений, организация и контроль не имеют системы, психологический климат неустойчивый. Тактика невмешательства. По А.К. Марковой 1. ЭИС- эмоционально-импровизированный стиль. Ориентация на процесс обучения. Объясняет логично, интересно, работает на сильного ученика (закреплению и повторению мало времени) 2. ЭМС – эмоционально-методический стиль. Ориентация на процесс и результат. Адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает, активизирует детей особенностями своего предмета.(завышенная самооценка, зависимость от ситуации, повышенная чувствительнось) 3. РИС - рассуждающее-импровизированный стиль. Ориентация на процесс и результат. Темп работы не высокий, меньше варьирует методами, слабая дисциплина. Меньше говорит сам, давая возможность ученику оформить ответ. 4. РМС - рассуждающее –методический стиль. Ориентация на результат обучения. Консервативен в использовании средств и способов п.д. Преобладает репродуктивная деятельность учащихся. Слабым ученикам больше времени. Характеризуется рефлексивностью. (Неумение поддержать интерес учащихся). Характеристики индивидуального стиля деятельности учителя Содержательные: -ориентация учителя: процесс; процесс и результат; результат обучения. - адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса -оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия -рефлексивность-интуитивность Динамические: - гибкость-традиционность -импульсивность-осторожность -устойчивость-неустойчивость к изменяющейся ситуации стабильное эмоциональное и нестабильное отношение к учащимся -отсутствие-наличие личностной тревожности - в ситуации затруднения рефлексия на себя или обстоятельства Результативные: - однородность-неоднородность уровня знаний учащихся -стабильность-неустойчивость у учащихся навыков учения -высокий, средний, низкий уровень интереса к изучаемому предмету.
|