Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы финансового контроля






 

Методы (способы, приемы) проведения финансового контроля подразделяется на: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, мониторинг и ревизии.

Проверки проводятся органами государственного финансового контроля по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов. В ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются меры по их устранению. Проверки подразделяются на выездные и камеральные.

Выездную проверку проводят непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы: регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе выше перечисленных документов, предоставляемых ему предприятиями, учреждениями и организациями, и материалов о проверяемых юридических и физических лицах, имеющихся у субъекта контроля.

Обследование заключается в изучении отдельных сторон деятельности предприятий и организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. В ходе обследования могут проводиться контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии, выполненных работ и т.д.

Надзор осуществляют контролирующие органы за экономическими субъектами, получившими лицензию на определённый вид финансовой деятельности (банковской, страховой и т.д.). Он предполагает проверку их финансовых операций на предмет соответствия нормам и требованиям, предъявляемым действующим законодательством. Выявление нарушений влечёт за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ предполагает детальное изучение финансовой отчётности хозяйствующих субъектов с целью оценки результатов их финансово-хозяйственной деятельности, эффективности использования ресурсов.

Мониторинг – это постоянное наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, за использованием ими своих финансовых ресурсов. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия заёмщика, может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятий.

Ревизия – это наиболее основательный и распространённый метод финансового контроля. Её цель – выявление обоснованности, целесообразности, эффективности, недостатков и нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта, установление достоверности данных его бухгалтерского учёта и отчётности. Различаются комплексные, тематические, сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

Комплексная ревизия является наиболее полной. Она охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого субъекта хозяйствования: обоснованность, сохранность, законность и эффективность использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, достоверность и полноту бухгалтерского учёта и отчётности. По всем вопросам ревизии к её проведению привлекаются соответствующие специалисты, что позволяет обеспечить высокое качество контроля.

Тематическая ревизия проводится по определённому вопросу деятельности однотипных хозяйствующих субъектов. Это позволяет провести их сравнительный анализ, выявить типичные недостатки и рекомендовать меры по их устранению.

Сплошная ревизия предполагает проверку всех финансово-хозяйственных операций по всему хозяйствующему субъекту или по отдельному направлению его деятельности за весь отчётный период.

При выборочной ревизии предусматривается проверка части первичных документов за определённый период (как правило, один месяц). При обнаружении нарушений проводится сплошная ревизия.

При комбинированной ревизии предполагается проверка одних ревизуемых субъектов с применением сплошного метода, других – с применением выборочного метода. Это позволяет проводить ревизии крупных хозяйствующих субъектов, имеющих большой документооборот, включающих множество подразделений и выполняющих разнообразные хозяйственные операции.

По результатам ревизии составляется акт, содержащий выводы, которые являются основанием для принятия мер по устранению нарушений, возмещению нанесённого ущерба.

Отдельного рассмотрения требуют вопросы государственного финансового контроля. Этот вид контроля проводится органами законодательной и исполнительной власти всех уровней.

По линии законодательной власти на федеральном уровне его осуществляет Федеральное Собрание РФ. Финансовый контроль двух палат Федерального Собрания: Государственной Думы и Совета Федерации осуществляется их профильными комитетами и комиссиями на всех стадиях бюджетного процесса. Постоянно действующим органом, образуемым обеими палатами Федерального Собрания и подотчётным им, является Счётная палата РФ. Она контролирует деятельность субъектов всех уровней управления, ведомственной и общественной принадлежности, независимо от формы собственности (начиная от обычной государственной или негосударственной коммерческой фирмы и заканчивая Администрацией Президента), если они оперируют финансами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, имеют налоговые, таможенные или другие льготы. Сотрудники Счётной палаты РФ по итогам проверок составляют представления, которые направляют руководителям проверенных организаций. При выявлении нарушений направляются обязательные для исполнения предписания. При неоднократных нарушениях может быть принято решение (по согласованию с Госдумой) о приостановлении всех видов расчётных операций организации-нарушителя. Однако Счётная палата РФ не наделена правами применения к нарушителям мер административного воздействия.

По линии исполнительной власти главным органом государственного финансового контроля является Министерство финансов РФ. Особая роль этого ведомства определяется тем, что на него возложен контроль одновременно за формированием и исполнением федерального бюджета, а также расходованием государственных средств. Непосредственно контрольные функции в рамках Минфина РФ осуществляет специально созданный (в апреле 2004г.) федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН). Главная задача службы – контроль обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, предоставляемых государством налоговых и бюджетных льгот, за своевременностью возврата и целевым использованием бюджетных ссуд. Эта служба имеет свои территориальные органы. Свою деятельность ФСФБН осуществляет в соответствии с Планом контрольной работы, а также по поручениям государственных органов власти (Администрации Президента РФ, палат Федерального собрания РФ, Аппарата Правительства РФ, Счетной палаты РФ, министерств и правоохранительных органов). В число основных функций ФСФБН входят:

- проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования федеральных, государственных фондов, средств и собственности на территории России и за рубежом (в том числе, по мотивированному обращению правоохранительных органов федерального и регионального уровня);

- осуществление мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений финансово-бюджетного законодательства России;

- осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в сфере финансово-бюджетного контроля и надзора органами финансового контроля федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также местных органов самоуправления;

- осуществление в пределах своей компетенции контроля соответствия валютных операций, проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж), законодательству и условиям лицензирования в РФ;

- проведение проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям (с участием представителей валютного контроля, правоохранительных органов);

- организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Следует отметить, что аналогичные функции при прежней структуре органов государственного управления выполняло Контрольно-ревизионное управление (КРУ), функционирующее в составе Минфина РФ.

В ведении Минфина РФ действует также система Федерального казначейства, осуществляющего контроль соблюдения законодательства в части кассового исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В системе казначейства кроме Главного управления, функционирующего на федеральном уровне, действуют территориальные органы, контролирующие поступление и использование средств федерального бюджета и внебюджетных фондов на их территории. Поскольку просматривается схожесть функций ФСФБН и Федерального казначейства, Минфином РФ принято решение о том, что за органами Федерального казначейства закреплены действия по проведению предварительного, а за ФСФБН – последующего финансового контроля. Контроль законности предоставления ассигнований и прохождения средств по счетам в банках осуществляют органы казначейства, а контроль обоснованного и целевого расходования этих средств субъектом хозяйствования – органы ФСФБН.

Государственный финансовый контроль также осуществляют:

- Центральный банк РФ – за созданием кредитных организаций (в процессе государственной регистрации и лицензирования), за соблюдением коммерческими банками и другими кредитными организациями правил проведения кредитно-банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутри банковского контроля, создания обязательных резервов;

- органы Федеральной налоговой службы – за соблюдением налогового законодательства. В их задачу входит проверка, систематизация учета и ответственности налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению;

- органы Федеральной таможенной службы – за соблюдением таможенного законодательства. В их задачу входит осуществление финансового контроля перемещения товаров через таможенную границу России.

Государственный финансовый контроль в сфере своей деятельности осуществляют также Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, органы валютного и экспортного регулирования и другие.

 


16.ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

Финансовый рынок – это рынок, на котором осуществляется купля-продажа финансовых активов (инструментов): денежных средств, иностранной валюты, ценных бумаг, банковских ссуд, депозитных сертификатов, золота и других драгоценных металлов, страховых полисов, срочных контрактов и т.д.

Финансовый рынок представляет собой систему различных, но тесно взаимосвязанных рынков. Его можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, каждый из которых наделен определенными полномочиями по ведению операций с конкретным набором финансовых инструментов.

Основное назначение финансовых рынковсостоит в обеспечении перераспределения имеющихся в экономике свободных денежных средств и капиталов между хозяйствующими субъектами с целью их эффективного использования и перелива в прибыльные сферы экономики. Решается эта задача непросто, поскольку должны учитываться различные, часто противоположные, интересы участников финансового рынка, разнообразные риски, которым они подвергаются в связи с вложением капитала и выполнением финансовых обязательств.

 

По мере становления и развития финансового капитала (денежных ресурсов, приносящих доход в сфере финансовых отношений) роль финансовых рынков в развитии экономики становится все более значимой. Именно финансовые рынки являются «катализатором» как прогрессивных сдвигов, так и потрясений в экономике. Например, проведение вексельных ярмарок в западноевропейских городах XIII-XV веков послужило толчком для развития биржевого дела, сыгравшего существенную роль в формировании экономической системы европейских государств. Кризис на фондовом рынке послужил началом крупнейшего мирового общеэкономического кризиса («Великой депрессии») в 30-е годы, а также финансово-экономических кризисов в Азии и Южной Америке в 90-е годы прошедшего века.

В зависимости от развитости финансовых институтов, вида финансовых инструментов, а также особенностей развития отдельных сегментов финансового рынка в тех или иных странах финансовые рынки могут быть классифицированы по-разному. При этом любая классификация является достаточно условной, один и тот же инструмент может рассматриваться в качестве объекта различных рынков. Одним из возможных подходов к классификации финансовых рынков может служить следующая укрупненная совокупность рынков: валютный рынок, рынок капитала, денежный рынок (рынок денежных средств), рынок ценных бумаг, рынок страховых полисов и пенсионных счетов, ипотечный рынок.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал