Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по изучению
ДИСЦИПЛИНЫ «СТЕПЕВЕДЕНИЕ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Являясь составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Степеведение», методические указания необходимы для организации самостоятельной работы студентов. Формирование навыков самостоятельного, критического мышления обучающихся – одна из главных задач, которая продиктована общими целями современного образования. Практика неотрывна от целеполагающей и целенаправленной деятельности человека, потому выступает целью познания. С этих позиций в учебном процессе все активней используется технология «обучения действием», стимулирующая познавательную активность студентов, процесс усвоения полученных знаний, а также направленная на выработку навыков и опоры на собственный опыт. Обучение – это постоянный и непрерывный процесс, нацеленный на приобретение новых знаний. Как результат, при проведении семинарского занятия преподаватель исходит из того, что студент свободно ориентируется в материале и готов к дискуссии по вопросам, отражающие теоретические и практические аспекты. Методические указания представляют собой совокупность приемов, правил и требований, которыми необходимо руководствоваться студенту в процессе подготовки к занятию. Цель методических указаний – помощь в организации данного процесса.
Алгоритм подготовки к занятию:
1. Ознакомиться с планом занятия, вопросами, выносимыми для обсуждания. 2. Просмотреть записи лекций. Определить вопросы, для ответов на которые необходимо обратиться к учебнику. 3. Познакомиться с перечнем терминов (ключевых слов). 4. Выявить и законспектировать те источники периодической литературы, которые отражают современные тенденции в рамках рассматриваемого вопроса (темы). 5. Определить научные источники из списка рекомендованной литературы, которые необходимо законспектировать или реферировать. 6. Сформулировать проблему (возможно, основываясь на анализируемом источнике литературы), решение которой может быть найдено при помощи нового знания. Важными элементами работы с научной и учебной литературой являются конспектирование и реферирование. Конспектирование предполагает изложение информации в сокращенном варианте, помогает студенту выявить, упорядочить и накопить основополагающие моменты работы. Существуют определенные правила конспектирования. Во-первых, конспект должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми кафедрой. Обязательно указывайте исходные данные научного источника: автор, название работы, издательство, год публикации работы. Во-вторых, текст конспекта должен быть логически выстроен и соответствовать логике автора. Для этого необходимо выделить основные моменты и выводы исследователя, активно используя цитаты. Реферирование используют для обзора нескольких источников. Реферат представляет собой сжатое изложение основной информации первоисточников, важнейшей аргументации, сведений о сфере применения, выводов. Он демонстрирует знакомство студента с основной литературой вопроса, умение выделить проблему и определить методы ее решения, последовательно изложить суть рассматриваемых вопросов, владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом, приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения. Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, (оглавление), введение, основная часть (главы), заключение, список используемой литературы (преимущественно монографии, периодические издания за последние 3 года), при необходимости приложения. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы. Титульный лист реферата должен содержать название факультета, направления подготовки бакалавра/магистра или специальность студента, название темы, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, инициалы научного руководителя, год выполнения. Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.
При подготовке к выступлению на семинарском занятии: 1. Придерживайтесь плана ответа, в котором соблюдается логика познания и изложения. 2. Всегда называйте дополнительные источники информации, которые Вы использовали при подготовке к семинару по данному вопросу. 3. Старайтесь сформулировать проблемы, решение которых возможно с использованием полученных знаний.
Дисциплина «Степеведение», разбита на три модуля (блока), которые представляют собой логически завершенные части рабочей программы курса и являются тем комплексом знаний и умений, которые подлежат контролю. В конце семестра проводится контрольное мероприятие, включающее контроль последнего модуля (блока) для всех студентов и контроль, который проходят обязательно те студенты, которые имеют задолженность по прошлым модулям (блокам), а также те, кто желает улучшить свой рейтинг. В курсе используются классические аудиторные методы для всех занятий. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на лабораторно-практическом занятии (семинаре). На лабораторно-практических (семинарских) занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами. Лабораторно-практические (семинарские)занятия, выполняя функцию рубежного контроля знаний, позволяют также в дискуссиях выявить вопросы, которые не получили должного внимания студентов. С этой целью, семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады (в т.ч. с использованием мультимедийного оборудования), выступления по вопросам, требующим более детального изучения. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателем или избрана самим студентом. На лабораторно-практическом занятии (семинаре) студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Целью преподавателя на лабораторно-практическом (семинарском) занятии является ориентация студента на приобретение более совершенных знаний в зависимости от способностей и интересов студента, помощь в изучении сущности ландшафтно-экологических проблем и овладении методами их анализа.
|