Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Серебряный бубенец во рту.






(М. Цветаева «Стихи к Блоку»)

Литература – искусство, требующее своего истолкования, часто аналитического исследования. Этими вопросами занимается литературоведение.

 

Литературоведение как наука

Литературоведение – наука, всесторонне изучающая художественную литературу, её сущность, происхождение и общественные связи; совокупность знаний о специфике словесно-художественного мышления, генезисе, структуре и функциях литературного творчества, о локальных и общих закономерностях историко-литературного процесса; в более узком смысле слова – наука о принципах и методах исследования художественной литературы и творческого процесса.

(«Краткая литературная энциклопедия»,

М., «Сов. Энциклопедия», 1967, т.4, стр. 331)

 

Литературоведение как наука включает в себя:

 

- историю литературы;

- теорию литературы;

- литературную критику;

 

Вспомогательные литературоведческие дисциплины: архивоведение, библиотековедение, литературное краеведение, библиография, текстология и т.д.

 

Из истории литературоведческой науки

 

1. До начала XIX века литературоведческая мысль не носила ярко выраженного научного характера. Размышление о литературе чаще всего приобретали философско-этический или сугубо эстетический оттенок (Буало, Лессинг, Кант, Гердер и др.)

2. Основные методы (системы) изучения литературы сложились в Европе в XIX веке.

3. Метод (научный) предполагает установление объективных критериев в искусстве с точки зрения единства индивидуальных и общественных интересов, стремление к систематизации принципов анализа художественных произведений.

4. Литературоведческая наука в различные культурно-исторические периоды

прибегала к различным методам, как то:

 

- биографическому (Сент-Бёв, Г. Брандес);

- филологическому (Г. Пауль, В. Перетц);

- мифологическому (братья Гримм, Ф. Буслаев и др.);

- психологическому (А. Потебня, Д. Овсяников-Куликовский);

- психоаналитическому (З. Фрейд, И. Ермаков);

- интуитивистскому (А. Бергес, М. Гершензон);

- культурно-историческому (братья Веселовские, Вс. Миллер);

- формальному (В. Жирмунский, В. Шкловский)

- социологическому (В. Перевезев)

- структуралистскому (Ю. Лотман)

- марксистско-ленинской критике (на ней долгое время идеологически базировалось отечественное – советское - литературоведение).

 

v Основы современного литературоведения во многом заложены в трудах древнегреческого мыслителя Аристотеля. Запомните основные положения (терминологию) аристотелевской «Поэтики». (336-332 г.г. до н.э.)

 

МИМЕЗИС – подражание, несущее в себе творческое и познавательное начало;

 

ТРАГЕДИЯ - подражание действию важному и законченному, имеющему определённый объём. Подражание при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путём сострадания и страха очищение подобных аффектов (катарсис)

КОМЕДИЯ - воспроизведение худших людей, однако не в смысле полной порочности (…) (…) смешное – это некоторая ошибка и безобразие, ни для кого ни пагубное, никому не причиняющее страдания; комическая маска есть нечто безобразное и искажённое, но без страдания.

ФАБУЛА - подражание действию, сочетание фактов.

 

ХАРАКТЕР - то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь; то, в чём обнаруживается направление воли;

МЫСЛЬ - то, в чём говорящие доказывают что-либо или просто высказывают своё мнение;

ПЕРИПЕТИЯ – перемена действия от счастья к несчастью, и наоборот.

 

Согласитесь, что определения, данные Аристотелем, не утратили своей точности и актуальности в наши дни.

 

v Существенное влияние на формирование эстетических воззрений на сущность поэзии оказало критическое наследие Н. Буало. Его трактат «Поэтическое искусство» (1674 г.) написан в стихах. Во внешне лёгкой поэтической форме скрыть серьёзное теоретическое содержание.

 

Судите сами. Вот некоторые афоризмы Буало:

 

- «Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,

Придётся одолеть преграды на пути,

Намеченной тропы придерживайся строго:

Порой у разума всего одна дорога.»

«Но если замысел у вас в уме готов

Все нужные слова придут на первый зов.»

«Иноязычных слов бегите, как заразы,

И стройте ясные и правильные фразы.»

«Ваш критик должен быть разумным, благородным,

Глубоко сведущим, от зависти свободным.»

«Пускай ваш труд хранит печать души прекрасной,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал