Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Серебряный бубенец во рту.
(М. Цветаева «Стихи к Блоку») Литература – искусство, требующее своего истолкования, часто аналитического исследования. Этими вопросами занимается литературоведение.
Литературоведение как наука Литературоведение – наука, всесторонне изучающая художественную литературу, её сущность, происхождение и общественные связи; совокупность знаний о специфике словесно-художественного мышления, генезисе, структуре и функциях литературного творчества, о локальных и общих закономерностях историко-литературного процесса; в более узком смысле слова – наука о принципах и методах исследования художественной литературы и творческого процесса. («Краткая литературная энциклопедия», М., «Сов. Энциклопедия», 1967, т.4, стр. 331)
Литературоведение как наука включает в себя:
- историю литературы; - теорию литературы; - литературную критику;
Вспомогательные литературоведческие дисциплины: архивоведение, библиотековедение, литературное краеведение, библиография, текстология и т.д.
Из истории литературоведческой науки
1. До начала XIX века литературоведческая мысль не носила ярко выраженного научного характера. Размышление о литературе чаще всего приобретали философско-этический или сугубо эстетический оттенок (Буало, Лессинг, Кант, Гердер и др.) 2. Основные методы (системы) изучения литературы сложились в Европе в XIX веке. 3. Метод (научный) предполагает установление объективных критериев в искусстве с точки зрения единства индивидуальных и общественных интересов, стремление к систематизации принципов анализа художественных произведений. 4. Литературоведческая наука в различные культурно-исторические периоды прибегала к различным методам, как то:
- биографическому (Сент-Бёв, Г. Брандес); - филологическому (Г. Пауль, В. Перетц); - мифологическому (братья Гримм, Ф. Буслаев и др.); - психологическому (А. Потебня, Д. Овсяников-Куликовский); - психоаналитическому (З. Фрейд, И. Ермаков); - интуитивистскому (А. Бергес, М. Гершензон); - культурно-историческому (братья Веселовские, Вс. Миллер); - формальному (В. Жирмунский, В. Шкловский) - социологическому (В. Перевезев) - структуралистскому (Ю. Лотман) - марксистско-ленинской критике (на ней долгое время идеологически базировалось отечественное – советское - литературоведение).
v Основы современного литературоведения во многом заложены в трудах древнегреческого мыслителя Аристотеля. Запомните основные положения (терминологию) аристотелевской «Поэтики». (336-332 г.г. до н.э.)
МИМЕЗИС – подражание, несущее в себе творческое и познавательное начало;
ТРАГЕДИЯ - подражание действию важному и законченному, имеющему определённый объём. Подражание при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путём сострадания и страха очищение подобных аффектов (катарсис) КОМЕДИЯ - воспроизведение худших людей, однако не в смысле полной порочности (…) (…) смешное – это некоторая ошибка и безобразие, ни для кого ни пагубное, никому не причиняющее страдания; комическая маска есть нечто безобразное и искажённое, но без страдания. ФАБУЛА - подражание действию, сочетание фактов.
ХАРАКТЕР - то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь; то, в чём обнаруживается направление воли; МЫСЛЬ - то, в чём говорящие доказывают что-либо или просто высказывают своё мнение; ПЕРИПЕТИЯ – перемена действия от счастья к несчастью, и наоборот.
Согласитесь, что определения, данные Аристотелем, не утратили своей точности и актуальности в наши дни.
v Существенное влияние на формирование эстетических воззрений на сущность поэзии оказало критическое наследие Н. Буало. Его трактат «Поэтическое искусство» (1674 г.) написан в стихах. Во внешне лёгкой поэтической форме скрыть серьёзное теоретическое содержание.
Судите сами. Вот некоторые афоризмы Буало:
- «Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти, Придётся одолеть преграды на пути, Намеченной тропы придерживайся строго: Порой у разума всего одна дорога.» «Но если замысел у вас в уме готов Все нужные слова придут на первый зов.» «Иноязычных слов бегите, как заразы, И стройте ясные и правильные фразы.» «Ваш критик должен быть разумным, благородным, Глубоко сведущим, от зависти свободным.» «Пускай ваш труд хранит печать души прекрасной,
|