Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет и контроль
Учет и контроль - два определения и понятия, которые по своему содержанию близки друг к другу. Первоначально в ФК большее распространение имел термин “учет”.
Он осуществлялся в соответствии с установленными требованиями и выражался в определенной системе учетной и отчетной документации.
Предварительный учет позволяет при разработке документов планирования обосновать различные показатели физического воспитания. Он предусматривает обобщение: · директивных указаний вышестоящих инстанций; · материально-технического состояния мест занятий и спортивных сооружений; · уровня подготовленности обучаемого контингента; · уровня подготовленности специалистов. Оперативный (текущий) учет осуществляется систематически в течение всего учебного года и дает сведения о своевременности и качестве проведения учебно-тренировочных и др. плановых мероприятий, т.е. о ходе процесса физического воспитания. Он отражает: · посещаемость учебно-тренировочных занятий и текущую успеваемость; · степень выполнения планируемых показателей, целесообразность и эффективность использования средств; · результаты текущего контроля по качеству проведения учебных и тренировочных занятий. Итоговый учет позволяет суммировать и обобщать результаты процесса ФВ за определенный промежуток времени, всесторонне изучать и анализировать проделанную работу и выполнение планов. Его основными показателями являются: · результаты итоговой успеваемости занимающихся; · количество спортсменов-разрядников и туристов; · спортивные рекорды и достижения; · выводы и предложения по совершенствованию процесса физического воспитания. Таким образом, “учет” был более объемным понятием, “контроль” - являлся частным проявлением учета и выражался преимущественно в проверке и оценке успеваемости занимающихся и контроле их физического состояния. Постепенно термин “контроль” вытеснил определение “учет” в учебниках и пособиях по основам теории и методики физического воспитания, спортивной подготовки. В настоящее время под контролем понимают наблюдение, обследование, проверку и оценку. Получил распространение ряд видов контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический и др. Ведущим (определяющим) из них является педагогический контроль как органически присущий процессу физического воспитания и составляющий неотъемлемое звено педагогической деятельности специалиста. Термин “ педагогический”, прежде всего, подчеркивает, что контроль квалифицированно осуществляется педагогом - специалистом физической культуры - средствами и методами, приобретенными им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма. Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания.
2. Сущность педагогического контроля Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.
Задачи педагогического контроля: § оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки; § выполнить план тренировки; § установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов; § выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов; § отобрать талантливых спортсменов. Содержание педагогического контроля: § контроль за посещаемостью занятий; § контроль за тренировочными нагрузками; § контроль за состоянием занимающихся; § контроль за техникой упражнений; § учет спортивных результатов; § контроль за поведением во время соревнований. Виды педагогического контроля: 1. Поэтапный - оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе. 2. Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся. 3. Оперативный - экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.
|