Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Прокофьев 9 страница






Миссия (лат. – посылать) послание представителей одного государства (народа, сообщества, церкви) в другие государства с целью мирного решения жизненно важных государственных и иных вопросов, в которых заинтересована посылающая сторона. Задачи миссий могут быть самые различные: политические, государственные, религиозные, общественные, культурные, военные и др. Отсюда и миссии бывают разные. Наиболее распространены в ХХ веке стали гуманитарные миссии, оказывающие нуждающимся народам (населению) помощь продовольствием, медицинским обслуживанием, одеждой и т.д. Такого рода миссии осуществляются, как правило, не как государственная акция, а исключительно как общественная помощь организаций, объединений, движений и всякого рода спонсоров, меценатов, из сборов пожертвований частных лиц.

Мистика (гр. – таинство) – это связь человека с тайнами мира сего – сверхъестественными силами через посредство особых действий – молитвы и молитвенного погружения, апокафического метода, предвидения, гадания, ясновидения и др. Такая мистика может быть божественной, естественной и демонической. Божественная мистика входит в состав христианского учения, где развивается в мистическом богословии. Божественная мистика – это религиозно-познавательная деятельность, выходящая за пределы опытно-чувственного познания мира человеком. Она выражается как тяготение к непосредственному единению с Богом и связи с Ним, как ощущение действия не себе неземных сил. Эта деятельность способна творить чудеса, таинства, необъяснимые большинству людей. На почве мистики сформировался мистицизм.

Мистицизм (гр. – учение о мистике) – религиозно-философское учение о религиозно-познавательной деятельности посредством особых действий, какими осуществляется мистика. Мистицизм признает связь между земными существами и потусторонним миром. Мистицизм – это и качество личности, выражающееся как убеждение в реальности и возможности личной связи со сверхъестественным миром, как склонность к таинственному символическому толкованию явлений. Это качество, как правило, проявляется у людей аскетического склада.

Митрополит ( гр. – человек из главного города) – священнослужитель высшей степени в христианской церковной иерархии. Он возглавляет церковные дела городских, областных епархий. Звание митрополита присваивается лишь тем, кто уже имеет чин епископа за выслугу лет и заслуги на поприще веры. Митрополит имеет массу прав: он созывает областные сборы, надзирает за деятельностью церкви и священников, утверждает епископов, распоряжается средствами приходов.

Миф (гр. – предание) – исторически начальная форма культуры, существующая как непроизвольное коллективное утверждение, основанное на бессознательном психическом переживании. Миф – это художественно обработанное сказание о том, что когда-то было до жизни рассказчика – о богах, о природе с фантастическими образами, о сущности человека и его отношениях с окружающим миром. Мифы создавались как непроизвольные образы памяти в сознании древнего человека, еще не отделившего себя от Космоса, Природы, со слабо развитым сознанием. Исследователи мифов называют их «бессознательным образом в сознании». Мифы глубоко символичны, они несут в себе надпредметный смысл, далеко отстоящий от существующей реальной действительности. Образы и события мифа всегда обобщены, четки лишь выводы из них о совести, о добре и зле, о горе и радости. А это уже сфера души и духа. Миф историчен как по происхождению, так и по содержанию: он отражает определенный, пока сокрытый от нас этап человеческого развития. Из русской мифологии пришли к нам образы Бабы-Яги, Змея-Горыныча, Домового, Купала, Ярила.

Мифологическое сознание – это мышление наглядными образами, «телесными» и пластичными по характеру, включенными в жизнь, но напрямую с ней не связанными. В мифологическом сознании нет отвлеченных абстрактных понятий, нет обобщений, в нем не все осознается и осмысливается. Мифологическое сознание создает образы фантазии и пытается ими жить, из них исходить. В этом сознании много мистики, нет четких границ между природой, животным и человеком – все воспринимается как один мир. Элементы мифологического сознания есть у детей дошкольного возраста – они разговаривают с игрушками, сами уподобляются им, оживляют природу, нередко фантазируют по поводу своего прошлого до появления на свет. В таком сознании деформируется информация; ибо оно существует на основе слабой осведомленности, проявляется стихийно, в нем неясны нравственные понятия и идеалы. С возрастом оно преодолевается рациональным типом мышления.

Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа и наука, занимающаяся их изучением. Мифология складывалась в эпоху энеолита и бронзового века как исторически первая форма целостного осмысления и переживания человеком мира и своей собственной родовой жизни. Мифология – это мистифицированная и сильно опоэтизированная история народа. Мифы исследуются – в них восстанавливаются первоначальные смыслы, расшифровывается символика, раскодируются образы. Сегодня мифология сохраняется в сказках, обрядах, заговорах, ритуалах и др. формах.

Михайлов день – день Архистратига Михаила, почитаемого на Руси как грозная и верная защита от всякой нечисти. Полное название праздника – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Архистратиг Михаил есть вождь Небесных Сил, «князь великий». Празднуя его день, церковь празднует и всех бесплотных сил, отчего праздник и называется Собором. Установлен он был в IV веке. Для празднования избран ноябрь – девятый месяц от марта (с которого тогда начинался год) в соответствии числу девяти ангельских чинов. Архистратиг Михаил поставлен над всеми ангельскими чинами: он – вождь небесного воинства в его борьбе с темными силами ада, сброшенными с Неба. Русский народ всегда поклонялся физической силе и духовному совершенству и потому воздвигал храмы и памятники в честь Архистратига Михаила и с зарождения христианства один из праздников посвятил ему. Утверждается, что «представительства за города русские Пресвятой Богородицей всегда осуществлялись Ее явлением с Воинством Небесным под предводительством Архистратига Михаила». День его памяти – 8 ноября. В это время начинаются морозы, на реках появляются ледяные «мосты», так что праздник был связан еще с приходом зимы.

Мнение (ст.слав. – мнить, думать) – оценочное суждение, выражающее отношение человека к кому-либо или чему-либо. Мнение – это проявление сознания, которое реализуется в поведении, в практической деятельности. По форме это убеждение человека, ибо выражает его уверенность в правоте суждения. Различают мнение индивидуальное, коллективное и общественное. Все дело в том, сколько людей участвуют в его формировании. Кроме того, есть мнение разных групп людей: мнение детей, учителей, ученых-педагогов и т.д.

Мнительность – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся как искаженное восприятие мнения других людей о себе. Мнительность – это видение во всем и всех для себя чего-то плохого, неблагоприятного, опасного. Мнительному человеку кажется, что к нему как-то по-особому относятся, ему подстраивают козни, о нем плохо говорят. Он часто думает об отношении к себе других людей, подозревает их в своих неудачах, не доверяет людям, сам думает о них хуже, чем есть на самом деле. Мнительный человек всегда занят самим собой, он эгоистичен и тяжел в общении.

Многодетная семья – это семья, в которой трое и более детей. Качественно это особая семья, где родители могут организовать детскую взаимопомощь и взаимоподдержку, воспитать взаимоподчинение и взаимотерпение, где легче организовать самообслуживание, передачу традиций, уход за малыми и слабыми. В многодетной семье более расчетливо ведется экономика. Ученые считают, что наиболее полноценное воспитание дети получают в многодетной семье, где не менее трех детей. При хороших родителях многодетные семьи считаются самыми эффективными для нормального духовно-нравственного воспитания детей.

Многокультурное образование – это образование, построенное как постижение многообразия культур, – на изучение разных языков и культур соответствующих стран, различных форм культур, истории народов мира, на погружении в многообразие интеллектуальных процессов и усвоение различных способов приобретения знаний, а также способов адаптации человека к жизни. Многокультурное образование как принцип используется, как правило, при формировании содержания обучения старшеклассников в средней общеобразовательной школе, а также при формировании содержания поликультурного образования.

Многопоколенная семья – это семья, состоящая из детей, их родителей, бабушек и дедушек возможно и прабабушек и прадедушек, живущая вместе, в одном доме и ведущая совместное хозяйство. Традиционная русская культура признает как полноценную именно такую семью, где есть естественная связь поколений, передача традиций, сохранение целостного облика культуры. В такой семье, если она дружная, протекает самое полноценное воспитание детей.

Могила – место пребывания тела умершего, его «вечный дом». В русской культуре могила считается святыней, которую нельзя осквернять: портить, распахивать, особенно раскапывать для кражи вещей. Могилу принято было копать дальним родственникам на заранее выбранном или отведенном месте. Заколоченный гроб опускают в могилу на веревках, длинных полотенцах, чтобы дорога «на тот свет» была широкой, как полотно. Могила становится воплощением умершего: ее украшают, ставят крест, сажают цветы, делают оградку, на нее приходят родственники. Могильная земля издревле считалась сильным колдовски средством, ее использовали в качестве магического средства. Иногда таким словом «могила» говорят о человеке, умеющем хранить и не выдавать тайны.

Модусы духовности (лат. – мера) – это такие формы проявления духовности, которые выражают присутствие духа в человеке, доступны его пониманию и влиянию. Эти модусы вечны, вот они и есть общечеловеческие, но проявляются как неповторимые, сугубо личностные, индивидуальные. К таким модусам духовности относятся важнейшие христианские добродетели: страх Божий, совесть, вина, вера, надежда, любовь и мудрость. Что бы ни делал человек, о чем бы ни думал и ни говорил, он живет «через» эти модусы, ими и в них. От зла и порока человека останавливает «страх Божий», различать добро и зло помогает совесть, оценить степень отступничества от нравственных законов – вина и т.д. Проживание этих состояний и есть духовно-душевная жизнь человека. На их основе формируются конкретные индивидуальные нравственные качества человека.

Молебен (гр. – служение молитвы) – общественное богослужение с обращением к Господу Богу, Богородице или святым с благодарностью или просьбой. Совершается в церкви, носит преимущественно коллективный характер. Но можно заказывать и частный молебен по отдельному лицу и отдельному поводу, например, при освящении нового дела, здания, посевов, о дожде и др. В церкви молебен совершается после или перед литургией.

Молитва (гр. – заклинание) – это слова, обращенные к Богу как к любимому другу и отцу, Богоматери и святым. Это могут быть слова просительные, благодарственные и славящие Его. Главное в молитве – смыслы слов и искренность чувств. Молитва выражает духовную жизнь человека. В этот момент он поднимается над обыденным, отрывается от суеты жизни и восходит к Беспредельному, Вечному, Всевышнему. Молитва – это тяжкий труд души и тела. В ней много поклонов: поясных и земных, когда становятся на колени и головой касаются земли. В молитве дух человека стремится как бы вернуться к Первоисточнику жизни. Человек возвращается туда, чтобы там почерпнуть силы, подпитаться духовной энергией. В молитве заключены красота, любовь, дерзание, отвага, самоотверженность, устремление. В молитве нет и не должно быть языческого страха, суеверия, сомнения. Молитва должна быть чистой. Молиться можно везде: Бог везде видит, слышит и любит. Дореволюционные историки утверждали, что каждый шаг русского человека сопровождался молитвой, что все христианское мировоззрение через нее пронизывало всю тогдашнюю жизнь. Учить молитве детей можно уже с двух лет, понемногу увеличивая их количество и время моления. Когда-то дети молитвенные тексты учили по таблицам, с пением, чтением вслух. Учили не торопясь, переживая и чувствуя. Молитвы признаются самым сильным средством познания Христа. Не допускается молиться с небрежением, леностью и праздностью. Молитва – основа жизни христианина, она – вдохновитель к познанию, пониманию, нравственному деянию.

Молокане – одна из сект в русском православии, суть учения которой сводится к признанию лишь духовно-душевной жизни в Боге и отрицанию любых телесных и материальных форм религиозной жизни. Молокане отрицают иконы, крест, церковь и церковную иерархию, жертвоприношения, таинства и обрядность, монашество и признают лишь духовную жизнь во Христе по Евангелию. Молокане относят себя к духовному христианству, они вышли из духоборов. Название свое они получили по причине употребления молока во время постов, хотя сами свое вероучение называли «молоком духовным». Молокане обучаются слову Божию непосредственно по Библии, считая это настоящим крещением, без плотского осуществления таинства и погружением в воду. Секта молокан привлекала к себе зажиточных и крепких хозяйством селян и горожан. Возникла она во второй половине XVIII в. в Центральной России, испытывала сильные гонения, внутри себя имела несколько различающихся между собой направлений.

Молчание – сознательный отказ от речевой формы общения, поведения с целью погружения в собственные мысли и чувства, а также для того, чтобы не мешать окружающим, не разрушать их душевный и деловой настрой. Молчание может использоваться и как форма протеста, и как форма сознательного умолчания о чем-либо, и как вынужденная форма проявления незнания обсуждаемого вопроса. В русской православной культуре молчание входит в состав ритуального поведения: при похоронно-поминальных обрядах (чтобы не мешать душе усопшего расставаться с телом), во время молитв. В то же время в русском народе люди больше чем надо молчащие, «молчуны», «молчальники», считаются нарушителями традиции. Считалось, что они наделены сверхъестественной нечистой силой и очень опасны окружающим.

Монастырь (гр. – уединение) – жилище для монашествующих людей, община монахов, живущих по определенному уставу, строго соблюдающих религиозные обеты. Монастыри бывают женские и мужские. Монастыри на Руси – это явление благотворительное, просветительное и религиозное. В X-XIII веках просвещение сосредотачивалось исключительно в них. Первыми писателями были духовные лица, преимущественно монахи, что и определило духовный характер русской литературы. Монастырские общины создают школы, больницы, богадельни, мастерские, библиотеки. Монахи часто ведут свое хозяйство, обустраивают свое жилье. Каждый монах имеет келью, которую обустраивает по своему усмотрению. Все монашествующие делятся на две основные группы: послушники (бельцы и белицы), готовящиеся к принятию иночества, и монашествующие, теряющие светское звание. Монастыри в России всегда играли огромную духовную, а также и экономическую роль. По народным поверьям они разгоняли черную силу, вокруг них всегда быстро вырастали поселения.

Монашество (гр. – один, уединение) – одинокое житье отдельного человека или общности людей, отрекшихся от мирской жизни и ее соблазнов и обрекших себя на аскетизм, безбрачие и лишение всех материальных благ ради служения Богу. В христианстве монашество является высшей формой воплощения религиозного идеала, в которой идея личного спасения сливается со спасением общественным. Сложилось оно в Европе в IV в., в России – в X в., сразу же по принятию христианства. Монашество – особый путь отдельной личности, устремленной ввысь, путь борьбы за святость, личного несмирения с окружающим обывательством и пороками. Монашествующие люди именуют себя монахами. Они живут в монастырях, питаются просто – хлебом, водой, зеленью, одеваются в черные одежды, располагающие к смирению и убиению плоти. Они много молятся, проповедуют слово Божие, работают. Им положено знать и понимать жизнь простых людей в аспекте Заповедей Божиих. Монашество – это миссионерство, оно далеко не всем показано, да и не всем в обществе надо вступать на этот путь. Монашество является органичным дополнением светского мира и светского образа жизни.

Мониторинг (англ. – предупреждающий) – процесс системного и систематического изучения состояния явления, находящегося в развитии. Мониторинг существует как диагностико-прогностическое слежение за актуальным состоянием и уровнем развития субъектов образовательного процесса. Функции мониторинга: информационное обеспечение целеполагания и коррекции образовательного процесса, осуществление независимой экспертной оценки, профессионально-мотивирующая функция, историко-культурная функция. Мониторинг обеспечивает развитие личностно ориентированного образования, поскольку дает объективную и своевременную информацию о состоянии и развитии личности в условиях школы, ее образовательных возможностях, потребностях, индивидуальном своеобразии. Данная информация сигнализирует о динамике и проблемах личностного развития учащихся. Информационно-психологический потенциал мониторинга делает его важным системообразующим фактором организации, планирования и коррекции педагогического процесса.

Монокультурное образование (гр. – однокультурное) – это образование, построенное на усвоении одной, как правило, родной культуры. Монокультурное образование дети получают в семье, в селе – глубинке, где ограничены условия «поступления» информации о разных культурах, в школах, в учреждениях дополнительного образования, осуществляющих национально ориентированное образование. Но в чистом виде монокультурное образование встречается редко, чаще оно сопряжено с элементами многокультурного образования.

Монолог (гр. – одно слово) – развернутое и относительно завершенное по смыслу высказывание одного лица в адрес другого лица (группы людей, общества) с целью привлечения внимания, разъяснения или постановки проблемы. Монолог не требует ответа, он используется для самовыражения его автора. В педагогике монологически построенная речь учителя дала основание монологическому методу обучения, при котором активным субъектом воспитания и обучения остается учитель и пассивным объектом – ученик, выступающий в роли слушателя. Монолог, в противоположность диалогу, не предусматривает сотрудничества с учеником, хотя при этом скрытый внутренний диалог неизбежен (диалогический монолог).

Монотеизм (гр. – один Бог) – форма религии, состоящая в признании существования одного Бога; это не просто «единобожие», это «однобожие». Монотеизм помог человеку отойти от язычества, он как бы «собрал» человека в себе, поспособствовал его обособлению из мира природы и уже этим приблизил его к личности. Правда, считается, что монотеизм породил для человечества проблему греха и осознание вины, что психологически значительно усложнило жизнь человека. Большинство современных религий монотеистичны (христианство, мусульманство, иудаизм), в противоположность политеизму как многобожию (язычество, многие эзотерические религии, например, индуизм).

Морализирование (лат. – наставление на нравственность) – форма нравственного негодования по поводу безнравственных поступков других людей, выражающаяся в назойливой проповеди моральных норм и принципов, построенных на абстрактных идеалах и пожеланиях, без учета реальной ситуации. Эта проповедь может быть в виде нравоучения, нотации, назидания, упрека. Морализирование (морализаторство) нередко используется как метод воспитания, но эффект его краткосрочен и ненадежен. Использующие его сами демонстрируют неразвитость морального сознания и знания детской психологии. Чаще всего к морализированию прибегают в случаях несовпадения личных идеалов с наблюдаемыми явлениями.

Моралист (лат. – нравственник) – это человек, склонный к частому использованию морализирования в качестве метода воспитания или выяснения отношений с кем бы то ни было. Это также название писателя, прибегающего в своих литературных произведениях к проповеди морали, ученого, занимающегося изучением психологической природы моральных явлений. Моралисты искренно проповедуют любовь, добро, терпение, благонравие. Морализация была свойственная русской дореволюционное литературе и вообще всей русской культуре.

Мораль (лат. – нравственность) – это способ духовного существования личности, духовный рычаг общества. Проявляется как форма общественного сознания, устанавливающая нормативно-оценочные правила поведения человека в обществе и его личной духовной жизни. Функции морали: регулирование поведения, сознания и чувств человека; обеспечение согласования отношений и деятельности людей; создание критерия нравственности в оценке общественной и своей собственной дисциплины. Мораль исторична и по природе культурологична: он всегда тесно переплетается с обычаями, традициями, ценностными ориентациями общества. В сфере морального сознания развивается отношение человека к миру и самому себе, которое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, их характеров, убеждений. Исторический смысл морали – она утверждает человека в человеке. Содержание морали – моральные принципы, идеалы, жизненные смыслы, модусы духовности, нравственные качества личности. Мораль – явление относительно устойчивое. Православие считает, что источником морали в человеческом обществе является Бог и его Заповеди. Именно там лежит ответ на вопрос, какой она должна быть. В русском бытовом словаре еще в XIX в. было слово «мараль» от слова «марать», в смысле позорить, пачкать, оскорблять. Мораль есть основание для формирования нравственности. Она входит составной частью в менталитет народа и определяет его.

Моральная дефективность – отрицательное духовно-нравственное состояние личности, проявляющееся в отклонениях от общепринятых и более высоких – Божественных – законов и норм поведения. Нарушения могут быть самые разные – агрессия, противоправное поведение, проявление отрицательных нравственных качеств в общении и т.д. Моральная дефективность – это обобщенное именование негативных свойств личности. Она возникает под влиянием какого-либо заболевания ребенка, но чаще от недостатков воспитания как педагогическая запущенность.

Моральная чистоплотность – духовно-нравственное качество личности, характеризующее высокий уровень нравственного воспитания и проявляющееся как всеобщая способность человека всегда и во всем проявлять свою нравственность. Моральная чистоплотность – это соизмерение своих слов, чувств и поступков с нравственными законами бытия и добровольное их соблюдение во всех жизненных ситуациях. Человеку с таким качеством не требуется внешний контроль, он сам в себе имеет совесть как собственный внутренний самоконтроль.

Моральное творчество – вид творческой деятельности в сфере морали и моральных способов разрешения бытовых, производственных и общественных проблем. Совершающий моральное творчество находит или создает сам такие подходы, методы и приемы нравственного воздействия на людей и отдельного человека, которые не только помогают решить вопрос или снять конфликт, но, самое главное, сохранить верность нравственным нормам и требованиям, избежать зла. С помощью морального творчества преодолевается раздвоение личности, разрешаются противоречия между духовной и практической жизнью человека, между сознанием, чувствами и поведением, между внешним и внутренним.

Морально-психологический климат – уровень развития моральных ценностей и их психологической поддержки в межличностных отношениях членами группы. Это уровень моральной зрелости каждого члена группы и группы в целом (общественное мнение), приближающий ее к состоянию коллектива. Морально-психологический климат в группе определяет положение и самочувствие каждого ее члена в отдельности.

Моральное старение – утрата вещью, качеством и вообще чем-либо и кем-либо своего значения, своей «потребительной стоимости», признания, востребованности. Сами вещи, поступки могут быть даже новыми или теми же самыми, но они уже «не смотрятся», в них не видят смысла не находят былой необходимости. Так морально стареют взгляды на что-то, фасон одежды, обычаи и т.д.

Моральные нормы – правила нравственного поведения человека, гармонизирующие его отношения с другими людьми и обществом в целом. Моральные нормы православного человека – это семь добродетелей христианской морали: благоразумие, воздержание, справедливость, стойкость, трудолюбие, смирение, вежливость. Первые четыре из них являются главными. С моральными нормами поведения в любом обществе должны согласоваться юридические, экономические, политические и др.

Мормоны – название христианской секты «Церковь святых последних дней», выделившейся в протестантизме. Символ веры мормонов выражен в 13 статьях, где подтверждается вера в основные христианские догматы (о Троице, искуплении, наказании-воздаянии, спасении и др.). Но мормоновская церковь строится на раннехристианской основе: в ней есть апостолы, пророки, пастыри, учителя и евангелисты. Во главе церкви стоит совет из 12 апостолов и избираемый президент. Задача мормонов – восстановление истинной веры. Возникла секта в Америке, в середине XIX века. Особенностью учения мормонов является их взгляд на духовное как на утонченную материю, они имели особый взгляд на природу божественного скорее как на космическое и материальное одновременно. Бог у них живет, как и человек, земной жизнью. Мормоны требуют безоговорочного подчинения начальству, полного послушания внутри секты, допускают многоженство и многомужество. Общественный строй мормонов – деспотическая теократия.

Мотивация (фр. – побудитель) – система причин (факторов, условий), побуждающих человека к активной целенаправленной и продуманной деятельности. Мотивация включает в себя: потребности и инстинкты, определяющие степень активности деятельности; цели и задачи, характеризующие ее направленность; стремления, желания и установки, придающие деятельности эмоционально-чувственную окраску и силу. Мотивация – это одновременно и процесс формирования мотивов какой-либо деятельности, например, учебной, педагогической и др. В этом случае мотивация носит одновременно и управляемый, и вероятностных характер, ибо зависит от ситуации, от особенностей участвующих в процессе людей и т.д. Различают мотивацию внешнюю, когда в качестве мотивирующего фактора выступает среда и ее элементы, а также внутреннюю, когда мотивация «лежит» внутри человека – его характера, особенностях восприятия и мышления и т.д. Мотивация может быть устойчивой и неустойчивой.

Мотивация деятельности учителя – это устойчивая система причин, способствующих успешной деятельности педагога на его рабочем месте и в соответствии с функциями и задачами деятельности, а также причин, влияющих на удовлетворенность трудом и его результатом. В качестве факторов мотивации учителя могут быть: качество управления (политика администрации учебного заведения, степень контроля, степень оценки результатов труда и др.), состояние рабочего места (дидактическое обеспечение учебного процесса, комфортность, гигиеничность и др.), качество взаимоотношений с детьми (взаимопонимание, этичность, сотрудничество), взаимоотношения с коллегами (профессиональная этика, коллективизм, признание успехов), степень самореализации личности (продвижение по работе, возможности творческого роста), личностные качества (духовно-нравственные, в первую очередь), оплата труда. У каждого учителя складывается своя система мотивации, со своими приоритетами и силой действия. Существенную роль в системе мотивации деятельности учителя играют понимание им своей миссии на Земле, сформированное представление о своей профессии как миссионерском служении людям, такие личные качества нравственности, как любовь, вера, надежда и др.

Мощи (ст.слав. – прах, мертвое тело) – всякое тело усопшего; останки святых, в каком бы виде они ни были. Но главное почитание христиан относится к нетленным после смерти телам святых. Почитание мощей основывается на чудесах, совершавшихся при их посредстве. В настоящее время каждый православный храм имеет частицу мощей какого-либо святого. Эта частица зашивается в антиминс – такой пласт из шелковой или льняной ткани. На них изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. Антиминс находится на престоле и над ним совершается богослужение. В православной церкви кроме общих святых и их мощей почитаются свои местные святые и их мощи.

Мракобесие – враждебное отношение к человеку иной культуры и веры, фанатичное и беспощадное утверждение своей веры. Мракобесие как качество личности есть духовный мрак, неприятие инакомыслия, отсутствие элементарной грамотности, непросвещенность. Мракобесие нередко основывается на акцентуации характера, ригидности мышления. Это проявление страсти, зла и ксенофобии.

Мстительность (др.рус. – попеременно друг друга) – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в действиях расплаты злом за зло, за причиненные человеку обиды и неприятности, за смерть и болезни. Проявляется как неуступчивость, непрощение, злопамятность, чувство возмездия. Это качество имеет глубокие исторические корни. В родовом обществе, где отсутствовал закон, существовал обычай мести (в том числе и кровной) как частного наказания тому, кто причинил зло. Мстил либо сам потерпевший, либо его родственники или друзья (в случае смерти). Такая месть была не только родовым правом, но и обязанностью потерпевшей стороны. Постепенно человек и человечество освобождалось от этого качества. В дохристианский период на Руси уже существовал институт защиты от мести – убежище, храм, пещера. Позже появился выкуп. Христианство изменило примитивно понимаемую людьми справедливость. Месть и мстительность были осуждены в шестой заповеди Божией – не вредить жизни ближнего своего и прощать врага. Появился закон, регулирующий отношения. Но некоторые формы мстительности еще долго жили даже в дворянском обществе (например, дуэль за «моральную обиду»). Научная психология считает, что мстительность порождается низшими человеческими эмоциями и инстинктами. Русским людям не свойственна мстительность как ментальное качество. Оно до сих пор развито у нехристианских народов, либо живущих, либо только что вышедших из родового строя (например, кровная месть). Мстительный человек часто угрюм, зол, мнителен. Он готов мстить за любую обиду, реальную или мнимую. Мстительность преодолевается только духовным воспитанием.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал