![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы финансового контроля
Формы контроля принято классифицировать по определённым признакам. По признаку регламента выделяются: - обязательный финансовый контроль. Он осуществляется, согласно действующему законодательству, государственными органами финансового контроля в установленные сроки. К нему относятся: контроль исполнения бюджетов исполнительными и законодательными органами власти, налоговый контроль, контроль, проводимый по решению правоохранительных органов, обязательный аудит годовой финансовой отчетности организаций, связанных с обслуживанием крупных финансовых потоков, в том числе, с обслуживанием денежных сбережений граждан (открытые акционерные общества, банки, страховые компании и т.д.); - инициативный финансовый контроль. Он осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. Это может быть финансовый контроль: представительных органов власти, президента, исполнительных органов власти, финансово-кредитных организаций, ведомственный и внутрихозяйственный, общественный, аудиторский. По признаку времени проведения выделяются: - предварительный финансовый контроль. Он осуществляется до совершения финансовых операций и имеет существенное значение для предупреждения финансовых нарушений. В частности он проводится на стадии рассмотрения и принятия бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, поэтому в условиях рынка ему отводится особая роль; - текущий финансовый контроль. Он осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней и финансовых планов хозяйствующих субъектов. Этот контроль направлен не только на соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но предполагает и анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов; - последующий финансовый контроль. Он осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов всех уровней, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов за отчетный период. Он предназначен для оценки результатов, полученных в итоге выполнения соответствующих финансовых планов и выработки на этой основе стратегии и тактики действий хозяйствующих субъектов на предстоящий период. По признаку субъекта, осуществляющего контроль, выделяются: - общегосударственный финансовый контроль. Он проводится органами Государственной власти (Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Счетной палатой РФ, Центральным Банком РФ и др.) Он обеспечивает интересы государства и общества по поступлению доходов, обоснованности, законности, целевому и эффективному использованию государственных средств и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности; - ведомственный финансовый контроль. Его проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Он охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций; - внутрихозяйственный финансовый контроль. Его проводят финансово-экономические службы хозяйствующих субъектов. Он направлен на непрерывное наблюдение за их финансово-экономической деятельностью (состоянием финансового планирования, денежного хозяйства, уплаты налогов и т.д.); - общественный финансовый контроль. Он выполняется неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами на добровольной основе. С развитием общественных отношений этот вид контроля приобретает всё более важное значение; - правовой финансовый контроль. Он проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т. д.; - гражданский финансовый контроль. Он осуществляется физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, прибыли от предпринимательской деятельности, дивидендов, % и т.д.; - контроль финансово-кредитных органов. Он состоит в оценке этими органами кредитоспособности своих заёмщиков, а также в проверке правильности и достоверности данных их финансовой отчетности; - независимый (аудиторский) контроль. Он проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими их деятельность; - финансовый мониторинг. Он осуществляется Федеральной службой по финансовому мониторингу, находящейся в ведении Министерства финансов РФ и уполномоченной принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.
|