Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сюжетная схема
Главный этап анализа стихотворения – составление сюжетной схемы. Этому предшествует осмысление проблематики произведения. Чтобы понять проблему повести, необходимо сформулировать ряд вопросов, на которые вместе с автором пытается ответить читатель. Вопросы таковы: Что вызвало главное событие в повести? (Или «Почему Маша и Владимир вынуждены венчаться тайно?»). Оказывается, молодые люди встретили немало препятствий на пути к своему счастью (так для них и несостоявшемуся). Им препятствуют и бедность Владимира, и воля родителей, и, наконец, русская зимняя непогода.
Преодолевают ли они все эти препятствия? Нет. Судьба распоряжается помимо их желания – по-своему. В результате сложившейся сюжетной коллизии Владимир погибает на войне, Маша некоторое время живёт затворницей, потом встречает суженого – шутника-гусара Бурмина.
Какую роль во всём происходящем играет Бурмин – фигура колоритная, в нравственном отношении спорная? Почему именно ему, а не сгорающему от страсти Владимиру, выпадает счастье быть супругом Марии Гавриловны? Вопросы, вопросы… Литература чаще задаёт их, чем отвечает. Вопросы – фундамент проблематики произведения. Они очерчивают сюжетное противостояние. В «Метели» противопоставлены воля (поступки людей) и так называемая Судьба (проявление Высшей Силы через случайное стечение обстоятельств: в данном сюжете, метель). Главные вопросы «Метели»: волен ли человек в устроении своего счастья? Кому выпадает выигрышный билет Судьбы? Кто терпит неудачу и почему? Конфликт произведения – противоречие между личной инициативой и божественным предопределением. Как построить схему развития сюжета «Метели»? Будет ли она простой? Или разветвлённой? Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться в том, сколько сюжетных линий в «Метели»? Как они переплетены? Какие эпизоды являются общими для всех персонажей повести (Маши, Бурмина, Владимира)? Где и почему обрывается линия жениха-неудачника? Как продолжается линия венчанной в метель невесты? Что является случайным стечением обстоятельств? В чём проявляется жизненная закономерность?
Что значит образ Метели в повести? Можно ли считать его образом-символом? Кульминацией всего происходящего?
Схема, предлагаемая вашему вниманию, конечно, не единственная версия развития конфликта в «Метели» Пушкина. Каждый вправе составить свою схему, обосновать её позиции. (См. схему 2 приложения).
Результатом составления сюжетной схемы является осмысление и определение (формулирование) идейного содержания произведения. Идея пушкинской «Метели», очевидно, сводится к пословице: «Человек предполагает, а Бог располагает». Пушкин напоминает читателю и том, что личная инициатива часто корректируется внешне случайным стечением обстоятельств, за которым скрывается Промысел Судьбы.
Итак, подведём некоторые итоги аналитического чтения «Метели». Тема произведения: 1) «Метель» (название определяет тему) 2) История одного венчания 3) История о том, как метель расстроила планы влюблённых 4) История замужества Марии Гавриловны и т.д.
Проблематика произведения: Человек и судьба
Вопросы, помогающие осмыслить проблематику «Метели»: 1) Почему Владимир и Маша потерпели крах своего замысла? 2) Что препятствовало планам влюблённых? 3) Почему Маша и Бурмин находят счастье? 4) Какие нравственные уроки можно извлечь из рассказанной Пушкиным истории?
Идейное содержание «Метели» сводится выводам и положениям: 1) Человек предполагает, а Бог располагает. 2) Своенравие человека, игнорирование авторитета родителей, пренебрежение к традициям морали наказывается. Вознаграждаются верность, смирение, чистота помыслов.
3. Третье – последнее – чтение произведения предполагает более масштабное его осмысление. Желательно вписать повесть Пушкина в контекст мировой и отечественной культуры, попытаться понять её новаторский характер. На этом этапе избирается путь исследования произведения, формулируется тема сочинения, реферата (курсовой работы или диплома). Так «Метель» Пушкина сопоставима с традициями европейского любовно-авантюрного романа. В ней переплелись романтическая и реалистическая тенденция изображения действительности. Сентиментальность соседствует с иронией. Пародия с правдой жизни. Продуктивно рассмотреть авторскую позицию в произведении (это и рассказчик Белкин, и сам Пушкин). Совершенен язык повести: он прост, ясен и глубок. Нельзя забывать и о том, что «Метель» - только одна из новелл цикла «Повестей Белкина». Выяснить её роль и место в этом цикле – достойная задача исследователя.
1. Задание: Каковы композиционные приёмы выражения авторской мысли? 2. Какие элементы композиции несут на себе наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку? 3. Сделайте вывод о единстве формы и содержания: сюжета и композиции.
4. Каковы композиционные приёмы выражения авторской мысли? 5. Какие элементы композиции несут на себе наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку? 6. Сделайте вывод о единстве формы и содержания: сюжета и композиции.
Напомним, что композиция – это членение и взаимосвязь разнородных элементов или, иначе компонентов литературного произведения. Иногда вместо термина «композиция» употребляют близкие по смыслу слова: архитектоника, построение (или строение), структура, конструкция и т.п. Композиционная единица – эпизод. Эпизоды (как и другие элементы: акты, главы, части и т.д.) могут располагаться в произведении по следующим композиционным принципам: - принцип контраста - принцип дополнения - принцип мозаики (фрагментарной)
Композиционные приёмы организации сюжета: 1) Приём рамки 2) Приём кольца 3) Приём вставки 4) Приём предварения 5) Приём отступления (в частности, лирического) 6) Приём возвращения (ретроспекции)
Композиционные элементы: название (заголовок), эпиграф, главы, части, акты (действия), эпизоды, сцены, явления, портреты, пейзажи, интерьеры, диалоги, монологи.
Поэтика.
Анализ художественного текста на уровне поэтики предполагает рассмотрение языковых способов создания художественного образа. Главное в литературе – слово и то, насколько оно отражает действительность или поэтически преобразовывает её. Возможности словесного творчества богаты, можно сказать, неисчерпаемы. Что же является поэтическим, художественным даром? Чем мастер слова – поэт или писатель – отличается от других, лишённых дара словесного творчества людей? Способность к творчеству – тяга к сравнению подчас несравнимого, потребность иносказания. Поэт сознательно говорит иначе, не как все, то и дело прибегая к сравнительным оборотам, метафорам, риторике. Научиться слушать и понимать поэтов – целая наука! Настоящие стихи, как правило, сложны для восприятия. Читая их, мы трудимся: наши ум и сердца обогащаются опытом поэтического видения мира.
Обратимся к стихам гениальных русских поэтов начала XX века. Оцените силу их творческого воображения. Вот Осип Мандельштам:
|