![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библиография.Стр 1 из 14Следующая ⇒
ФИНАНСЫ ВОПРОСЫ к экзамену 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ 2.СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 3.ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 4.СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 5.ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
6. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 7. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 8. ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 9. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 10.ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ 11. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 12. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 13. МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 14. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
15. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 16. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 17. ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
18. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
19. РЫНОК КАПИТАЛА
20. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
21. РЫНОК ПОЛИСОВ И ПЕНСИОННЫХ СЧЕТОВ
22. ИПОТЕЧНЫЙ РЫНОК 23. ИНСТИТУТЫ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
24. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА
25. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
26. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
27. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ
28. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА
29. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
30. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
31. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 32. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
БИБЛИОГРАФИЯ Основна я литература
1. Грязнова А.Г. Финансы [Электронный ресурс]: учебник/ Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л.— Электрон. текстовые данные.— М.: Финансы и статистика, 2012.— 496 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/12458.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Шуляк П.Н. Финансы [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Шуляк П.Н., Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 383 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/14116.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Ивасенко, Анатолий Григорьевич. Финансы: 100 экзаменационных ответов [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, В. Д. Михалев, Я. И. Никонова; МПСУ. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА: МПСУ, 2013. - 304 с. - (Экономика и упр.). - ISBN 978-5-9770-0691-0.
Дополнительная литература.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30.11.94 № 51-ФЗ, Часть 2 от 26.01.96 № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 3. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 от 31.07.98 № 146-ФЗ, Часть 2 от 05.08.00 № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 4. Финансы: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, 5. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. В. Ковалёва. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007, - 640 с. 6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / В. К. Сенчагов, А. И. Архипов и др.; под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 720 с. 7. В. В. Ковалёв, Вит. В. Ковалёв. Финансы предприятий: Учеб. – М.: ТК Велби, 2003. – 352 с. 8. Фетисов В. Д. Финансы: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 335 с. 9. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 816 с. 10. И.А. Железнов. Финансы: возникновение, сущность, основы финансово-экономических отношений. Учебное пособие. М., Издательство МГОУ, 2008. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Планирование – это деятельность по разработке и принятию решений качественного и количественного характера, ориентированных на будущее. Эту деятельность характеризует ряд признаков: направленность на достижение определенных целей; упорядоченность процесса; связь с обработкой и анализом информации; временной характер. Финансовое планирование - это деятельность, направленная на достижение сбалансированности и пропорциональности в использовании финансовых ресурсов и движении денежных потоков. Она позволяет оптимизировать соотношение между финансовыми ресурсами, которыми распоряжается государство, и доходами, получаемыми хозяйствующими субъектами. Финансовое планирование на уровне государства является заключительным этапом в системе народно-хозяйственного планирования. Объектом финансового планирования здесь выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между элементами финансовой системы страны. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, образующих единую систему финансового планирования. Определяющее место в системе финансовых планов занимают федеральный, региональные и местные бюджетные планы - бюджеты. В них находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления. На федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и местного самоуправления кроме бюджетов могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов, представляющих собой финансовые планы внебюджетных фондов. В систему финансового планирования на государственном и территориальном уровнях включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, балансов финансовых ресурсов, балансов движения доходов и расходов населения. Цель перспективного финансового планирования – обеспечение координации между направленностью социально-экономического развития и финансовой политикой. Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год - это год, на который составляется бюджет (с 2008г. бюджет предполагается составлять на три года); следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. Предусматривается ежегодная корректировка перспективного финансового плана с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны. Плановый период при этом сдвигается на один год вперед. Баланс финансовых ресурсов – это совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета. Сводный финансовый баланс государства, разрабатываемый совместно Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ, позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства, и скорректировать направления финансовой политики. В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Доходы населения складываются из трех источников: заработной платы и надбавок к заработной плате, премий, средств на командировочные расходы, выплат социального характера, осуществляемых работодателем наёмным работникам; доходов от предпринимательской деятельности; социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий). Расходы населения подразделяются также на три вида: потребительские расходы; налоги и другие обязательные платежи и добровольные взносы; денежные накопления и сбережения. Данный баланс используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, объёма налоговых поступлений и кредитных ресурсов. Этот баланс составляется на федеральном и региональном уровнях. При организации финансового планирования особое значение имеет информация, дающая представление о возможном положении дел в будущем. Процесс составления этой информации называется прогнозированием. Под прогнозом понимается вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на анализе предшествующих периодов, наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование по существу является предвидением финансового положения на определённый период времени и служит для обоснования показателей финансовых планов. Основная цель финансового прогнозирования - определение реально возможного объема финансовых ресурсов и потребности в них в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются важным элементом финансовой политики, проводимой различными государствами. Выделяются среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) виды прогнозирования. В практике прогнозирования используются различные методы: методы экспертных оценок, включающие опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.; методы ситуационного анализа и прогнозирования, в т.ч. методы имитационного моделирования, модели роста; методы обработки пространственных и временных совокупностей; методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек. Особенности финансового планирования на уровне основных хозяйствующих субъектов определяются спецификой их целей и задач, организационно-правовой формой хозяйствования, отраслевой принадлежностью, длительностью работы в данном секторе рынка и т.д. По типам финансовые планы подразделяются на: стратегический, текущий, долгосрочный и краткосрочный. Стратегический финансовый план фирмы разрабатывается исходя из целей её бизнеса, особенностей финансово-экономической политики (денежно-кредитной, налоговой, таможенной) и макроэкономической ситуации в стране (инвестиционный климат, инфляционные процессы, состояние финансовых рынков). Стратегический финансовый план направлен на решение вопросов, имеющих для фирмы основополагающий характер: - какова величина капитала, необходимого фирме для функционирования и развития? - из каких источников (собственных, привлечённых, заёмных, иностранных финансовых средств) и в какие сроки целесообразно привлечь этот капитал? - на какой уровень доходности и прибыльности (рентабельности) должна выйти фирма в результате использования имеющегося капитала и в какие сроки? Разработка текущих финансовых планов осуществляется с учетом прогнозных тенденций. Текущие планы принимают форму баланса доходов и расходов предприятия, в которых отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, источники её финансирования, направления эффективного вложения ресурсов и т.д. Функции текущего финансового планирования: - определение величины и источников финансовых ресурсов, необходимых для осуществления производственной деятельности, инвестиционной деятельности, маркетинговой деятельности. - планирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг; - планирование денежных потоков; - планирование доходности и прибыльности деятельности. В отличие от долгосрочного финансового планирования, главной целью которого является определение допустимых, с позиций финансовой устойчивости, темпов развития фирмы, краткосрочное планирование в первую очередь нацелено на обеспечение её постоянной платежеспособности. Одним из наиболее распространённых подходов к планированию деятельности современной фирмы является разработка бизнес-планов, представляющих собой модель реализации определенного проекта или программы. Финансовый план является важнейшей неотъемлемой частью бизнес-план. Здесь представлена его финансовая, ресурсная основа: необходимый объём инвестиций, источники финансовых ресурсов, расчет себестоимости работ, предполагаемого объема продаж и рентабельности используемого капитала.
12. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым в части этого процесса управленческим (в том числе, правовым) решениям, а также выявления результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины, оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов во всех субъектах хозяйствования и управления. Финансовый контроль является одной из важнейших функций управления финансами и призван обеспечивать реализацию на практике контрольной функции финансов. Существенно, что финансовый контроль не ограничивается только оценкой правомерности тех или иных финансовых действий, а предусматривает и аналитический аспект. Исторически финансовый контроль возник как контроль государства над расходованием средств государственной казны. В процессе эволюции финансовых отношений (углубления финансовых взаимосвязей между хозяйствующими субъектами, возникновения и развития финансовых рынков, усиления регулирующей роли государства в финансовой системе и т.д.) финансовый контроль, как и другие финансовые категории, видоизменялся и превратился в многогранную деятельность. Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Его объектом является вся система денежных отношений, возникающих в процессе создания и распределения ВВП, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования. Предметом финансового контроля являются различные финансовые показатели, включая доходы и расходы бюджетов разных уровней, финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования, страхового и фондового рынков, налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, доходы и расходы домашних хозяйств и другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Многие из контролируемых показателей являются расчётными, что предопределяет необходимость проверки достоверности и правильности их расчёта в соответствии с нормативными документами.
В России система государственного финансового контроля строится в соответствии с требованиями Лимской декларации ИНТОСАИ (международной организации высших контрольных органов): независимость, объективность, компетентность и гласность контрольных органов. К основным задачам, стоящим перед финансовым контролем, относятся: содействовать обеспечению сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечивать соблюдение действующего финансового законодательства, своевременность и полноту выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств; выявлять резервы роста доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечивать правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности и др. Решение этих задач обеспечивается системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины. Финансовый контроль со стороны государства за организациями негосударственной сферы экономики касается лишь их выполнения денежных обязательств перед государством (налогов и других обязательных платежей), соблюдения законности и целесообразности при расходовании бюджетных средств и кредитов, выполнения установленных государственными органами правил организации денежных расчётов, ведения бухгалтерского учёта и отчётности.
|