Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Прокофьев 8 страница






Месяцеслов – это первоначально церковный, а затем и народный календарь. В церковном месяцеслове, в порядке годового круга, помещались данные о днях памяти святых, жития святых, молитвы, им посвященные. Народный месяцеслов, так называемый «круглый год» тоже содержал данные о святых и религиозных праздниках, но кроме этого еще данные о хозяйственных работах, приметах погоды, хозяйственные советы. Каждая часть народного календаря была поименована. Собственное имя было у большинства недель: «пестрая», «всеядная», «сырная», «Фомина», «зеленая», «сборная» и др. Названия имели и посты: холодный, голодный, великий. Морозы тоже были «введенские», «никольские», «крещенские», «афанасьевские» и пр. Некоторые дни тоже имели «имя собственное»: «великий четверг», «чистый понедельник», «Красная горка», радуница, Духов день и т.д. Все это говорило людям об обычаях, традициях народа, об особой роли времени в их сохранении, народный календарь был связан с религиозным, что тоже предполагал особое поведение людей. Месяцеслов играл огромную воспитательную роль, был красив, богат смыслами, во всех отношениях являл единство духовного и мирского деяния человека. Месяцеслов нередко именовался святцами.

Метатеория (гр. – позади теории) – это обобщенное название теории, предметом которой является другая теория, а в ней – построение, система понятий, положений и доказательств, пути развития, методы исследования, законы и принципы. Такой теорией по отношению к другим наукам может быть философия, культурология, экология. Метатеория – это и сквозная теория, охватывающая нижестоящие по отношению к себе науки, теории. Например, педагогическая антропология является метатеорией по отношению к общей, профессиональной, производственной педагогике и др. В свою очередь общая педагогика является метатеорией по отношению к методикам и образовательным технологиям.

Метафизика (гр. – сверхфизическое) – наука о мире как целом и неделимом, но выходящем за грань физической реальности. Метафизика изучает бытие духовное, абсолютное бытие Бога и изменчивое бытие Его творения. Она изучает сверхчувственное, а также чувственное в его движении, развитии и соответствии духу. Метафизика исследует начало и конец бытия, вскрывает таинственность, бесконечность, неисчерпаемость макро и микромира. Метафизика признана основной философской наукой, которая изучает существующее как таковое. Она является наукой, которая во всей смене явлений и состояний ищет постоянное и связь. Метафизика состоит из ряда учений: онтология (учение о самом сущем), космология (учение о сущности мира), философская антропология (учение о человеке), теология (учение о существовании и сущности Бога). Предмет изучения метафизики: бытие, свобода, ничто, бессмертие, Бог, жизнь, сила, материя, истина, дух, душа, природа. В настоящее время метафизика, добившись всеобщего признания, очень активно развивается и заставляет пересмотреть ранее проведенные отечественной наукой исследования.

Метафорическое мышление (гр. – перенос) – разновидность образного мышления, способного преобразовывать исходную знаковую или предметную информацию в художественные или жизненные образы. Делается это посредством сравнения и обнаружения скрытых и явных общих признаков знаковой и предметной информации с образами легенд и сказок, пословиц и поговорок, жизненных ситуаций. Метафорическое мышление выражается в речи посредством таких художественных средств, как аллегории, метафоры, сравнения, олицетворения, иносказания и др. Такое мышление свойственно малоразвитым народам и детям, особенно дошкольным и младшим школьникам. Такое мышление способствует также более глубокому пониманию смыслов библейских преданий.

Метод (гр. – исследование) – те практические действия педагога и учащегося, родителя и ребенка, которые способствуют передаче, усвоению и использованию общественного опыта как опыта культурного способа жизнедеятельности. К методам относятся только те действия, которые взаимосвязывают, создают воспитательные отношения между воспитанником и воспитателем, т.е. бинарные, двойственные по своей сути. Методы обладают способностями преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Методы обладают способностями преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Методы регулируют и стимулируют развитие детей и их воспитателей. Различают методы воспитания и обучения, преподавания и учения. К методам, например, относятся беседа, упражнение, рассказ, убеждение и др.

Метод изживания – это действие игнорирования педагогом каких-либо действий или слов ученика, незамечание его недостатков и, напротив, подкрепления положительных поступков и слов. Учитель как бы не придает значения тем действиям, которые он хочет прекратить. Этот метод используется для уменьшения нежелательного поведения отсутствием подкрепления. При этом постепенно исчезает научение: ребенок не повторяет того, что не вызывает реакции, особенно не привлекает внимания. Данный метод – один из возможных в борьбе с негативными качествами личности. Он сильно связан с методами подкрепления и наказания.

Метод невмешательства – один из методов воспитания и организации деятельности детей, суть которого состоит в постановке проблемы (задачи, задания) перед ребенком и предоставление ему свободы в выборе способов ее решения и самого решения. Ребенок нередко при этом действует методом «тыка», «проб и ошибок», сам проходит путь поиска, но зато запоминает весь путь и накапливает опыт находок и потерь. Такой метод эффективен во внеучебной деятельности.

Методология (гр. – учение о методе) – метатеория о теоретических и технологических основах формирования научного знания; это система приемов, подходов, принципов, применяемых в науке как способе познания мира. Методология – это также система конкретных теоретических взглядов человека на то или иное явление, это основа понимания и объяснения жизненных явлений. Каждая наука имеет свою методологию, каждый ученый – тоже.

Методология педагогики – отрасль педагогического знания, содержащая в себе знания о методе и сами методы педагогического исследования, технологию исследования, а также наиболее общие теоретические положения (парадигмы, концепции, идеи, законы, принципы) о педагогической и научно-педагогической деятельности. Методология педагогики сегодня это сильно разветвленное знание, включающее в себя, помимо указанных знаний, еще и знания о понятийно-терминологическом аппарате педагогики, о ее связях с другими науками и др. В настоящее время она находится на стадии активного развития: идет процесс отхода от материализма в его наиболее крайней форме марксизма-ленинизма и сближения с методологией православной педагогики.

Метод переключения – метод воспитания и организации деятельности детей, суть которого состоит в отвлечении их внимания с отрицательных действий и привлечении его к положительным действиям. Это метод вымещения одного действия другим, более полезным или привлекательным. Метод переключения позволяет делать меньше запретов, меньше наказывать за проступки, а на основе метода изживания приглушать, оставлять без последствий, прерывать разрушительные действия ребенка и побуждать его к созидательному проявлению. Учитель, используя этот метод, реже говорит «нельзя», «не трогайте», «прекратите», а в момент прерывания запретных действий просит сделать что-то другое, выполнить более полезное задание. Этот метод хорошо действует как опережающий, профилактический, если он используется в начале проступка, перед возможным проступком.

Метод поглаживания – метод поощрительного стимулирования, предполагающий признание другого человека, его положительное восприятие, поощрение. Это прием, действие учителя или родителя по сути физического контакта с ребенка: поглаживание, обнимание, похлопывание, прикосновение к рукам, плечу, шуточный щелчок по носу или лбу. Метод поглаживания выражает эмоциональную оценку воспитателя (похвалу, восторг, благодарность, поклонение, просьбу) глубоко индивидуального и даже интимного характера. Как правило, он эффективен в начальной школе, детском саду, реже в подростковом возрасте. Этот метод требует от учителя большого такта, интуиции и чувства меры.

Метод подкрепления – это метод стимулирования положительного действия ребенка посредством поощрения сделанного. Использование метода подкрепления (награды, подарка, доброго слова, хорошей отметки и т.д.) увеличивает вероятность повторения ребенком нужного, правильного, достойного поведения или действия. Этот метод входит в состав методов стимулирования, он сильно связан с поощрением, наказанием, изживанием и подкреплением. Метод подкрепления как бы фиксирует успех ребенка, что способствует формированию у него определенной установки. Особенно эффективен при репродуктивном обучении, воспитании и обучении показом, подражанием.

Метод проб и ошибок – это метод случайного подбора частных методов и приемов действий в расчете лишь на возможный успех. В обычной жизни его еще называют методом «тыка». Этот метод обеспечивает быструю педагогическую реакцию и быструю отдачу со стороны воспитанника. Его достоинство и в том, что он обеспечивает поиск нужного метода, делает процесс подбора гибким, мобильным. Во времени этот метод не требует особых затрат, но требует внимательного наблюдения за результатами воздействия метода

Метод самовнушения – метод самоубеждения, самодоказательства, самоприказа, самооценивания, т.е. когда сам человек выступает в роли и воздействующего, и принимающего воздействие. Этот метод применяется для самоуспокоения, преодоления стресса, для установки на спешную работу, в оздоровительной гимнастике, при аутогенных тренировках и т.д. Применение этого метода требует воли, объективного самонаблюдения. Он способствует воспитанию самообладания и воли.

Метод «черного ящика» - это метод нахождения прямой зависимости воздействия и результата без учета того, что происходит в самом человеке. В этом случае ребенок или детский коллектив рассматриваются как некое «запломбированное устройство», т.е. «черный ящик», о внутреннем строении которого мы как бы не располагаем никакими данными. Мы можем лишь наблюдать воздействия на «входы» и сами их осуществлять и видеть последствия в виде изменившегося поведения, т.е. «выход». При этом методе все внимание педагога сосредотачивается на поведении, а не на внутреннем состоянии системы – ребенка или коллектива. Этот метод чаще всего используется в крупных исследованиях, например, при переходе школы в режим развития или внедрении инноваций.

Механицизм (гр. – орудие, сооружение) – философское учение, разновидность материализма, главной идеей которого является уподобление живых существ, в том числе человека и человеческого общества, простейшим механизмам и поиск общих законов функционирования живого и неживого на земле. Окончательно сложился в XVII-XVIII веках. Абсолютизация законов механики вела к упрощению проблем развития человека и общества, к игнорированию чувств и сознания в этом процессе. Механицизм в педагогике выразился через позитивизм, в использовании ряда технических и физических терминов (например, «климат», «проектирование», «технология»), в использовании метода редукции, т.е. сведения явлений одного порядка к явлениям другого порядка и нахождению между ними аналогий. Так случилось с описанием психических явлений через посредство физиологических. Сегодня редукционизм наблюдается в прямом переносе философских концепций в практику образования.

Меценатство (лат. – богатый покровитель) – вид добровольной безвозмездной материальной помощи деятелям культуры, культурным учреждениям и акциям со стороны богатых и влиятельных покровителей. Меценатство способствует развитию культуры, выявлению и выращиванию талантов. Оно избирательно, а потому являет собой определенный заказ и социальный контроль со стороны части потребителей. Мотивы меценатства могут быть самые разные: любовь к искусству, память о прошлом, благодарность за поддержку, «для души» и ради спасения души и др. Слово «меценатство» произошло от имени римского политического деятеля Мецената Кай Цилия (I в. до Р.Х.) – покровителя искусства и наук. Сегодня такая бескорыстная помощь называется спонсорством.

Мечта (др.рус. – видение, призрак) – мысленное представление желаемого будущего, создание образов воображения о предмете желания, хотения, стремления. Мечта – это видение тог, чего нет и может не быть. Образ мечты может быть расплывчатым, неясным, но приятным и желаемым. Такая мечта называется грезами. Мечта может уводить от жизни и ее проблем и быть несбыточной. Излишнее предание мечтам порождает такое качество как мечтательность. В старину народ мечту воспринимал как видение, призрак и даже умопомрачение. Однако, бывают вполне продуктивные мечты, вполне реализуемые. Такие мечты имеют стимулирующий характер, они способствуют развитию активности, поддерживают оптимизм, веру в успех. Это мечты – мотивы деятельности. К мечтам расположен юношеский возраст.

Мечтательность – навязчивое состояние, склонность к мечтаниям, не имеющим отношения к действительности. Считается отрицательным нравственно-этическим качеством личности, уводящим ее в нереальный мир фантазий, несбыточных желаний, грез. В реальной жизни мечтательный человек непрактичный, неадаптированный ко многим ситуациям. Раньше в народе считалось, что мечтательность возникает по воле злой силы.

Мизантропия (гр. – ненависть) – психофизиологическое свойство личности, проявляющееся как нелюбовь, неприязнь и даже ненависть к людям. Различают общую мизантропию, как человеконенавистничество вообще, а также: мизандрию – отвращение женщины к мужчине, мизогению – отвращение мужчины к женщине, мизогамию – отвращение к браку. Мизантропия во всех ее проявлениях есть патология организма, иногда излечиваемая специальными средствами, иногда – нет, переходящая в устойчивую истерию и сексуальные извращения. Любая форма мизантропии разрушает нормальные человеческие отношения, порождает конфликты, деформирует характер, делая человека упрямым пессимистом.

Микроклимат коллектива (фр. – малый) – так называют особенности нравственно-этического и психологического состояния взаимоотношений детей, детей и взрослых между собой в каком-нибудь коллективном сообществе. Это «низший» слой отношений, складывающийся под влиянием массы управляемых и неуправляемых факторов: формальной и неформальной структуры сообщества, уровня его развития, качества лидерства, характера общей деятельности, возраста детей и т.д. и т.п. Микроклимат – это то, что в конечном итоге складывается вокруг каждого члена коллектива. Определяется по степени выраженности духовно-нравственных качеств поведения членов коллектива. Самый высокий уровень – доброта, поддержка, взаимное уважение и т.д.; самый низкий – эгоизм, зависть, безответственность и т.д. Понятие «микроклимат» введено в педагогику в 70-е годы по аналогии с биологическим микроклиматом, определяемым как особенности климата в нижнем земном слое воздуха и верхнем слое почвы, т.е. как раз то, что определяет развитие растений. В конечном итоге развитие ребенка в семье ли, в детском саду, школе определяет именно микроклимат в его сообществе.

Микрокосм (гр. – мир в малом, в миниатюре) – человек в единстве его биологического, психологического и духовного начал, выраженных как его индивидуальный мир. По утверждению ученых-космистов, он вмещает в себя, по многим параметрам, всю Вселенную, он подобен большому мирозданию и, к тому же, сам способен понимать и себя, и Макрокосм. Микрокосм – это мир малых величин, адекватных большим величинам Макрокосмоса. Человек – это Вселенная в малом виде, вобравший в себя закономерности всего мира. Идея микрокосма родилась в глубокой древности, когда господствовал космизм как идея связи всего подлунного мира с надлунным. Связь макрокосма и микрокосма есть основа астрологии.

Микросреда воспитания – это совокупность конкретных условий и созидающих их людей и групп, среди и во взаимодействии с которыми воспитывается, обучается и развивается ребенок, это кто и что оказывает на него воздействие. В микросреде ребенок живет, действует и нередко самостоятельно. Это его ближайший мир, который со временем, со дня рождения, постепенно и постоянно расширяется. Без знания среды нельзя понять личность, ее потребности, интересы, культуру. Через среду человек идентифицирует себя с другими людьми, с обществом через нее признает свою национальную, культурную и социальную принадлежность. Через среду он проводит и удовлетворяет свои ценности, реализует себя, через нее участвует в общественной и производственной жизни. Микросреда обеспечивает преемственность поколений.

Милосердие (ст.слав. – любящее сердце) – нравственное качество личности и деятельности, выражающееся как действенная любовь в действии к людям, животным, растительному миру, как сострадание к их беде и бескорыстная помощь в нужде. Милосердие – одна из высоких христианских добродетелей: питание алчущих, напоение жаждущих, одевание нагих, посещение находящихся в темнице, уврачевание больных, успокоение метущихся, погребение умерших. Иногда милосердие толкуется как движение двух сердец между которыми лежит пропасть, вина, грех, преступление, а потому это всегда преодоление пропасти, но не «прыжком» и силой, а трудной работой души. Профессия учителя вся состоит из милосердия – терпения прощения, помощи, участия в судьбах детей. Отсутствие милосердия к детям есть основная причина того, что глохнут интересные педагогические эксперименты, перерождаются альтернативные школы, тормозится в целом реформа образования. Милосердие противоположно мизантропии и филантропии, перерастающими при бездеятельной любви в пустой сентиментализм.

Милостыня (ст.слав. – милость) – христианская добродетель, существующая как подаяние нуждающимся пищи, одежды, крова. Это дело христианской любви – раздавать бедным, нищим часть своего достатка. Считается, что милостыня избавляет подающего от греха. Много раздавали по праздникам. Потребность в милостыне растет особенно в период упадка народного благосостояния. Существует легенда, как накануне Вознесения Христа нищие расплакались и спросили Господа, на кого он их оставил. На что Господь ответил, что дает им свое святое имя. С тех пор нищие на Руси живут «Христовым именем», т.е. просят милостыню «Христа ради». Так что милостыня не только ради страждущего нищего, но и ради себя самого подается.

Минея (гр.) – так называют иконы или книги, изображающие святых или христианские праздники в календарном порядке их памяти и празднования. Это и есть годовой церковный круг. Икону, посвященную отдельному месяцу, называют минеей на этот месяц. Есть икона со всеми месячными минеями, ее называют годовой или минеей всех святых. Книги-минеи называют «четьи минеи», т.е. минеи для чтения («четьи»). Они тоже подразделяются на общие и месячные. В них даются жития святых и рассказывается о праздничных службах. Четьи минеи назывались еще месяцесловом.

Минута (лат. – малый) – это малая единица времени, состоящая из 60 секунд и составляющая лишь 1/60 часть часа. В минуте есть свой смысл: она самая маленькая часть времени, которую чувствует, «схватывает» и использует человек. За одну минуту можно кое-что сделать, решить, изменить ситуацию и поэтому ее надо беречь. Отсюда масса присказок и присловий по поводу народного отношения к минуте: «сию минуту», «с минуты на минуту», «ни минуты», «ни на минуту» и др. Все это означало ценность такой малости, как минута: тотчас, мигом, быстро. Слово минута в русскую речь пришло еще до Петра I, а в его время оно обрело современное нам звучание и смысл.

Мир (ст.слав. – народ, покой) – это все сущее, вся объективная и субъективная действительность, в которой мы живем и действуем. Это некая «планетарная целостность человеческой жизни». Мир – это и народ, люди, миряне, ведущие светский образ жизни (жизнь в миру). Миром называют определенную, конкретную среду жизнедеятельности человека – «мир учителя», «мир детства», «мир школы» и т.д. Мир – это также обозначение спокойствия, покоя, бесконфликтного состояния государств, людей («мир во всем мире», «мир в душе»). На сложных пересечениях этих смыслов рождены многие понятия: «мировая скорбь» как всеобщее чувство печали; «мировая душа» в смысле единых, надчастных душевных сил; «мировой дух» как принцип всего действительного. В народной культуре русского народа есть много присловий с различными смыслами слова «мир»: «мир праху твоему», «мир тесен», «перевернуть мир», «сильные мира сего», «с миром» и др. В психологии разрабатывается «мир личности». В педагогике это слово используется во всех указанных смыслах.

Мир личности – субъективная система взглядов и отношений (мнений, верований, идей, желаний, потребностей, оценок) индивида, на которые он ориентируется в своей жизнедеятельности. Это полностью личностный и личный мир, который имеет устойчивый характер, проявляясь во всех реакциях, поведении, общении, деятельности, даже в случаях аффектов. Мир личности – культурологический феномен. Он складывается у человека в определенной культуре и с определенной культурой. Потому он содержит в себе элементы культурных традиций, обычаев, привычек. Существование мира личности делает ее уникальной, индивидуальной, неповторимой.

Мировая скорбь – фразеологическое выражение, чаще используемое в ироническом тоне при характеристике чьих-либо страданий, горя, беды. Мировая скорбь – это крайняя форма разочарования, расстройства, отчаяния от гораздо меньшего горя, беды, носящих сугубо индивидуальный характер. Человек при этом искусственно преувеличивает беду, по иному, пессимистично, смотрит на мир, упивается бедствием, льет слезы, много об этом говорит, вместо того чтобы активно преодолевать последствия несчастий или не распространять свои переживания на других. «Мировая скорбь», как психологический настрой, была присуща русской поэзии конца XIX – начала XX веков. Это образное выражение часто употребляется в бытовой речи, обозначая преувеличенные страдания по поводу мелких проходящих бед.

Мировое образовательное пространство – это социальная идея создания системы мер, обеспечивающих права человека на получение образования и его конвертируемость, т.е. признание независимо от того, человек какого государства и где его получает. Это образование «без границ», когда получение образования в одном государстве гарантирует его продолжение в другом, когда образовательный документ дает право на получение соответствующего рабочего места и продолжение образования в любом государстве мира. Для этого ведутся работы по согласованию структур, целей, стандартов, финансового и юридического обеспечения, учебных планов и программ, форм документов по аттестации и т.д. Постепенно эта работа ведется и в России, и которая начинает входить в мировое образовательное пространство. Фактически это идея создания единого образовательного пространства.

Мировоззрение – форма самосознания, существующая как непротиворечивая система взглядов человека или общества в целом на мир во всех его проявлениях, на сущность и место человека в нем (в миру), и определяющая понимание, восприятие и преобразование действительности. Мировоззрение у конкретного человека проявляется в виде верований, убеждений, идеалов, принципов, предположений, ценностных ориентаций, оценок. По содержанию это обобщенные представления личности о мире, исторической судьбе человечества, о жизни и смерти человека, о нравственных основах земной жизни. Мировоззрение – явление историко-культурное, поэтому оно всегда содержит в себе элементы старого отживающего и нового нарождающегося. Наиболее крупными общественными мировоззренческими системами были космоцентризм (космизм), теоцентризм и антропоцентризм. В основе их лежало определение природы человека и его миссии на земле. Производными от этих трех мировоззренческих парадигм являются такие системы взглядов, как религиозные и материалистические. Примером первого служит православие, второго – марксизм-ленинизм, атеизм. Мировоззрение – явление духовное, в этом смысле оно предопределяет всю человеческую жизнь.

Мировоззренческая культура – совокупность источников и способов познания человеком мироздания, сущности самого человека и его отношения с Миром, а также тех учений, теорий, идей, которых он стал придерживаться в результате познания. Мировоззренческая культура включает в себя религию, нравственность, философские взгляды, духовные потребности. Она имеет в широком смысле историко-культурный характер и зависит не только от особенностей индивида, но и от уровня развития культуры, в которой он рос, от национальных особенностей, от прошлой истории рода и многого другого. Уровень развития мировоззренческой культуры есть показатель духовности человека и общества. Основная масса людей придерживается какой-либо одной мировоззренческой парадигмы – космоцентризма, теоцентризма или антропоцентризма. Но в настоящее время все больше россиян имеют эклектическую мировоззренческую культуру, как правило, «пограничную», например, состоящую из элементов язычества и христианства, христианства и космизма и т.д.

Мировосприятие – опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землей, и определения своего места в нем. Это ощущения единства мира, понимание связей и зависимостей в нем и выработка общих представлений о законах его развития. Мировосприятие помогает в формировании мировоззрения и в то же время само от него зависимо. Проявляется оно через отношения человека к действительности – его мысли, чувства и поступки. Мировосприятие изменчиво, по мере познания и накопления личного опыта оно может углубляться, расширяться. Не зря говорят о существовании детского мировосприятия, отличного от юношеского, взрослого и старческого. На каждом из этих возрастных этапов по-своему понимается мироорганизация и миропорядок и по-своему строится индивидуальное мировидение, мироосвоение. Этот сложный процесс мировосприятия и организует школьное образование, ориентируя ребенка в мире, способствуя созданию собственной картины мира и зарождению собственного мировоззрения, объективного миру.

Миролюбие – положительное нравственное качество личности, проявляющееся как способность человека вести мирное решение конфликтов, как склонность к политике примирения, взаимных уступок и согласия. Миролюбие строится на уважении партнера, на доброжелательном к нему отношении, на доверии. Воспитание миролюбия, как высокой христианской добродетели, стало актуальным для России второй половины ХХ века, это является одной из важнейших задач вновь возникшего направления содержания воспитательной работы в школе – воспитания в духе мира. Миролюбие – это планетарное качество, благодаря которому творится мир на Земле, между народами, у себя в семье, в школьном коллективе, в производственных объединениях. Миролюбие есть основа миротворчества. Изучением воспитания в духе мира занимается сравнительно новая наука – иренология.

Миропомазание – одно из семи христианских таинств, суть которого состоит в наделении человека божественной благодатью. Миропомазание совершается вслед за Крещением, когда Господь, усыновляя ребенка, дарует ему свою благодать, а также при соборовании. В Ветхом Завете миропомазание совершается только над царями и пророками, в Новом Завете – над каждым христианином. Как таинство, миропомазание верующих освященным миром во имя Святого Духа подает им дары святого Духа, возвращающие и укрепляющие их в духовной жизни. Миропомазание – это помазание миром чела, очей, уст, ноздрей, ушей, персей, рук и ног с произнесением слов «печать дара Духа Святого».

Миротворчество – моральное творчество в сфере конфликтных отношений как на межгосударственном уровне, так и на межличностном. Является составной частью научной дисциплины иренологии. Миротворчество, как творческая деятельность, состоит в создании, выборе и применении мирных способов примирения конфликтующих сторон. Миротворчество – это и социально-психологическая позиция личности, стремящейся к созданию условий бесконфликтного существования. Термин «миротворчество» является специальным термином политологии. В педагогике он функционирует как знание и умение, специально воспитуемое у детей. Воспитание в духе мира через развитие миролюбия и морального творчества – одна из задач учебного заведения по духовному воспитанию своих питомцев.

Миряне – верующие православной церкви, не облаченные духовным саном; это основная масса верующих, которые называются паствой, прихожанами. Миряне живут «в миру», т.е. светской жизнью, но будучи верующими людьми, живут и церковной жизнью, стремятся вести православный образ жизни. Миряне участвуют во всех церковных богослужениях и приобщаются к таинствам.

Миссионерство (лат. – поручение) – церковная деятельность по пропаганде и распространению религиозного учения той или иной церкви (секты, братства, монастыря), проповедь вероучения среди мирян других церквей и неверующих. Миссионеры, на добровольной или функциональной основе, совершают миссионерство как действие, назначенное Богом. При епархиях существуют миссионерские отделы, работники которых ведут целенаправленную миссионерскую деятельность в разных слоях населения, с разными организациями. Понятие миссионерства есть в политике и дипломатии особенно при решении сложных вопросов противоборствующими сторонами. Так, в 60-е годы широко применялись «миссии мира». Задача их – пропаганда мира, предложение способов его установления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал