Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возрастная периодизация и задачи физического воспитания школьников
В процессе физического воспитания школьников целенаправленно используются все возможности не только для развития двигательных способностей, но и для нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания детей, развития психологических черт личности Комплексной программой предусмотрено решение следующих задач: · укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; · обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; · развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; · приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; · воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями (в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья); · содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности. Физическое воспитание учащихся проводится с учетом половых, психологических и индивидуальных особенностей. Цели физвоспитания конкретизируются в педагогической практике применительно к возрастной периодизации детей и соответствующим этапам школьного образования: · младший школьный возраст 6-10 лет (I-IV классы); · средний (подростковый) школьный возраст 11-15 лет (5-9 классы;); · старший (юношеский) возраст 16-18 лет (10-11 классы). Задачи физического воспитания школьников подразделяют на 3 группы: · образовательные, · развивающие (оздоровительные); · воспитательные. Они конкретизируются в дальнейшем по возрастным этапам.
Образовательные задачи. Решение этих задач предусматривает: В младшем школьном возрасте на основе умений и навыков дошкольного периода обучают школе движений: простым движениям руками, ногами, туловищем. Учат координировать их, т.е. управлять ими в пространстве, во времени, по усилиям. Осваивают простые упражнения основной гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр. В среднем школьном возрасте обогащается двигательный опыт путем выполнения новых координационно-сложных физических упражнений, формируется “школа деятельности”. Возросший уровень функциональных возможностей организма подростка позволяет ему под руководством учителя физической культуры сделать выбор и начать специализированные занятия спортом. В старшем школьном возрасте проводится углубленное изучение техники наиболее сложных двигательных действий, в том числе и прикладных. Физические упражнения выполняются в меняющихся условиях при повышенных физических нагрузках, что позволяет довести их выполнение до совершенства. На спортивных играх осваивается тактика действий.
Оздоровительные задачи. Они содействуют гармоническому формированию организма школьников (развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют активизации обменных процессов) и укреплению их здоровья. Это достигается обеспечением оптимального развития физических качеств для конкретного контингента учащихся (по возрасту и полу), формированием правильной осанки и закаливанием организма.
Воспитательные задачи. В процессе физического воспитания осуществляется всестороннее развитие личности ребенка, содействующее его нравственному воспитанию (формированию черт личности, патриотизма, коллективизма, гуманизма, честности, правдивости, сознательной дисциплины и др.), умственному воспитанию (усвоению специальных знаний по физической культуре, биомеханике; способности анализировать свои двигательные действия и делать выводы, обобщения; развивать творческое мышление при подготовке и выполнении различных вариантов двигательных действий), трудовому воспитанию (физической подготовке к труду и вооружение специальными умениями и навыками), эстетическому воспитанию (пониманию прекрасного, развитию чувства красоты, гармонического развитого человеческого тела, движений и умения воплощать ее в двигательной деятельности, пониманию музыки и ее взаимосвязи с движениями и т.п.). К воспитательным задачам относится формирование организаторских навыков, судейских знаний и умений для проведения занятий физическими и спортивными упражнениями (средние и старшие классы).
|