Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебно- методические материалы
КонспектЫ лекций ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СтепеВЕДЕНИе» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА 1 - « ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ СТЕПЕЙ, ЛЕСОСТЕПЕЙ И ПОЛУПУСТЫНЬ ЕВРАЗИИ И ИХ ЛАНДШАФТОВ-АНАЛОГОВ ДРУГИХ МАТЕРИКОВ».
Лекция 1. Введение. Основные этапы изучения степей. Развитие научных представлений о степях и степных ландшафтах. А Гумбольдт – основоположник выделения степей как особого географического пространства (1808) Основоположники флористического описания степей (Э.А. Эверсман, А.И. Шренк, А.Н. Бекетов); «степной тип растительности» А.Ф. Миддендорфа (1892). Геоботаническое направление в изучении степей (Б.А. Келлер, И.К. Пачоский, С.И. Коржинский, В.В. Алёхин, И.В. Ларин и др.). Географическое направление в изучении степей (В.В. Докучаев, А.Н. Бекетов, А.Н. Краснов, А.А. Измаильский, Г.И. Танфильев, Г. Н. Высоцкий, Б.Б. Полынов, Л.С. Берг и др.). Основные этапы физико-географических исследований. Физико-географические исследования степей в XVIII- середине XIX вв. Исследование Восточно-Европейских, Уральских, азиатских степей Унковским И.С. (1723), Лихаревым И.М. (1720), Рычковым П.И. (1759, 1767). Великие академические экспедиции (1768-1774 гг.). Исследования И.А. Гюльденштедта и С.Г. Гмелина (1777), В.Н. Татищева (1784), И.И. Лепёхина (1795), П.-С. Палласа (1773, 1809), И.П. Фалька, Х.Ф. Лессинга (1832, 1834). Первые опыты природно-хозяйственного районирования Е.Ф. Зябловского (1807), К. И. Арсеньева (1818). Комплексные описания степей Э.А. Эверсмана (1840, 1850, 1866). Комплексные физико-географические исследования степей в конце XIX - начале XX вв. Экспедиции под руководством В.В. Докучаева (1882-1886, 1888-1894). Изучение ландшафтов и первые опыты рационального степного природопользования, создание ландшафтных стационаров («Каменная Степь», «Великоандольский» и др.). Формирование докучаевской школы ландшафтных исследований. Работы А.А. Измаильского, Н.М. Симбирцева, А.Н. Краснова (1894); Г.И. Танфильева (1890), В.И. Талиева (1905), Г.Н. Высоцкого (1905), Л.С. Берга (1913), Б.А. Келлера (1907), В.В. Алёхина (1910, 1934). Возникновение новых школ учёных - степеведов в первой половине XX века. Казанская школа (С.И. Коржинский), Санкт-Петербургская (А.Н. Бекетов), Харьковская (В.И. Талиев, Е.М. Лавренко), Московская (В.В. Алехин) школы. Ландшафтные исследования степей во второй половине XX века, физико-географическое районирование степной зоны и изучение проблем природопользования. Работы Ф.Н. Милькова, В.А. Николаева, А.Г. Исаченко, В.Г. Мордковича, В.Б. Сочавы, А.А. Чибилёва, В.А. Снытко, Н.И. Бобровской и др. Современный период. Разработка стратегии сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, оптимизации степного природопользования. Основные этапы изучения прерий Северной Америки, пампы Южной Америки, туссоков Новой Зеландии.
|