Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Прокофьев 7 страница






Март (лат. – имя бога Марса) – третий месяц календарного года. Имя Марса он получил из-за его связи с земледелием. Старинные русские названия месяца – «протальник» (появляются первые проталины), «березозол» (жгут березу на уголь), «березень» (начинают распускаться березовые почки), «сокавик» (берут березовый сок). Март – первый месяц весны, месяц таких церковных и народных событий, как: 1 марта – Вселенская родительская суббота, неделя Масленицы, 9 марта – Прощенное воскресение, начало Великого поста, 14 марта –день Евдокии («на Евдокию погоже – все лето пригоже»), 17 марта – Герасим-грачевник «грачей пригоняет», 22 марта – Со роки (Сорок Мучеников), вторая встреча весны с прилетом сорока птиц (скворцов, чаек, журавлей, жаворонков и др.). В марте, 8 числа – женский день. Для системы образования март – активный учебный месяц и в школах, и в вузах, наиболее благоприятный для изучения естественных и точных наук. Это время больших познавательных возможностей. Возможно, что исторически это связано с культурой поста.

Мартиролог (лат. – слово о мучениках) – книга со списками христианских мучеников с указанием дней кончины и памяти, изложением биографий и рассказами о мученичестве, с указанием места почитания и посвященных им церквей и икон, с молитвами, гимнами и псалмами, им посвященными. Мартирологи составлялись по годовому календарному кругу, на их основе на Руси разрабатывались месяцесловы и православные календари.

Масленица (ст.слав.) – старейший и самый веселый массовый народный праздник, проводившийся в последнюю неделю перед Великим постом. Это преддверие Великого поста и одновременно празднование проводов зимы и встречи весны. Каждый день этого праздника имеет свой смысл: понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, перелом, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощенный день, проводы, прощанье. Новые смыслы – это определенные действия, правила поведения, обряды, игры и песни. Когда-то до XVI в. масленица называлась «мясопустом», затем «сырной». В воскресенье, перед началом масленичной недели устраивалось «мясное заговенье». В последнее воскресенье все рядились, устраивали игрища, взятие снежного городка, пели, танцевали, а вечером зажигали костры и сжигали соломенную куклу Масленицу. Всю неделю обильно пекли и ели блины. Масленица – это всенародный праздник, особенностью которого является взаимопроникновение всех сфер жизни людей – семейной, религиозной, общественной. В народе бытовало убеждение, если не потешить душу в широкую масленицу, значит жить в горькой беде.

Масонство (англ. – вольные каменщики) – религиозно-нравственное учение и общественное движение, в основе которого лежит признание Бога Великим Архитектором Вселенной и возложение на себя миссии Его каменщиков-строителей на Земле. Основным путем земного строительства они признают воспитание нравственности человека и восхождение его от Ветхого человека, т.е. греховного, к Богочеловеку. Основные пути такого восхождения – свобода (духовная и через подчинение этическим нормам), равенство (перед Богом), братство (наднациональное духовное единство всех людей). Каменщики-строители считают необходимым иметь своих людей во властных, крупных экономических, политических и административных структурах для нравственного просвещения и воспитания властьимущих. Они проповедуют веротерпимость, самосовершенствование человека, единство культуры, т.е. ее наднациональность и интеррелигию. Возникло масонство в Европе, по некоторым данным, в XIII в. и распространилось по многим странам. В России оно существовало легально до 1822 года и в своих ложах имело многих представителей власти, интеллигенции и высокого дворянства. Масоны развивают свою науку: философию, антропологию, экономику, медицину, алхимию и др. И все-таки, несмотря на внешнюю привлекательность идей масонства, оно встретило мощное сопротивление и неприятие со стороны почти всех структур, государственных и общественных. Правящие структуры преследовали масонов за вмешательство во власть и претензии на нее, размывание государственных границ и самобытной культуры. Православие не приняло претензии на «истинное знание», мистицизм и духовный раскол в обществе. Массы народа связывало, не без оснований, его с еврейским вопросом. Масонство действительно основывалось на иудейском эзотеризме, раннем иудаизме, требовало знания древнееврейского языка. В принципе, это было движение «верхов» - правителей и магнатов, не опускаясь даже до «средних» слоев населения. Оно до сих пор глубоко засекречено.

Масса (лат. – ком, кусок) – это человеческие сообщества, в которых люди теряют свою индивидуальность и в процессе единонаправленной деятельности приобретают схожие чувства, манеру поведения, речь, волевые проявления. В практике общественной жизни возможны явления, особенно в тоталитарных государствах, «омассовления» индивидов. Массовидное общество характеризуется одинаковым массовым потребление, направляемым государством, идентификацией людей с вождем-правителем, с властью, даже враждебной народу, всеобщим послушанием любой власти, упорядоченной функционально четкой структурой и т.д. Масса – это, как правило, бездуховное единение людей со слепой верой в силу земных идей и земных вождей или партий. Понятие «масса» близко понятию «электорат».

Массовая культура (лат. – ком, кусок и возделываю) – производство и потребление культурных ценностей, рассчитанных на массовое сознание, ценности и отношения. Это усредненная нивелированная культура (музыка, литература, кино, компьютерные игры, живопись, танцы и т.д.), создаваемая в соответствии с невысокими духовными потребностями, средним уровнем сознания, усредненными нормами личной жизни, сформировавшимися на основе моды и конформизма человека. Такая «усредненная» культура лишена национальной, профессиональной, половозрастной и тем более индивидуальной специфики. Она искажает реальные проблемы, потребности, интересы, заполняет досуг сомнительными мифологемами и идеями, стимулирует потребительское отношение к жизни, культивирует отдых и безделье, уводит его в мир грез и мечты. В то же время она снимает стресс от жизни в большом городе, в центре цивилизации. Особое развитие она получает в полубедном обществе с полярным уровнем жизни, где служит сознательно используемым средством отвлечения молодежи от реальных проблем их собственной и общественной жизни. Этому успешно способствуют боевики, фильмы ужастов, комиксы, детективы, мюзиклы, мелодрамы и т.д. Наиболее низкопробные произведения массовой культуры молодежь сама называет «попсой», а массовую культуру неуважительно «масскультурой». Это понятие для некоторой части молодежи нередко совпадает с их «субкультурой».

Мастерство (нем. – ремесло) – высокий уровень владения техникой и технологией какого-либо вида деятельности. Мастерство – это искусное владение изготовлением чего-либо. Это формируемый уровень профессионализма, вырабатываемый личный опытом, наблюдательностью, высокими способностями к творчеству в данном виде деятельности. Мастерства можно достичь в любом деле – в спорте, искусстве, в практике обучения и воспитания детей, в производстве. Человек, достигший мастерства, искусен во всяком деле, о нем говорят как об имеющем «золотые руки». Мастерство может фиксироваться (аттестовываться) экзаменом и тогда человек получает определенное звание. Мастерство может существовать само по себе и признаваться лишь общественным мнением.

Материализм (лат. – вещественный) – научно-философское учение, основанное на идеях чувственного представления бытия, детерминизма и атеизма. Согласно материализма все можно познать, предсказать и просчитать. Это мировоззрение, сводящее всю картину мира к материи. Возникло в XVII-XVIII вв., в период зарождения машинной цивилизации, когда преобладало стремление описать устройство мира по образу действия простого механизма и автомата. Материализм считает духовные явления (идеальное) порождением материи («Бытие определяет сознание»). Отсюда родилась идея социального прогресса как рационального передела мира во имя счастья людей. Материализм и формирующееся на его основе материалистическое мировоззрение пробуждает в человеке «физический ум», характеризующийся малоподвижностью, линейностью, безальтернативностью. В материалистическом представлении человек – это механизм, который нужно наладить, отрегулировать и поставить «на место». Материализм не принимает во внимание существование сознания за пределами телесного, где земные законы не действуют. Различают физический, биологический, этический, диалектический и исторический материализм. Последние два были государственной философией советского государства и оценивался в лице марксизма-ленинизма как вульгарный материализм. Данное учение породило ряд философских школ (натурализм, эмпиризм, неопозитивизм и др.), активно способствовало развитию наук, особенно естественно-математических. Но в силу совей ограниченности, оно сдерживало движение наук о человеке и в целом гуманитарного знания, отчего и само теряло своих последователей. Ограниченность материализма очевидна. Без связи с духовными науками он исчерпал себя. В христианстве его образно называют «Евангелием смерти». В русском лексиконе термины «материализм» и «материалист» появились во времена Петра I и обозначали всего навсего торговлю и торговца колониальными товарами. Преодоление ограниченности материалистического мировоззрения – одна из задач современной школы, что возможно посредством раннего обучения детей аналитической деятельности и включения их в духовную жизнь.

Материальное образование – концепция общего среднего образования, согласно которой цель школы сводилась к передаче учащимся как можно большей суммы знаний из различных областей наук. В ней утверждалось, что развитие детей происходит через овладение «полезными знаниями» и других усилий не требует. Критерий отбора знаний – их полезность и пригодность для жизни. Материальное образование как концепция было положено в основу реального образования. Ему была свойственна многопредметность, перегруженность учащихся, слабые межпредметные связи. Концепция материального образования получила оценку как «дидактический материализм». До сих пор сознательно или несознательно многие образовательные учреждения следуют ей.

Материнская семья – это внебрачная семья, образуемая в результате рождения ребенка незамужней женщиной. В юриспруденции мать, родившая ребенка вне брака, называется «одинокой матерью». Материнская семья – это также семья с «приходящим» отцом, не пожелавшим вступать в брак и стать мужем. Рост числа материнских семей, как семей неполных, зависит от ряда социальных (демографических, медицинских) причин (превышение количества женщин над количеством мужчин брачного возраста, низкий уровень образования мужчин, увеличение числа мужчин, «непригодных» к семейной жизни), а также причин культурологического характера (слабое воспитание, распад традиционной культуры).

Материнство – социально-психологическое и биологическое состояние женщины-матери, возникающее под влиянием ее биологических и социальных отношений с ребенком. Это глубоко эмоциональное состояние. Оно определяется ощущением кровного родства с ребенком, выполнением репродуктивной, защитной (биологической, психологической и социальной), а также воспитательной функций по отношению к нему. Материнство юридически закреплено у всех народов. Женщиной оно переживается как любовь, забота, защита ребенка, как способность к самопожертвованию. Это самое высокое духовное чувство: чем выше духовность женщины, тем богаче и разностороннее материнство.

Матрешка – название сувенира-игрушки, символизирующей русское народное искусство и российскую старину. «Матрешка» пришла в Россию из Японии, когда в 1890 году сюда попала фигурка японского мудреца Фукурума. Это была разборная кукла как серия кукол, вложенных одна в другую. Игрушка Фукурума изображала многодетную семью умельца. Русские мастера заимствовали идею и вскоре начали делать ее в своем национальном духе: деревянные куколки были в ярких красочных сарафанах и в платочках, со здоровыми лицами румяных девушек, а в целом в разобранном виде смотрелись как хоровод русских красавиц. С тех пор «матрешка» стала трогательным символом женского начала России.

Матримониальное поведение (лат. – брак) – это поведение, характеризующее склонность и желание человека жить семьей, по достижении брачного возраста вступить в брак и продолжить семейные традиции. Человеку с матримониальным поведением свойственно уважение к браку и семье, признание брака, супружества как законного способа создания семьи и брачных отношений. Как правило, такое поведение свойственно сторонникам традиционной русской культуры, воспитанным в ней, а также людям духовно-нравственным и законопослушным.

Мать (ст.слав. – из детской речи «мама») – родительница, родившая женщина по отношению к своим детям. Это великий символ дарения жизни индивиду, его защищенности и благополучия и дальнейшего плодородия. Мать символизирует саму жизнь, преданность вновь рожденному поколению, заботу о нем на протяжении всей своей жизни и за ее пределами: даже когда матери уже нет в живых, дети как бы продолжают питаться ее заботой. Мать воспринимается обществом как мудрость, терпение, доброта. Мать – это то, что не зависит от характера общества и времени, это то, что природно вечно, что выходит за пределы интеллекта и разума. Мать – это независимая ни от чего любовь, в высшем смысле как любовь Божьей Матери к Иисусу Христу – Богу и Сыну.

Мать-сыра-земля – образное выражение о Земле как части Вселенной, дающей жизнь всему живому, кормящей-питающей, щедро вознаграждающей, оберегающей и в конце жизни вновь забирающей в себя. У наших предков языческого времени существовал образ Великой Матери, который сливался с Матерью Сырой Землей, было бессознательное поклонение ей. Этот образ всегда выступал ядром русской идеологии, который в более поздние времена сливался с образом Богородицы. Русский народ испокон веков к Матери-сырой-земле относился с благоговением, с истинной сыновней любовью и почтением, называл ее «родимой матушкой», «кормилицей».

Мачеха (ст.слав. – подобие матери) – неродная мать, жена отца по отношению к его детям от другого брака. Во втором браке дети скучают по родной матери, что вполне естественно. Часто воспринимается как злая женщина, эгоистка, ненавидящая неродных детей, неласковая к ним, неприветливая, недоброжелательная. В русской мифологии – это анти-мать, отрицательный женский образ, подобный ведьме. Очень часто такое представление, скорее мифологическое, сложившееся в период распада родовой общины и перехода невесты в другой род, не совпадало с реальной ролью мачехи в жизни мужниных детей. Мачехи были всякие, и любящие в том числе. Однако, социальное наследование представлений об этой «подобие матери» часто мешало в русских семьях установлению нормальных отношений с неродной матерью, настораживало детей, соседей, родню, порождало недоверие, мнительность. Только женский талант, терпение, кротость, любовь к мужу помогало мачехе завоевывать сердца неродных детей. Мачехи выполняют огромную социальную роль в обществе. Сегодня такая роль используется не только в частных семьях, но и семейных детских домах. Все больше утверждается пословица: «Не та мать, что родила, а та, что воспитала».

Мафусаилов век – жизнь долгожителя, его долголетие. Так говорят о тех, кому перевалило за 100 лет. Согласно Библии рекордсменом по долголетию был Мафусаил, проживший 969 лет. Его имя стало нарицательным. Геронтология установила стандарт жизни человека в 150 лет. Сокращение жизни происходит по многим факторам, одним из которых является навязанная психике идея о другой, значительно меньшей мере. Многие ученые винят в этом атеизм и материализм. Секреты долголетия кроются в характере и образе жизни человека. Если человек любознателен, желает и делает людям добро, ведет активный образ жизни, рано утром пробуждается, имеет мышечные нагрузки, то он живет дольше. Долголетием определяется качество жизни народа.

Медиа-образование (англ. – средство) – направление в образовательной политике и научной педагогике, занимающееся изучением образовательно-воспитательных возможностей средств массовой информации (СМИ), а также вопросами теории и методики обучения школьников их выбору и использованию в целях развития. Задача медиа-образования – подготовить к жизни в информационном обществе, научив понимать, выбирать, осознавать последствия воздействия радио, прессы, телевидения, кино, компьютера и др. средств на психику, сформировав способы общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических средств. Идея медиа-образования начала разрабатываться со второй половины ХХ в. на основе развития идей «критической» и «визуальной» грамотности. В основе медиа-образования лежит критическое мышление по отношению к СМИ, а визуальная грамотность обеспечивает невербальные навыки коммуникации. В современных школах начался процесс введения новых учебных курсов по теории и практике СМИ («Юный телезритель», «Кино и зритель», «Мультимедиа и компьютер» и др.) Медиа-образование, предположительно, будет способствовать сохранению духовности человека, культуры мышления и, главное, самого человека как мыслящего существа, обладающего волей и творческим потенциалом.

Медитация (лат. – размышляю) – это умственно-волевые действия, направленные на сосредоточение внимания, мышления, памяти на каком-то определенном объекте, возможно на себе самом. Это сознательное отключение сознания от внешнего мира и интенсивное погружение в свой внутренний мир, в самосозерцание, самовосприятие, самопознание. Во время медитации ум человека освобождается от тревог, он становится естественным и искренним, достигает внутреннего покоя и душевной силы. При этом интенсивно идут процессы мышления, самонаблюдения, что позволяет и в старом находить что-то новое; происходит выход в бессознательное в виде фантазии, образов, чувств и их изображений. Медитация, будучи психическим действием и состоянием, ведет к понижению реактивности организма, приглушению эмоциональных проявлений. Человек начинает слышать как бы только себя, свой внутренний голос. Медитация совершается посредством специальных технологических приемов, способствующих самопогружению. Медитирование обладает терапевтическими свойствами – снижает раздражительность, восстанавливает спокойствие, воспитывает внимание, влияет на формирование новых форм поведения. Но излишнее и неумелое его использование может вызвать прострацию, отрешенность от жизненных проблем, отчужденность от близких людей. Медитация входит во многие восточные религии и учения (например, буддизм, йогу).

Медная свадьба – второй, за пятилетним («деревянная свадьба») юбилей со дня вступления супругов в брак и создания семьи. Празднуется в день семилетия со дня свадьбы. Это не «круглая» дата, но памятная. Справляется скромно, как правило, в кругу семьи, со взаимными и совместными подарками, праздничным столом и «медовой» неделей.

Медовый месяц – образное определение первого месяца после свадьбы. Как правило, это месяц проявления супругами большой любви друг к другу, своих лучших качеств, это месяц взаимного познания, планирования будущего. Жизнь супругов полна надежд и веры, она им кажется «сладкой», т.е. медовой. От этого слова «мед» и назван в народе этот первый месяц. По традиции, в этот месяц супругам положено быть чаще вместе, возможно отправиться в путешествие, на отдых. Позже это выражение стало использоваться применительно к ситуациям проявления человеком особых чувств, увлеченности работой. Аналогичное «медовому месяцу» есть выражения у многих народов, как есть и «полынный месяц», т.е. следующий за медовым.

Межличностные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения на основе личных пристрастий, интересов, склонностей в условиях определенной культуры (и субкультуры). Это социально-психологическое явление, которое испытывает на себе и «впитывает» в себя самые разнообразные влияния, как внутренние (личностные), так и внешние (средовые). Межличностные отношения в той или иной общности подразделяются на официальные, т.е. формализованные, возникающие в ходе выполнения функций, так и неофициальные, т.е. неформализованные, возникающие естественно, в рамках культуры и обыденного общения. Духовное общение, а следовательно, и межличностные отношения всегда неформализованы. Выделяют также межличностные отношения «по горизонтали» (среди равноправных членов общности) и «по вертикали» (между руководящим и руководимым). И те, и другие могут быть как формализованными, так и неформализованными. Межличностные отношения любого вида очень сильно зависят от психологической совместимости между членами общества.

Меланхолия (гр. – черный, желчь) – психическое состояние человека, характеризующееся беспричинной тоской и упадком сил. Человек впадает в задумчивость, уныние, иногда он испытывает тихое отчаяние без видимых причин, на весь свет начиная смотреть через «черные очки». Такое состояние может возникать по самым разным причинам, подчас противоположным: от пресыщения жизнью и долгого отсутствия успеха и благополучия, после сильных стрессов и от однообразной жизни. Меланхолия как временное состояние может перейти в хроническую душевную болезнь, требующую специального лечения. Меланхолии подвержены люди, не верящие в Бога и Его силу, маловеры.

Менталитет (лат. – образ мыслей) – это те духовно-нравственные и культурные ценности, которые составляют основу мировидения и миропонимания отдельного человека или сообщества, в свою очередь, определяющих их поведение. Менталитет определяют как образ чувств и мыслей, влекущих за собой определенные действия. Это сложное духовно-интеллектуальное образование, складывающееся веками, тысячелетиями как историко-генетическая память человека и народа в целом. Только через менталитет можно понять, почему в сходных ситуациях разные народы (и люди) ведут себя по-разному. Менталитет «по кирпичику» складывается под влиянием культуры, вероисповедания, традиций, среды проживания, а также системы воспитания и образования. В жизни отдельного человека он выполняет функцию призмы: через нее сознательно или бессознательно проходят все его слова, чувства, поступки. Менталитет – это духовная субстанция, по содержанию своему – нравственная категория. Через нее правят миром властные структуры, разрушая или созидая что-то на этом свете. Без знания менталитета того или иного народа нельзя эффективно с ним взаимодействовать, нельзя им управлять, не вызывая конфликты и социальные катастрофы. Менталитет по природе своей консервативен, он не позволяет быстро перестраиваться человеческому мышлению: всякие новации только тогда продолжительно и эффективно живут, когда они соответствуют менталитету. Так, трудно за короткий срок изменить менталитет, а значит и характер мыслей, чувств и поведение многих и многих советских людей как работников наемного труда. История доказала, как устойчив менталитет русского народа, пережившего немало социальных катаклизмов. Менталитет и образование находятся в сложных отношениях: состояние и качество образования зависят от менталитета народа, в то же время, именно образование существенным образом воссоздает, преобразует, корректирует менталитет.

Мера в педагогике (лат. – норма) – исторически сложившиеся требования к педагогическим действиям, соблюдение которых обеспечивает их эффективность без ухудшения исходного состояния объекта воздействия, без снижения его качества (в педагогике также действует принцип «не навреди»). Мера в педагогике – это тот предел, норма, образец, ниже которых нельзя опускаться, нельзя педагогу работать хуже. Мера вырастает из опыта поколений по семейному и общественному воспитанию детей; она одновременно и устойчива, и подвижна, поскольку частично зависит от потребностей людей, времени, особенностей детей, уровня их развития и состояния самой науки. Мера в педагогике разрабатывается как система правовых, этических, психологических, гигиенических, эргономических, экологических, методических и собственно педагогических требований к педагогу как личности, его деятельности и учебно-воспитательному процессу. Мера и ее соблюдение обеспечивает целостность, определенность и устойчивость системы образования в целом и каждому образовательному учреждению в отдельности. Для личности учителя и ученика соблюдение меры есть гарант их поступательного гармоничного развития. Чувство меры во всем – крайне необходимое учителю качество. От слова «мера» в педагогике произошло слово «мероприятие».

Меркантилизм (фр. – торговец) – социально-экономическое учение, основанное на приоритетах развития торговли и производства промышленных товаров массового спроса и принижение роли земледелия и скотоводства. Меркантилизм нацеливает государственную политику на развитие внешней торговли и содействие притоку золота в страну из иностранных государств. Считалось, что общественное богатство заключается исключительно в деньгах (золоте, серебре). Данное учение возникло в XV веке и было распространено первоначально в Англии и Франции, затем его приняли многие другие страны. Его элементы видны в поведении правящей власти в «перестроечной» России конца XX века. От этого слова «меркантилизм» произошло близкое по значению «меркантильность».

Меркантильность – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в мелкой расчетливости, торгашеском отношении к духовным ценностям, в отношении к людям как средству личного благополучия. Православие это качество относит к числу тягчайших греховных страстей, называя его сребролюбием.

Мероприятие – условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления. Мероприятиями в школе принято называть внеклассные формы организации деятельности детей как формы организации педагогического процесса. Этот термин состоит из двух: «мера» и «принимать». Оно и означает принятие мер к решению возникшей задачи или проблемы. Мероприятие, если руководствоваться его первосмыслом, это то, что поддается оценке по степени полезности, целенаправленности, качеству по отношению к его организаторам и участникам. В этом смысле нецелевого мероприятия просто не может быть. Использование «мероприятия» в его истинном смысле повышает качество воспитания и образования, заставляет педагогов к каждому делу подходить продуманно, соизмеряя его с пространством, временем, состоянием участников.

«Мертвый язык» - это язык, который был когда-то записан, на нем когда-то говорили, но он по разным историческим причинам не использовался и исчез из активного общения. Некоторые из них приходилось раскодировать, например, шумерский язык. Другие хорошо известны, но разговорными не являются. К таким относятся греческий и латинский языки. Смерть языков связана с уничтожением людей и государств – их носителей, с плохим хранением письменных текстов и отсутствием учеников. Языки перестают изучать, сознательно вводя другой язык (при военных захватах территорий). Русский язык является наследником греческого и латинского и потому в нем много обрусевших слов из этих языков. «Мертвые» языки изучаются как культурно-исторический феномен, иногда их используют в узко профессиональных целях, как, например, латынь в медицине, биологии, анатомии.

Мессионизм (гр. – помазанник) – религиозное и одновременно светское учение об избранной роли одного человека или народа в исторической судьбе человечества. Мессионазм – это учение о спасителях человечества, как Божиих посланцев, способствующих пробуждению национального самосознания, росту понимания людьми своей особой роли на данном историческом этапе. Почти все народы переживали состояние мессианства как призвания к подвигу. Таковой была Жанна Д’Арк во Франции, такова идея славянофильства и особой миссии России в сохранении духовности на Земле. Данное учение во многом сходно с идеей пассионарности. Это почти мистическая вера в провидческую способность кого бы то ни было.

Мессия (гр. – помазанник) – это человек, от которого ждут большой пользы, помощи, избавления от бед. Его назначение – превращать зло в добро. Он посланник Бога на Земле, и его не искусит Сатана. Согласно христианскому вероучению это не мирской человек. хотя и явился в мир. Таким был Иисус Христос. Через него людям показана сущность человека, дан образ святости, явлена вся полнота человеческой личности, задано направление развития человека. Как правило, Мессия приносит с собой новое состояние мирового бытия и являет собой высший авторитет. Мессия – посредник между Богом и людьми.

Месяц (ст.слав. – луна) – астрономическая мера времени, определяемого последовательным прохождением Луны мимо одних и тех же звезд или между двумя последовательными ее положениями в одной и той же фазе. Оно равно 27 дням и 7 часам. Гражданский месяц – это 1/12 часть года. Состоит из 30-31 дня, кроме февраля, в котором 28 дней, а в високосный год – 29 дней. Месяц в смысле времени воспет в русских легендах, сказках. Месяц же как физическое тело сильно мифологизирован. Он является воплощением ночи, в противоположность Солнцу – дневному светилу. С началом первых морозов они расходятся и не встречаются до весны. Весной Луна и Солнце встречаются и рассказывают друг другу о пребываниях в далеких краях. По преданиям, если встреча добрая – день ясный, если худая – пасмурный. 5 июля считается праздником Месяца, когда он «играет». Со сменой фазы Луны считается, что Месяц рождается и умирает. Словом, человек приблизил время через Месяц, Луну к особенностям своего космогонического миропонимания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал