Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Прокофьев 12 страница






Невидимая брань – процесс борьбы со страстями, грехом на внутреннем духовном уровне, видимом и ощущаемом лишь самим человеком. Невидимая брань начинается с самопознания своих страстей, с желания освободиться от них. Самоанализ своей греховности и самооценка, как правило, приводят к внутреннему духовному кризису, дестабилизирующему сложившиеся отношения человека с внешним миром и ломающему самооценку. «Плач и рыдания» сопровождают видение своих грехов, ощущение ран на душе и теле. Невидимая брань включает в себя борьбу мотивов как борьбу страстей. Когда завершается выбор между Добром и Злом, начинается покаяние («покаянные труды»), затем приходит внутренний покой, как мир после войны. И только после этого человек способен совершать умное делание. Из-за сложности, внутренней скрытости, ломки человеческого характера невидимую брань Церковь называет духовным Подвигом, совершить его без христианского миропонимания чрезвычайно сложно. Невидимая брань в педагогике идентична самовоспитанию и перевоспитанию.

Невинность – положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующееся как нравственная чистота души и тела, незнание греха, невиновность, непорочность. Невинность определяет человека душевно, в единстве его духовных помыслов и поступков. Невинность – это неведение греха и страстей. Невиновный человек не сделал ничего преступного, противного совести и закону. В узком смысле «невинность» обозначает, например, невиновность («невинно пострадавший»), девичью чистоту (целомудрие).

Невнимательность – отрицательное нравственно-этическое качество личности, характеризующее отсутствие заботы о нуждающихся людях, неумение видеть их проблемы, незамечание чужой нужды, горя или, напротив, радости, успехов, роста. Невнимательность – это нечуткость, направленность внимания либо только на свои проблемы, либо только на «крупномасштабные» проблемы, за которыми конкретный человек не виден, не заметен. В более узком смысле невнимательность характеризует расстройство внимания, его рассеянность, потерю интереса к объекту, предмету, нуждающемуся в этом.

Неволя – состояние внутренней (духовной или душевной) или внешней (физической) несвободы, ощущение отсутствия свободы. Неволя – это неприятие факторов воздействия и действия по принуждению, в условиях зависимости и подчинения чужой воле. Неволя – это либо покорность, подвластность внешней силе, либо сознательное, вопреки чувствам и объективной реальности, самоограничение собственной воли. Полная свобода воли – явление крайнее и не всегда полезное самому человеку («Дай человеку волю – заведет в неволю»): хотение следует ограничивать, в том числе и внешними средствами (законами, правилами, предписаниями)

Невоспитанность – отрицательное качество личности, обобщенно обозначающее низкую общую и этическую культуру человека, проявляющуюся прежде всего в общении. Невоспитанность – это те отрицательные нравственно-этические качества личности, которые возникают по причине плохого воспитания человека, т.е. под влиянием внешних условий. Эти качества, к сожалению, многообразны – грубость, агрессивность, алчность, беззаботность, неблагодарность, невнимательность, ложность и т.д. Воспитание облагораживает природные качества (темперамент, например) и потому его отсутствие или низкое качество и влечет за собой не-воспитанность.

Невроз (гр. – жила, нерв) – нервно-психическое расстройство психогенного свойства. Возникает как следствие конфликтов со средой и их неверного разрешения. Чаще всего закладывается в детстве. Ученые считают неврозы симптомами морального поражения человека, конкретным выражением конфликта прежде всего морального свойства. Невроз – это функциональное расстройство высшей нервной деятельности, возникающее из-за перенапряжения нервных процессов. Проявляется невроз как неврастения, страх, истерия, навязчивое состояние. Лечение неврозов связано с пониманием прежде всего моральных проблем заболевшего человека.

Невстреча (др.рус.) – состояние человека с неудавшейся судьбой, несостоявшегося, нереализованного, не добившегося цели. Невстреча в русской народной культуре это недоля, плохая доля. соотносимая в жизни с невезением, неудачей, нищетой, непризнанием. В русской мифологии был такой персонаж «Невстреча», противоположный «Встрече». Это в какой-то степени отражает понимание людьми зависимости своей жизни, своих достижений от высшей силы, от явлений более высокого порядка, чем телесные и земные.

Негативизм (лат. – отрицающий) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, склонной к пессимизму, непризнанию достоинств жизни и людей, к разочарованию, к отрицанию очевидного и явного. Негативизм проявляется в частой печали, недоверчивости, нетерпимости, частых жалобах и обидах, упрямстве, подозрительности. Негативизм, как качество личности, ведет человека к сопротивлению любым, в том числе и добрым, доброжелательным и искренним влияниям, уводит его в оппозицию, самозащиту. Люди с таким качеством нередко бывают тщеславны, высокомерны. Такие люди плохо встраиваются в коллектив, в систему управления. Они нередко одиноки, мрачны, неприветливы и бывают прямолинейно грубы. В детстве негативизм проявляется как упрямство, неразумное, немотивированное сопротивление родителям, воспитателям и учителям.

Негодование – эмоциональное состояние души, характеризующееся возмущением и крайним недовольством какими-либо событиями или кем-либо. Это возмущение в крайней форме эмоционального накала и, вместе с тем, это по глубине довольно поверхностная реакция с показным эмоциональным эффектом, ненатуральным выражением страха, осуждения или неприятия.

Неделя (ст.слав. – не делать) – промежуток времени, состоящий из семи суток (седмица), что соответствует периоду обращения Луны вокруг Земли. Семь дней имеет начало в творении мира и введены в календарь многих народов (у некоторых народов продолжительность недели колебалась от 5 до 10 дней). Счет времени неделями сложился в Вавилоне, что приблизительно отражало продолжительность каждой из четырех фаз Луны. Многие народы давали каждому дню недели свои названия, часто мифологические или по планетам. В русской культуре слово «неделя» сохранилось по названию первого дня седмицы, когда не надо было ничего делать (день не-делания). А далее шли по-недельник, т.е. первый день после неделания, вторник – второй день и т.д. День неделания назвали Воскресеньем по первому дню праздника Пасхи. Начиная с 1944 года в отечественной культуре и образовании сложилась устойчивая традиция проведения тематических недель как форм организации культурологического воспитания детей и юношества: Неделя детской книги, Неделя театра, Неделя музыки, Неделя творчества и др. Проводились также недели солидарности, дружбы, леса и др. В течение всех шести-семи дней учащиеся организуют сами или участвуют в сборах, беседах, экскурсиях, вечерах, выставках, посвященных заглавной идее недели. В школах до сих пор ежегодно проводятся «предметные недели», т.е. занятия, посвященные более углубленному постижению каких-либо учебных дисциплин. В христианстве известны «Вербная неделя», «Страстная неделя».

Неделя всех святых – начинается в первое воскресенье после праздника Святой Троицы и посвящается памяти всех святых: патриархов, праотцов, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников, исповедников, святителей, преподобных – всех тех, кто праведной и богоугодной жизнью удостоился от Господа не только блаженного упокоения в Царствии Небесном, но и особой благодати молиться перед Его Престолом за нас, за весь христианский мир. Все они были причислены Церковью к лику святых. Эти святые показывали грешным пути к спасению. И поскольку каждый человек по сути носит имя того или иного святого, каждый в этот праздник с благодарностью вспоминает о них и возносит молитву к своему небесному покровителю и ко всему сонму угодников Божиих. Через святых Церковь указывает нам на те добродетели, которым мы должны подражать во свое спасение.

Неделя жен-мироносиц – начинается в третье воскресенье после Пасхи и посвящается памяти женщин, последовавших за Спасителем в Его земной жизни и не оставивших Его после крестной смерти. Этих женщин и называют женами-мироносицами. Именно они пришли рано утром в воскресный день ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело благовонным ароматом мира, и первыми удостоились радостного ангельского известия о Воскресении Христовом. Прославляя любовь жен-мироносиц к Спасителю, Церковь призывает следовать их примеру. Издавна этот день на Руси считается православным женским днем, праздником женщин, который в советское время был заменен днем 8-го Марта, но в настоящее время вновь возрождается.

Недисциплинированность (лат. – плохое учение) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся как непризнание и нарушение принятых норм поведения, как непослушание, невнимательность, вмешательство в свободу другого человека. провоцирование его на подобные же нарушения, несоблюдения норм распорядка. Недисциплинированный ученик забывает дома тетради и ручку, опаздывает на уроки, нарушает рабочую атмосферу на занятиях своим бездельем или неуместными поступками. Причин недисциплинированности может быть несколько: неврозы, комплексы неполноценности, нелюбовь к школе, сложности с учением или отношениями с учителем и т.д. Данное негативное качество преодолевается четкой организацией школьной жизни, гуманными отношениями, повышением учебных успехов или лечением ученика (в зависимости от причин).

Недоброжелательность – отрицательное духовно-нравственное качество личности, характеризующее неприязненное, недружелюбное, нерадушное отношение человека к кому бы то ни было. Недоброжелательность выражает общее настроение человека, окрашивающее его поступки по отношению к другому – нерасположенность к общению и помощи осуждение, нежелание успеха и добра, иногда зависть. Недоброжелательность проявляется в тоне, в смысле, часто без прямой вражды. Основанием недоброжелательности может быть зависть, ревность и другие качества в самом человеке, а могут быть и отталкивающие черты того, на кого направлено это качество.

Недобросовестность – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как нечестность, небрежность в выполнении поручения, как сокрытие своей вины. Недобросовестный – это человек с недоброй, т.е. нечистой совестью. Этот человек как бы прячет свою совесть от людей. В основе этого качества лежит неуважение к людям, лживость, скрытность и в конечном итоге безответственность. Людям с таким качеством нужен систематический контроль и создание ситуаций, исключающих его проявление, востребованность.

Недоверчивость – отрицательное духовно-нравственное качество личности, характеризующее человека сверхосторожного, вечно сомневающегося в искренности и правдивости других людей, подозрительного, не доверяющего никому и ни в чем. Про людей с таким качеством говорят: «дуют на воду». Они всех подозревают, приписывая «от себя» дурные качества. Недоверчивые люди упрямы, замкнуты, всякие доказательства «на всякий случай» они в расчет не принимают, о людях они вообще невысокого мнения.

Недоля (ст.слав. – лихо) – несчастье, затянувшаяся неудача, беда. Это также осознание собственной несамореализации, т.е. бесталанность. «Недоля» - это мифический персонаж наших славянских предков, символизирующий зло, несчастную человеческую судьбу. Недоля насылает на человека беды, нужду. Синонимом Недоли являются другие персонажи – Лихо, Горе, Беда, Нужда, Невстреча.

Недоросль – так называют юношу, не проявляющего склонность к учению, недоучку, глуповатого, недалекого по уму, ленивого, иногда маменькиного сынка. Слово появилось в России в XVIII веке, когда так стали назвать молодых дворян, не достигших совершеннолетия и не поступивших еще на государственную службу. Прямой смысл «недоросля» - не дорос еще до чего-то. Но вот именно о таком по возрасту недоросле написал Фонвизин свою комедию. Конкретный недоросль Митрофанушка был именно глуповат, нестарателен в учении, ленив, необразован. Отсюда и нарицательное употребление «недоросля».

Недостаток – отсутствие какого-либо положительного качества у человека или присутствие отрицательного нравственного качества. Недостаток, с одной стороны, отсутствие необходимого, полезного, нужного, с другой – наличие негативного, плохого качества, страсти, ведущие ко греху. Достоинства и недостатки человеческой личности находятся в сложном соотношении между собой. Недостатки преодолеваются, компенсируются, изживаются, перевоспитываются.

Нежность – положительное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как ласка, мягкость в общении, как любовь, признание другого человека. Это может быть нежное, ласковое, мягкое, доброе слово или поступок, приятное и тонкое (не грубое) обращение. Нежность – это и качество вещи, тоже отражающее ее мягкость, хрупкость, тонкость. Нежность – одно из качеств, возникающих у влюбленных людей, между учителем и учеником, между родителями и детьми. Оно может появляться как ситуативное качество, так и устойчивое, постоянное, особенно у лиц женского пола и детей.

Независимость – положительное нравственно-этическое качество личности, выражающееся как ощущение внутренней свободы и внешней раскованности, как самостоятельность и чувство личного достоинства, как отсутствие комплекса неполноценности. Независимость – это и отсутствие подчинения, суверенитет, ничем не связанная деятельность. Это и политическая самостоятельность. Чувство и качество внутренней независимости следует воспитывать с детства. Зависим человек только от Бога, нравственных Заветов Его и законов, принятых в обществе.

Незнание – отсутствие знаний о каком-либо востребованном вопросе, о выполнении своих функций, о чем-либо вообще. В учебно-воспитательном процессе оценивается двояко. С одной стороны, незнание – невежество, порождающее страдания, унижения, осуждение, а также формирующее чувство неполноценности, сомнений, состояние некомпетентности. С другой стороны, незнание – благо. Оно движет человека к познанию и временно «скрывает» в виде «белых пятен», недоступную или нежелательную информацию. Так, многие педагоги убеждены, что раннее знание детьми о сексуальной жизни, насилии, обмане вредит им. Неведение в этих вопросах в российской культуре охранялось литературой, живописью, прославляющими целомудрие, чистоту, честность. Незнание – это возможность избегать соблазна пустого мудрствования ложной гордости от приобретенных знаний и умений. Это также ощущение непознаваемости, в смысле беспредельности мира. Такое осмысление незнания и есть духовный рост человека. Современная школа делает ставку на знания и добивается их качества, совершенно не используя незнание как стимул к познанию или для обозначения пространства для «заполнения» соответствующим содержанием. В настоящее время категория «незнание» активно разрабатывается.

Ненависть – чувство неприязни, отвращения, злобы, вражды, рожденное на отрицательной оценке каких-либо людей и их деяний. Согласно учению православия это – страсть, т.е. проявление эмоций низшей природы человека. Ненависть почти всегда инстинктивна. Ненависть как эмоциональное состояние делает человека грубым, нетерпеливым, безрассудно жестоким, злым. Относясь к категории человеческих страстей, она должна преодолеваться духовным воспитанием, духовным развитием человека.

Ненасилие в педагогике – одно из важнейших правил реализации принципа природосообразности воспитания и обучения. Суть его заключается в следовании психике ребенка, его природе, в неприменении принуждения, давления, в создании педагогики свободного воспитания, в формировании саморазвивающейся творческой личности. Ненасилие в педагогике – это нравственно-этическое требование к родителю, воспитателю, учителю не допускать насилия над духовной, душевной и физической жизнью человека.

Неологизм (гр. – новое слово) – слова или выражения, впервые включенные в состав того или иного языка, еще не освоенные людьми и воспринимаемые как новые, необычные. К неологизмам относятся старые слова с новым значением, заимствованные из другого языка. В педагогике, как развивающейся науке, всегда есть необходимость в обозначении вновь обнаруженных явлений, включенных в педагогический процесс предметов. В конце ХХ-го столетия педагогических неологизмов было очень много: духовное воспитание, православная педагогика, модусы духовности и др. Неологизмы называют также новеллизмами. Когда в языке той или иной культуры их одновременно появляется много, то возникает состояние, образно называемое «смутой понятий», а вся сумма неологизмов именуется новоязом.

Неопали мая купина (евр. – куст, не снедаемый огнем) – по Ветхому Завету это горящий, но не сгорающий куст; из пламени его Бог воззвал к Моисею и повелел ему вывести еврейский народ из египетского рабства в Землю Обетованную. Христианская традиция видит в неопалимой купине прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей сына Божьего – Иисуса Христа. По преданию, это был терновый куст близ горы Харив.

Неофобия (гр.) – страх перед новым, незнакомым, неведомым. Неофобия нередко встречается в профессиональной деятельности, где проявляется как консерватизм, боязнь отступить от новшества. Неофобия – это болезнь, связанная с ригидностью нервной системы. Вызывается она как физическими факторами, так и социально-психологическими, например, такими, как боязнь перед начальством, страх снизить результаты труда.

Неподкупность – положительное духовно-нравственное качество личности, выражающее способность отстаивать и лично соблюдать нравственные и юридические законы, несмотря на различные соблазны и подкупы. Неподкупный человек – это человек, не способный променять свои честь и достоинство ни за материальные, ни за какие другие земные блага. Это человек твердых убеждений, честный, открытый и волевой. Такое качество особенно необходимо учителю, врачу и тому, кто облачен властью над людьми.

Неоязычество – мировоззренческая позиция некоторых современников, основанная на возрождении мировидения язычников и язычества и их обновлении, осовременивании. Сторонники языческого миропонимания, преемники многобожия и языческого космизма стремятся оживить языческую культуру, как якобы, культуру высоко нравственную и природосообразную, вложить новые смыслы в старые обычаи, ценности, отношения. Такое стремление столь позднего возрождения основано на крушении материализма и еще слабом православии в начале 90-х годов ХХ в. в России. Ему поддались некоторые школы, которые на идеях культурного детерминизма стали возрождать языческий фольклор, считая его единственным эффективным средством воспитания детей. В конце ХХ века в России наметилось ослабление неоязычества.

Неполная семья – это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность. Основные причины появления неполных семей – внебрачное рождение ребенка, развод родителей, смерть одного из родителей. «Неполная семья» - это семейная модель нового образа жизни. Есть даже точка зрения, что эта форма семьи более устойчивая и жизнеспособная, чем структура с двумя родителями. Если функции власти и воспитания находятся в руках одного человека, то меньше причин для разногласий по поводу их реализации. Есть данные, что в современных условиях в неполных семьях лучшая ситуация для развития способностей детей и более тесного сотрудничества членов семьи и ответственности их друг за друга. Но есть и другие данные о возникновении дисгармонии в характере, о комплексах неполноценности, о психической неуравновешенности детей, воспитанных в таких семьях.

Непорядочность – отрицательное духовно-нравственное качество личности, характеризующее способность человека преступить нравственные нормы поведения – солгать, украсть, утаить, обмануть, словчить, струсить, предать и т.д. Непорядочность – это поступок, сделанный не «по порядку», вне норм, вне принятых правил жизни. К непорядочным людям возникает недоверие, отчуждение. Их ненадежность, способность в любую минуту отступить от договоренностей, правил игры отталкивает людей, вызывает осуждение. В школе нередко можно встретиться с детской лестью, доносами, трусостью, ложью, что естественно, должно становиться предметом перевоспитания.

Непоседа – тип поведения человека беспокойного, суетливого, гиперактивного, подвижного. Непоседа не может сидеть на одном месте, он инициативно ищет себе все новое и новое занятие, нетерпеливо выполняет кропотливую работу, любое задание выполняет быстро. Непоседой часто называют с ласковым оттенком живых, подвижных, быстрых на дела и инициативы людей. Иногда, напротив, непоседами зовут людей с тревожной психикой, нетерпеливых, суетных.

Непослушание – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся как неповиновение предъявляемым разумным и принятым (в том числе законным) нормам и требованиям. Непослушание – это непокорность, неисполнительность, несмирение перед очевидным, общепринятым, полезным, нужным. В детском возрасте непослушание возникает как форма протеста против неправильного, часто насильственного влияния взрослых. Иногда оно выглядит как каприз, упрямство, а иногда как открытый протест. Непослушных детей в быту зовут «неслух», что значит своевольник, ослушник.

Непосредственность – положительная нравственно-этическая черта личности, выражающая способность человека держаться и жить естественно, непринужденно, откровенно, независимо от меняющихся условий среды. Непосредственность – это, как правило, следование своему внутреннему влечению, своей совести, законам нравственности. Дети обладают этим качеством – они умеют говорить, что думают, смеяться, когда им хочется, быть самими собой. С годами, под влиянием социальных условий, это умение исчезает, а иногда переходит в другое качество – инфантильность.

Непочитание родителей – отрицательное духовно-нравственное качество детей, проявляющееся как непочтение, неуважение, невнимание, эгоизм, непослушание. В Моисеевых законах сказано: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти», «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». О почитании родителей не раз говорится и в Новом Завете.

Непрерывное образование – это качественная характеристика системы образования. Выражается в таком построении ее инфраструктуры, при котором не существует тупиковых форм и ступеней образования и которое позволяет человеку, согласно своим образовательным потребностям и возможностям, в любое время его продолжить. По структуре оно включает в себя все формы профессиональной, предпрофессиональной (пропедевтической) подготовки, начального, среднего и высшего базового профессионального образования, а также формы переподготовки, доподготовки, усовершенствования, повышения квалификации, поддержания и восстановления личностного потенциала специалиста. Непрерывное образование направлено на создание максимально возможных для общества условий для постоянного профессионального роста своих граждан, для более полной самореализации их в сфере труда, для поддержания конкурентоспособности на рынке труда. Благодаря такому свойству система образования закладывает организационные основы «развивающего образа жизни» человека. Продолжаясь «через всю жизнь», оно всегда является «продолженным образованием», непрерывное образование реализуется на основе принципа диверсификации и законов опережающей роли образования в развитии производства и экономики, достаточного разнообразия форм профессиональной подготовки и закона соединения обучения с производительным трудом учащихся. Понятие «непрерывное образование» близко к таким как «постоянное образование», «возобновляемое образование».

Непротивление злу – принцип христианской этики, провозглашающий идеалом личной и общественной жизни, основанной на убеждении, будто противостояние злу увеличивает и усиливает само зло. Данный принцип полностью или частично вошел во многие религиозные конфессии, в идеологию пацифизма. Наиболее популярными стали соответствующие этому принципу учения Л.Н. Толстого, М. Ганди.

Нерадивость – отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как лень, нестарательность, беспечность при выполнении любой работы. Нерадивый – не приносящий радости. Это качество вкладывается постепенно, с детства, при попустительстве, нетребовательности и отсутствии контроля со стороны взрослых, нередко и по примеру взрослых. Нерадивый человек без усердия учится и работает, вяло и без интереса выполняет поручения, небрежно выполняет технологию и оформляет результат.

Неразрушающий контроль – разновидность педагогического контроля, использующего такие методы и средства, которые не нарушают протекания и сложившейся технологии обучения и воспитания, не вносят в педагогический процесс дополнительных трудностей, не снижают мотивацию деятельности педагогов и учащихся, не ухудшают воспитательных отношений между ними, не вызывают дискомфорта от присутствия новых компонентов в их взаимодействии.

Нерешительность – отрицательное нравственно-этическое качество личности, характеризующее человека, боящегося преодолевать возникающие сложности, трудности, проблемы, физические препятствия, сомневающегося в выборе средств преодоления, затрудняющегося с принятием любых решений, не берущего на себя ответственности. Нерешительность возникает в результате недоверия к себе, недооценки своих возможностей, неуверенности в своих силах. Нерешительный человек, как правило, боится среды, власти, силы, не доверяет людям, нередко просто труслив. Посредством тренинга, упражнений внутренний зажим можно снять.

Неряшливость (ст.слав. – не-нарядиться) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в небрежном отношении к личным вещам – к одежде, обуви, книгам, тетрадям и т.д., в неаккуратности, неумении содержать их в чистом и опрятном виде, упорядоченно хранить. Неряшливость – это беспорядочность, хаотичность, разбросанность, забывчивость. Неряшливого человека называют неряхой. Слово это произошло от слова «ряда», что в древнерусском языке означало выряжаться, щеголять, наряжаться. Приставка «не» отрицает именно это качество.

Несправедливость – нравственная категория, с помощью которой оцениваются дела и поступки как ошибочные, нарушающие правила, нормы, обычаи, как ложные, неверные. Несправедливость – это то, что делается вопреки закону и принятым нормам. Согласно законам христианства тот, кто претерпевает несправедливость в отношении себя, тот счастливее того, кто ее совершает, ибо претерпевший хотя бы не продолжает, не укрепляет господство несправедливости.

Несчастье – горе, беда, бедствие, нарушающие нормальное гармоничное человеческое существование. Это может быть просто неудача, неблагополучный исход какого-либо дела. Несчастье – это нравственно-эмоциональное состояние человека, испытывающего напасти судьбы. Не-с-частье – это нет своей части в хорошей судьбе.

Нетерпеливость – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся как эмоционально-волевое сопротивление обстоятельствам в беседах, общении, действиях. Человек, проявляющий нетерпеливость, изменяет темп разговора, заболевает, неадекватно реагирует на вопросы и действия другой стороны, прерывает общение и т.д. В основе нетерпеливости лежат убеждения, неверие в ситуацию и людей, страх перед обстоятельствами. Нетерпеливость есть форма сопротивления складывающимся неблагоприятным ситуациям. Как правило, проявление нетерпеливости мешает продуманно принимать верные решения.

Нетерпимость – отрицательное духовно-нравственное качество личности, характеризующее отношение человека к непривычным (иным) взглядам, оценкам, вкусам, обычаям, привычкам, вере. Это неприятие всего «иного», не принятого, нетрадиционного, неординарного, осуждение его, охаивание, нередко уничтожение. Нетерпимость подталкивает к борьбе, к запрету, к ненависти. Это страсть, ибо эмоционально окрашена в сильные негативные чувства, источающие зло, агрессию, непримиримость. В быту возможна нетерпимость к другим нациям, верам, обычаям. Противоположное положительное качество – терпимость, толерантность.

Неуверенность – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающее сомнение, нерешительность, недоверие к себе и своим суждениям. Это качество прорастает в условиях неполной информации, неясных неопределенных целей. В этом состоянии субъект ощущает недостаток знаний о ситуации, чувствует наличие нескольких альтернатив. Человек стремится уменьшить степень риска, ищет опору своим действиям. Неуверенность граничит с нерешительностью, но с той разницей, что здесь делается упор на сознание, тогда как в нерешительности на действие. Неуверенностью часто страдают слабоуспевающие учащиеся, что еще более усугубляет их неуспех.

Неформальное образование – внешкольное образование как дополнительное и, при известных условиях, по отдельным параметрам заменяющее обычное школьное. Неформальное образование – это любая организация образовательной деятельности вне рамок формальной системы, рассчитанной на мотивированных потребителей и отвечающая их целям. Данное образование основано на убеждении, что школа перестала быть единственным местом обучения, ее монополия кончилась, она не может «охватить» разнообразие факторов воспитания, отчего ограничивает развитие человека. Это очень подвижное образование, предназначенное для компенсации недостатков и противоречий традиционной школы и удовлетворения безотлагательных потребностей, выпавших из поля зрения формального образования. Его цели можно определять лишь на индивидуальной основе в зависимости от потребностей учащихся и конкретных местных условий. Его особенности: многообразие и разнообразие форм обучения, способность реагировать на образовательные потребности людей, восприимчивость к условиям и среде, гибкость, добровольность и др. По сути это компенсационная форма обучения, ведущая к профессиональной подготовке и возможности трудоустройства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал