Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Композиционные принципы построения сюжета
Композиционная единица – эпизод. Эпизоды в произведении (как и другие элементы: акты, главы, части и т.д.) могут располагаться по принципу контраста, принципу дополнения, фрагментарному (мозаичному принципу).
Принцип контраста. Контрастируют смысл, эмоциональная насыщенность, размер, родовые характеристики (эпос – драма - лирика), жанровые особенности (комедия – трагедия) и т.д. По смысловому контрасту (сцены войны и мира) располагаются эпизоды в «Войне и мире» Толстого. По жанровому контрасту – повести в «Миргороде» Н.В. Гоголя («Тарас Бульба» и «Старосветские помещики»).По различной эмоциональной насыщенности – главы в «Кому на Руси жить хорошо», в одной главе частушка может соседствовать с тоскливой песней.
Принцип дополнения. Согласно этого принципа один эпизод (или элемент) дополняет другой. Это происходит, как правило, в хронологически последовательных сюжетах, где главы или части дополняют (расширяют) наше представление об изображаемом в произведении. Часто принцип дополнения и контраста совмещаются. Трудно сказать наверняка, каков принцип расположения повестей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Каждая повесть дополняет наши представления о Печорине, но в то же время психологически углублённый «Дневник Печорина» контрастирует с поверхностным взглядом на героя Максима Максимовича («Бэла»).
Фрагментарный (мозаичный) принцип. Фрагментарная композиция характерна для романтических произведений или циклов, сюрреалистических, модернистских, постмодернистских. Писатель, прибегая к такому композиционному принципу, утверждает мысль о недетерминированности, дискретности описываемых им явлений. Каждый композиционный принцип не просто формальность, он несёт на себе эстетическую, смысловую, философскую нагрузку. Композиционные приёмы 1. Приём рамки (или «рассказ в рассказе»). 2. Приём кольца. 3. Приём вставки. 4. Приём предварения. 5. Приём отступления. 6. Приём ретроспекции.
Приём рамки (или «рассказ в рассказе») весьма распространён в сюжетосложении. Основная сюжетная линия заключена как бы в «Рамку» воспоминания, спора, развлечения анекдотами, урока и т.д. Герой при таком композиционном приёме рассказывает историю, происходившую с ним в прошлом или, напротив, фантазирует, прогнозируя будущее. В хронологическом отношении такой сюжет непоследователен. Время самого рассказа не соответствует времени, о котором повествует рассказчик. Приём очень распространён: Л.Н. Толстой «После бала», А.Н. Некрасов «Железная дорога», А.П. Чехов Трилогия «О любви», Боккаччо «Декамерон» и т.д.
Приём кольца. Напоминает приём рамки, но существенно отличается от него. При этом приёме последний эпизод композиционно повторяет первый. Герои оказываются в тех же обстоятельствах, в том же окружении, их одолевают схожие проблемы. Они как бы ходят «по кольцу». Но нельзя упускать из вида, что смысловая нагрузка последнего эпизода в силу развития сюжета уже иная, нежели у первого. Повторяются внешние признаки, внутренне многое меняется. Приёмом кольца пользуются сюжеты-сны (Кальдерон «Жизнь есть сон»), сюжеты-побеги (Лермонтов «Мцыри»). Этим приёмом пользовался Вампилов (пьесы «прощание в июне», «Старший сын», «Дом окнами в поле»).
Приём вставки элементарен. По ходу развития сюжета «вставляются», на первый взгляд, не связанные с основной коллизией сказки, мифы, истории, басни и т.д. Самый известный приём вставки встречаем в гоголевских «Мёртвых душах»: это «Повесть о капитане Копейкине». Вставками широко пользуется в своих романах Чингиз Айтматов. Вставку можно изъять из текста, это мало повлияет на фабулу (цепь событий), но принципиально обеднит сюжет в целом.
Приём предварения распространён в психологических и мистико-религиозных произведениях. Один из эпизодов (часто сон, гадание, предчувствие, случайная встреча, видения) оказываются пророческими и предваряют грядущие события. Таков эпизод железнодорожной аварии, наблюдаемой при приезде в Москву Анной Карениной; сон Татьяны в «Евгении Онегине», сон Раскольникова в «Преступлении и наказании». Такие предваряющие эпизоды, сцены, иногда просто образы (несдающийся репей в «Хаджи - Мурате Л. Толстого) находят своё точно композиционное место в развитии основной сюжетной линии.
Приём отступления (лирического, публицистического, научного, философского) хорошо известен по «Евгению Онегину» А.С. Пушкина и «Дон Жуану» Дж. Байрона, «Молодой гвардии» А. Фадеева и «Пушкинскому дому» А. Битова. Всякого рода отступления позволяют автору полнее высказать самого себя, прокомментировать сюжет с различных точек зрения, просто «поболтать» с читателем. Отступления чаще всего обогащают сюжет, придавая ему характер энциклопедичности.
Приём ретроспекции – приём хронометрического возврата, поворота сюжета к прошлому. По ходу действия герой может ретроспективно вспоминать что-либо. Ретроспекция характерна для детективных сюжетов. Приём этот известен с времён фольклора: он часто встречается в русских былинах, сказках. В современной литературе к нему не раз прибегал Юрий Бондарев («Берег», «Выбор», «Игра»).
|