Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 13 - 14. Основные направления ландшафтно-экологической оптимизации степного природопользования (4 ч.)
1. Ландшафтно-экологический мониторинг и основные направления экологической оптимизация структуры природно-антропогенных геосистем. 2. Ландшафтно-экологическая оптимизация техногенных геосистем. 3. Оптимизация степного природопользования. Ландшафтно-экологическая оптимизация структуры земледелия. Сокращение доли пашни. Уменьшение нагрузки техники на агроландшафты степной зоны. 4. Оптимизация нагрузки на пастбища и предотвращение пастбищной деградации растительного и почвенного покровов. Экологические принципы природопользования в растениеводстве и пастбищном животноводств. 5. Оптимизация водного хозяйства в зонах степей, прерий и полупустынь. Геоэкологические проблемы малых рек степной зоны и основные напраления экологической оптимизации водного хозяйства, гидротехнической мелиорации.
ЛИТЕРАТУРА. 1. Григорьев Ал.А. Антропогенные воздействия на природную среду по наблюдениям из космоса. - Л.: Наука, 1985.- 239 с. 2.Исаков Ю.А., Казанская Н.С., Тишков А.А. Зональные особенности динамики экосистем. - М.: Наука, 1986. - 309 с. 3.Николаев В.А. Основы учения об агроландшафтах// Агроландшафтные исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – с. 3-57 4.Чибилев А.А. Лик степи. Эколого-географические очерки о степной зоне СССР. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 192 с. 5.Чибилёв А.А. Экологическая оптимизация степных ландшафтов. – Свердловск: Изд-во УрО РАН, 1992. – 172 с. Занятие 15-16. Проблемы сохранения ландшафтного и биологического разнообразия степей и их ландшафтов-аналогов. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в зонах степей прерий и полупустынь. (4 ч.) 1.Экологические принципы сохранения степных ландшафтов, растительных сообществ. Разработка стратегии сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, оптимизации степного природопользования. «Красная книга» МСОП и РФ. Региональные «Красные книги». 2. Сохранение и восстановление растительности степей и прерий. Метод агростепей. 3. Проблемы сохранения ландшафтного разнообразия степей и их аналогов. Реставрация изменённых и нарушенных геосистем. 4. Проблемы сохранения, восстановления и хозяйственного использования животного мира степей и прерий. 5. Значение и организационные принципы развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в степной зоне. Проект «Зелёная книга» как единый полный кадастр существующих и проективных ООПТ всех рангов, «зелёная карта». Природоохранный, ландшафтно-экологический каркас хозяйственно освоенных территорий. 6.Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в зонах степей, прерий и полупустынь. 7. Особенности территориальной организации степных ООПТ. Типы, размеры степных ООПТ. Проблемы выявления, инвентаризации и сохранения ключевых (эталонных) ландшафтов и биологических территорий. 8. Новые формы сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. 9. Заповедники и национальные парки России, Евразии и Северной Америки. 10. Природные парки и сеть ООПТ Волгоградской области.
ЛИТЕРАТУРА. 1. Брылёв В.А., Рябинина Н.О., Комиссарова Е.В., Материкин А.В., Сергиенко Н.В., Трофимова И.С. Особо охраняемые природные территории Волгоградской области. - Волгоград: Альянс, 2006. - 256 с. 2. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. – М.: Мысль, 1978. – 295 с. 3.Чибилев А.А. Лик степи. Эколого-географические очерки о степной зоне СССР. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 192 с. 4. Чибилёв А.А. Экологическая оптимизация степных ландшафтов. – Свердловск: Изд-во УрО РАН, 1992. – 172 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА «СТЕПЕВЕДЕНИЕ»
В курсе «Степеведение» используются классические аудиторные методы для всех занятий. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на лабораторно-практических занятиях, семинарах. На лабораторно-практических (семинарских) занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами. Лабораторно-практические (семинарские) занятия, выполняя функцию рубежного контроля знаний, позволяют также в дискуссиях выявить вопросы, которые не получили должного внимания студентов. С этой целью, лабораторно-практические (семинарские) занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по вопросам, требующим более детального изучения. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателем или избрана самим студентом. На лабораторно-практическом занятии (семинаре) студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Целью преподавателя на лабораторно-практическом (семинарском) занятии является ориентация студента на приобретение более совершенных знаний в зависимости от способностей и интересов студента, помощь в изучении сущности ландшафтоведческих и ландшафтно-экологических проблем. Особенностью курса является самостоятельная и аудиторная работа студентов с картографическими и других фондовых материалов, рекомендуемыми преподавателем кафедры.
|