Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.Д. Ушинский






О – шестнадцатая буква современного русского алфавита, обозначающая губной гласный звук. Психологически связана с душевными процессами и вызывает чувство удивления. В праславянской философической азбуке этот звук имел несколько написаний, т.е. букв и много значений. «О» означало Око, Видение (Ясновидение), Высшие качества, Союз, Объединение. Кроме того, с ним связывали смысл Отцовства как по рождению, так и по духовному началу – Всевидящее Око. Эта буква считалась священной. В кириллице за ней была закреплена цифра 70.

Обаяние (др.рус. – колдовать) – способность человека привлекать к себе, располагать к хорошему отношению, очаровывать людей покоряя их какими-либо своими достоинствами – внешним видом, манерами, словом, умом, добротой и др. Обаяние может быть врожденным и приобретенным, т.е. воспитанным. Слово «обаяние» утвердилось в русском языке в XIII в.; произошло от глагола «баять», что значило «говорить», «колдовать», «чародействовать». Обаяние тогда значило чудесную силу колдуна усмирять людей, приводить их взглядом или словом в трепет и даже страх. Так что точный смысл «обаяния» в его покоряющей силе. Одного корня с этим словом «басня», «краснобай», «баснословный», «баловать» и др.

Обвинение (др.рус. – приписывать вину) – приписывание вины, проступка деяниям какого-либо лица или доказательство его виновности. Обвинение – это определение первопричины действия со злым умыслом или плохим последствием. Стадия обвинения есть первая ступень наказания. С действиями обвинения мы часто встречаемся в детской среде, в правосудии, в международных отношениях. В детской среде они могут быть напрасными, бездоказательными, ложными, а могут быть и справедливыми. Учитель пользуется обвинением как методом приостановления дурного поступка учащегося, ибо с его помощью устанавливается причина зла, происходит обращение к совести, чести, достоинству растущего человека. Чаще всего в школьной среде можно столкнуться с обвинениями тех или иных детей в безнравственности, лени, неблагодарности. Это происходит от чувства бессилия, внутреннего неудовлетворения учителя поведением детей. В педагогике обвинение детей есть отношения учителя с самим собой.

Обедня – народное название литургии – церковной службы, совершаемой до обеда или сразу после него. Слово «обедня» произошло от слова «обед», обозначающего традиционный прием пищи в середине дня, между завтраком и ужином. Народ родил и иносказательное употребление этого слова, когда им назвали какую-то интересную задумку, сорвавшуюся по какой-либо причине («Ты мне всю обедню испортил»), или просто значимое дело («Глухим две обедни не служат, одну да коротенькую»).

Обезличка (др.рус. – без лица) – способ организации какой-либо деятельности, при котором отсутствует персональная (личная) ответственность за порученную работу, за качество труда, за выполнение функций и даже за общий результат. Обезличка, в форме коллективной ответственности, является, скорее всего, обезличиванием в пользу соборности, коллегиальности. В то же время обезличка – порочный способ организации деятельности, если не предусмотрен вклад каждого участника деятельности, власти в общий результат.

Оберег (ст.слав. – оберегать, хранить) – разнообразные естественно и искусственно созданные предметы, используемые в качестве сил охраны, сбережения людей от зла – болезней, неудач, несчастий, порчи и т.д. Делается это с помощью заклинаний, заговоров, молитв на эти предметы. В качестве таких оберегов могут использоваться растения, ладанки, пояса, предметы домашней утвари (полотенца) и женские украшения (вышивка на одежде), а также вода (купание, обливание, обтирание), огонь (костры, угли, дым), роспись дома и т.д. Особенно много оберегов имели женщины (у них была богиня Берегиня). Обереги древних славян-язычников выполняли функцию амулетов.

Обет (др.рус. – договор) – обещание, клятва или обязательство, вызванные религиозными чувствами и даваемые прежде всего Богу и перед Богом. Верующие дают обет в благодарность Господу за оказанную небесную помощь, обещая исполнить какое-либо богоугодное дело. Обет может быть личным, общественным, т.е. соборным (на молитве в церкви), монашеским, связанным с сознательным отречением от удовольствий земной жизни. Нарушение обета – тяжелый грех. В древнерусском языке «обет» означал еще и жертву, принесенную словом Господу. До сих пор в «обете» есть жертвенный элемент: давая и выполняя слово, приходится от чего-то отказываться, к чему-то себя принуждать, рисковать его нарушить. «Земля обетованная» корнями связана с этим словом «обет» и значит «обещанная Богом земля» для людей, исполняющих Его волю.

Обещание (ст.слав. – договор) – обязательство кому-то что-то выполнить, даваемое по собственной инициативе и добровольно. Обещать – это давать заверение, уверять кого-то в чем-то, подавать надежды, внушать ожидания. Обещание требует последующего непременного выполнения, его суть и состоит в том, что невыполнение считается нравственным грехом перед Богом и самим собой прежде всего, а не только перед тем, перед кем оно не выполнено. Дети часто пользуются этой формой взаимоотношений, на чем учатся быть верными своему слову, воспитывают волю.

Обзывание – в бытовой речи обозначает замену настоящего имени человека кличкой, прозвищем или бранным словом. Замена имени бранью, словами с намеком есть безнравственное действие, имеющее целью оскорбить, обидеть, унизить. Обзывание развито в детской среде, оно является заменой физических расправ, драк, особенно детей менее сильных или маленьких по отношению к сильным и большим. Этот недостаток общения связан с обидами, с грехом осуждения, что само по себе уже порочно.

Обида (ст.слав. – о-беда) – форма эмоциональной оценки и переживания человека по поводу зла, несправедливости, оскорбления, бесчестья, порицания, причиненного ему. Обиду может вызвать все – причиненный убыток, дурной отзыв, неделание добра, неуступчивость и т.д. Обида глубоко переживается. Психологи трактуют ее как подавляемый и не выходящий во внешнее поведение гнев, который может вызывать разные болезни. Обида может держаться долго и при этом тщательно скрываться от обидчика, тем более, если не дозволено или опасно на него открыто сердиться. Считается, что не менее 40% людей в обществе сегодня живут с обидами, что сильно снижает их творческий и жизненный потенциал. В славянской мифологии с обидой связано представление о демонах. Православие считает, что всех обидящих и ненавидящих нас надо прощать, заказывать молебен об их здравии, что способствует духовному росту обеих сторон – и обидчика, и обидимого, снятию конфликта.

Обидчивость (ц.слав. – о! беда) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, выражающееся в чувствах неприятия, досады и осуждения по отношению к человеку, сделавшему вам зло. Обида наносится, т.е. совершается неправда, оскорбление, ложь, непонимание, бесчестье, порицание, боль, убыток; по отношению к ней и возникает чувство отчуждения. Лучший способ снять обиду, т.е. не дать проявиться обидчивость, это выговориться, выплакаться, помолиться и попросить у Господа сил вынести боль. Обидчивость – порочное качество. Обидящих нас надо прощать, заказывать молебен об их здравии. В славянской мифологии был образ Обиды, в котором сконцентрировались представления о демонах обиды и мщения. Обидчивость как духовно-нравственное качество, даже в слабой форме, содержит в себе, по мнению славян, недоброжелательность, желание неприятностей и даже зла. Данное качество развивается с раннего детства, проявляется как каприз или упрямство.

Обитель (ст.слав. – витать) – место долговременного проживания и деяний человека, как правило, безлюдное, удаленное от суеты, тихое и скромное. Чаще всего так называют монастырь. «Обитель» - это возвышенное название жилища – церковного, духовного, душевного, поэтического пристанища человека, сознательно отвергшего земные радости или уставшего от их преходящих ценностей.

Облачение – так называют специальную одежду священнослужителя христианской церкви, в которой он совершает любые виды церковной службы. Это облачение довольно сложное, в него входит: подризник, поручи, пояс, епитрахиль, набедренник, палица и фелонь (для священника), стихарь и орарь (для дьякона), саккос, омофор и митра (для архиерея), стихарь (для чтеца). Каждая из этих одежд имеет свой смысл, сложившийся исторически, помечен крестом. Облачение – это и обряд одевания этих одежд. При этом читаются установленные церковные стихи, указывающие смысл каждой одежды. Облачение священнослужителей делается из разных тканей, но в основном из парчи, атласа, бархата, шелка разных цветов. Каждый цвет символичен и соответствует своему празднику или событию. Например, черный цвет преобладает в одежде в посты. В соответствии с характером облачения священнослужителей оформляется и место службы, особенно церковь.

Обломовщина – обобщенное нарицательное и образное наименование комплекса таких личностных черт, как общественная пассивность, непрактичность, лень, апатия, сонливость, умственная неподвижность, нерешительность. Такое название этого комплекса черт получило по имени главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» - Обломова Ильи. И хотя оценка героя под влиянием внешних социально-экономических и политических факторов периодически менялась, «обломовщина» сохранила свой прежний смысл – леность, безволие, безделье. В древней русской речи само имя имело вполне определенный смысл: облом – это неуч, неуклюжий, невоспитанный увалень, невежа.

Обман (ст.слав. – манить) – ложь и вообще то, что вводит в заблуждение, уводит от истины, от правды. Это также само состояние заблуждения обманувшегося, его ложные надежды, ожидания при невыполненном обещании. Есть самообман, «сладостный обман», когда человек хочет не правды, а услаждающих слух и душу «обольстительных» или успокаивающих слов или действий. У древних славян обман был магическим приемом, используемым для защиты от нечистой силы, болезней и других опасностей. Задача состояла в том, чтобы «обмануть плохую судьбу» новорожденных, неурожай. При этом использовался ритуал, специальный обряд.

Обновление – духовные, идеологические, политические, нравственные, материальные, экономические и др. изменения в чем-то или чего-то, ведущие к совершенствованию при сохранении основ, преемственной передачи лучших элементов прошлого, восстановлении (возрождении) разрушенного или забытого. Такое обновление миру принесло в свое время христианство. Корнем «обновления» является «обнова». У древних славян это всякая новая вещь, украшение и т.д., т.е. всякое новшество. Эти предметы таили в себе опасность: считалось, что всякое вмешательство в сложившуюся привычную жизнь – от лукавого. Позже обновы стали защищаться оберегами или приговорами, приворотами и благодаря этому спокойнее восприниматься людьми и вписываться в их образ жизни. Ожидание обновления, обновки с тех пор связано с этими старыми поверьями: оно содержит в себе и тревожность, и притягательность. С тех далеких пор и до наших дней принято в честь большого обновления или маленькой обновки устраивать праздники, пиршества, приносить поздравления. Так утвердились и дни рождения, и праздники конституций, и все другие праздники.

Ободрение – это метод стимулирования поощрением активной деятельности, бодрости, хорошего настроения, метод вселения надежды, чувств покоя, уверенности. Ободрение – это всегда похвала, поощрение, награда, признание и т.д. С одной стороны, ободрение – это психическая поддержка человека, с другой – собственное психическое состояние оптимизма, веры, надежды и т.д. Ободрение, как педагогический метод, очень эффективен, особенно по отношению к детям с проблемами.

Обожание (ст.слав.) – сильное чувство привязанности, поклонения, почитания, влюбленности одного человека в другого, но возможно и к вещам, деньгам, званиям, наградам и т.д. Выражается посредством восхищения, подражания, поддержки, следования примеру, признания в чувствах, стремления к дружбе, взаимности или обладанию. Слово «обожание» родилось в переходный период от язычества к христианству, отделившись от слова «обожение». Согласно православным смыслам обожание является земной страстью человека, против которой предупреждает Библия: «Не сотвори себе кумира». В то же время обожание связано с выбором идеала, жизненного ориентира. Первая школьная любовь в основе своей имеет обожание предмета любви.

Обожение – процесс воплощения в себе и своих деяниях образа Божия через посредство выполнения Законов, данных Им. Согласно христианству человек сотворен Богом и по природе своей богоподобен. И потому жизнь его должна быть путем обожения, что включает в себя: вхождение человека в веру достижение благодати, одухотворение души и тела. Обожение – факт внутренней жизни человека, его морального совершенствования, понимания им греха, порочности страстей, смирения, покаяния. В известном смысле обожение есть духовно-нравственное воспитание и самовоспитание человека на православной основе, личное становление посредством Высшей Творческой силы. В грубом царстве природы этого сделать нельзя. Духовно надо создавать себя самому через обожение. К представлениям о Боге человек приходит иным способом, чем к представлению о вещном. Обожение поднимает человека над внешней действительностью.

Образ (др.рус. – лицо) – идеальная форма отражения действительности, предметов и явлений материального мира в сознании человека. На уровне чувств образом может быть общее восприятие смутные чувства, представления, на уровне мышления это – понятия, суждения, умозаключения. В искусстве есть понятие художественного образа – в конкретное художественное воплощение этих представлений, понятий и т.д. Понятие образа многолико. Это: способ и метод совершения какого-либо действия (образ мысли, образ как проект предстоящего дела); образец, пример для следования, подражания (образ И. Христа, образы отечественных героев); наглядное воплощение образа божественного человека, святого лица на иконе (иконы нередко зовут образами); наглядное (рисунок, фото, герой книги) изображение какого-либо лица, действия. Образ всегда дается в условной манере, обобщенно, интегративно. Отсюда родились понятия «образ жизни», «образование», «образованность» и др. Когда некий идеальный образ искажается или нарушается, его называют «образина», «образованщина».

Образ жизни – устоявшаяся индивидуальная система распределения времени на те или иные виды жизнедеятельности человека. По содержанию образ жизни охватывает все виды деятельности, систему отношений и оценок, общение с людьми, потребление культурных и материальных благ, проявление себя в личной, общественной и профессиональной деятельности. Образ жизни порождает стиль жизни человека, приобретение им привычек, создание устойчивого уклада жизни. Образ жизни конкретного человека зависит от его исторических корней, биологического склада, национальности, возраста, профессиональной деятельности, географических и социальных особенностей региона. Воспитание учащихся включает в себя оказание им помощи в формировании своего индивидуального образа жизни, насыщение его духовными ценностями, пропаганду здорового образа жизни.

Образная речь – речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т.д. В отличие от образной литературной речи народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, присловицами, загадками. Владение образной речью делает человека самобытным, характеризует его связь с народом и его историческим прошлым, помогает доходчивее донести мысли до слушателей. Образная речь учителя делает его более привлекательным для детей, более интересным собеседником в общении.

Образование – историко-культурный феномен человеческой жизни, обозначающий способность общества обеспечивать развитие человека в соответствии с его божественной природой. Это путь и средство приведения человека биологического к образу Творца, т.е. его обожение. Образование носит абсолютный характер, абсолютно ценностно, равно ценности человеческой жизни. Государство, давая плохое или ложное образование своим гражданам, деградирует, разрушается. Оно создает дух народа, порождает социальную жизнь, определяет экономическую. Улучшение всех сторон жизни народа возможно только через образование. Такое широкое определение образования включает в себя частные. Образованием называем весь комплекс общественных институтов (детский сад, школа, училище, вуз и др.), предназначенных для передачи опыта духовной и материальной жизни одного поколения другому и воспитания человека как субъекта культурно-исторического процесса. Деятельность образовательных учреждений обеспечивает взаимную адаптацию человека, общества и государства, а также безопасность последнего. Через образование увековечивается духовно-нравственный опыт народа. Образованием также называется непосредственно сам процесс воспитания и развития граждан в соответствии с установленными государством концепциями, моделями, стандартами. Наконец, образование есть и процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений и одновременно его результат, т.е. сформированный личный опыт. В церковном календаре есть праздник «Образов-день» (29 августа по новому стилю). В основе его лежит событие тысячелетней давности о перенесении иконы Нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь.

Образованность – качество личности, характеризующее способность человека использовать в своей жизнедеятельности освоенные им продукты материального и духовного труда людей, т.е. их прошлого опыта и включать их в свой собственный опыт, руководствуясь действующими социальными нормами и духовными ценностями в обществе. На практике образованность заключается в объеме информации (знаний, умений, навыков), позволяющей правильно мыслить в пределах существующей системы представлений, рассуждать, стремиться ко благу, оценивать последствия своих действий. Образованность определяется умением человека осмысливать явления собственной духовной жизни. Все это, в конечном итоге, складывается в цельную картину мира, в рамках которой «заключает» себя сам человек. Уровни образованности могут быть самыми разными.

Образовательная технология – это система поэтапно-последовательных действий педагога и учащегося (учащихся), построенная в единстве всех компонентов педагогического процесса и условий его осуществления и обладающая следующими общими свойствами: наличием ведущей идеи (или теории) и соответствующей ей цели обучения и воспитания; устойчивым высоким результатом; воспроизводимостью процесса; возможностью быть предварительно спроектируемой, контролируемостью результатов (как поэтапно, так и в целом по результату). Образовательные технологии развивающего характера легко отличимы от тоталитарной технологии традиционного обучения. В 30-е годы А.С. Макаренко была разработана технология формирования детского коллектива; в конце ХХ-го столетия широко стали известны отечественные технологии развивающего обучения по Занкову, по Давыдову, технология полного усвоения Шаталова, технология «погружения» и другие. Начала возрождаться технология обучения на православной основе.

Обрезание Господне – один из великих праздников православной Церкви, введенный в середине IV века и празднуемый 14 января, в день Нового года по старому стилю. По учению христианской церкви, на восьмой день после рождения Христа над новорожденным был совершен древнеиудейский обряд обрезания, и ему дали имя Иисуса, т.е. Спасителя. Христианство отменило этот обряд, заменив его обрядом крещения, согласно Новому Завету. Этот праздник напоминает верующим об отсечении страстей и похотных желаний, об их подчинении духовно-нравственным началам жизни.

Обручальное кольцо – символ вечной любви, бракосочетания и создания семьи. Кольца надеваются жениху и невесте во время венчания в церкви или регистрации брака во Дворце бракосочетания. Обручальные кольца носят только супруги, хотя изредка они используются как украшение. В древние времена обручальные кольца считались источником особой силы, заключающейся в его круглой замкнутой форме. Кольца были талисманом, люди верили, будто они могут преграждать путь злым духам. Впервые кольца появились в Древнем Риме. «Окольцевание» людей было изначальной формой паспортизации: по форме кольца, ширине, гравировке определялось, кто есть кто, кому кто принадлежит. В христианстве кольцо вошло в институт брака и стало означать нерасторжимость брачных уз: «у кольца да венца нет конца». Ношением его на безымянном пальце человечество обязано древним египтянам, которые считали именно этот палец связанным с сердцем социальным каналом. Кольцу приписывают свойства соединять людей, лечить, делать их более сердечными и нравственными.

Обручение (др.рус. – кольцо, обруч) – обряд во время помолвки, когда жених и невеста обмениваются кольцами в знак согласия на брак. Обручение – символ договора жениха и невесты вступить в брак и создать семью. Кольца называются обручальными и затем хранятся супругами всю жизнь. Этот обычай древний, сегодня он стал входить в обряд венчания или регистрации брака во Дворцах бракосочетания.

Обряд (др.рус. – об + ряд) – условно-символические действия, ставшие нормами, исторически сложившиеся и общепринятые, заключающие в себе определенную идею и выступающие культурными символами. Обряды предписываются бытом, религией, государством и являются традицией. Так широко известны обряды свадебный, крещения, похорон, земледельческие и др. Обряды включают в себя песни, пляски, музыку, ритуальные тексты – молитвы, плачи, заклички, обращения и др. В обрядах человек активен – он просит, зовет, указывает, дает согласие, смиряется и т.д. Русская обрядность основана на мифологическом воззрении; многовековых традициях, способствующих осуществлению трудовых и жизненных целей общины. Обряды выражают отношения людей, являются средствами общения и влияния на мировоззрение. Ученые считают, что обрядность нужна прежде всего народам, стоящим на низких ступенях развития. Обряды удерживают человека в каких-то границах и рамках и имеют целью развитие чувства долга, дисциплины и самопожертвования. Жесткое соблюдение обрядов, высокая обрядность считаются тормозом в духовном развитии человека.

Обрядовая песня – песня, являющаяся частью какого-либо обряда и по смыслу выражающая его. Это могут быть песни, исполняемые во время религиозных и народных праздников и событий. Обрядовые песни подразделяются на колядские и овсеневые, святочные и игорные, веснянки, хороводные, седмицкие и купальские, бытовые. История обрядовых песен начинается со времен язычества. Многие такие песни сопровождаются танцами и играми, драматизируются и костюмируются. Так, обрядовые песни поют во время свадеб, именин, многими песнями сопровождается Рождество, Масленица, Пасха и др. праздники. На манер обрядовых песен были созданы некоторые песни для праздника Нового Года. Например, такой песней стала «В лесу родилась елочка…». Обрядовые песни есть форма существования народных традиций.

Обскурантизм (лат. – затемняющий) – система взглядов, выражающих враждебное отношение к просвещению, науке, образованию, прогрессу как к, якобы, средствам развращения нравов и умов, подталкивающим народ к нигилизму, бунтарству, революции. Обскурантизм – это откровенная поддержка невежества, устаревших традиций, фетишизация культуры только прошлых поколений и отрицание высоких качеств современной, это противодействие мероприятиям, направленным на открытие информации и на поднятие уровня культуры и распространение новых идей. Именно это мировоззрение лежит в основе концепции культурного детерминизма.

Обучаемость – индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его быстрому и сознательному запоминанию, анализу, применению. Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе обучения. Способность учиться включает в себя особенности интеллекта. Показателями обучаемости являются: обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; осознанность мыслительной деятельности; гибкость мышления; устойчивость и самостоятельность мышления; способность переносить знания в новые условия. Обучаемость во многом зависит от уровня развития у учащегося речи. Определение обучаемости и уровня ее развития зависит не только от учащегося, но и от той образовательной технологии, которой его обучают. По технологии Шаталова, например, практически все показывают высокую обучаемость, традиционная же технология, более рассчитанная на освоение теории, дает большой разброс уровней обучаемости.

Обучение – процесс непосредственной передачи общественного опыта и восприятие и усвоение его обучающимися. Этот процесс направлен на развитие и тех, кто передает этот опыт как информацию, и тех, кто его принимает, усваивает. Обучение – процесс двусторонний. Он включает в себя процесс преподавания, т.е. дидактическую деятельность учителя, и процесс учения самого учащегося. Обучение – это систематизированное научение ребенка окружению, организованное в соответствии с дидактическими принципами. В результате его изменяются сознание, поведение и чувства ребенка. Дети постигают мир таким, каким он является для взрослых, и постепенно накапливают собственный опыт обращения с ним. Современное обучение сориентировано на усвоение знаний и не помогает в развитии интуиции, духовности человека, что является основным препятствием в целостном гармоничном развитии человека.

Общение – это способ взаимоотношений людей между собой, в ходе которого люди обмениваются информацией и взаимодействуют по достижению какой-то цели. Через общение происходит взаимообогащение людей. Общение есть особый вид человеческой деятельности, приносящий не только пользу, но и эмоциональное удовлетворение его участникам. Это сущностная сторона человеческой психики, когда производится обмен не только информацией но и реакциями, настроением, состоянием, установками и т.д. Общение является внутренней тенденцией развития личности, одной из наиболее значимых побудительных сил ее внутренней активности. Общение лежит в основе обучения и воспитания, почему они по своей природе и носят диалоговый характер.

Общественное мнение – форма проявления общественного гражданского сознания через выражение личного отношения граждан (или представителей отдельных социальных групп) к тем или иным идеям, событиям, результатам деятельности и т.д. Общественное мнение складывается (формируется) далеко не всегда, а по отношению к проблемам, затрагивающим интересы общества и многих его представителей. Оно бывает стихийным, часто основанным на «здравом смысле», нередко с заблуждениями, но в целом выражает доминирующие и движущие мотивы, устремления, оценки, ожидания. Общественное мнение изучается на больших массивах членов общества. В учебных заведениях, как правило, изучается коллективное мнение.

Общественнополезный труд – любые виды труда, доступные для выполнения без специальной профессиональной подготовки, приносящие пользу и имеющие созидательный характер, совершаемые без оплаты, т.е. на общественных началах. Этим он отличим от профессионального производительного труда и общественных работ. Общественно-полезный труд развит в школе. Сюда входит шефская работа, самообслуживание, работа на пришкольном участке. Участвуя в нем, учащиеся проходят школу бескорыстия, внимания к окружающим, ответственности за порученное дело, коллективизма, соборности.

Общественные работы – это временная работа граждан общедоступного уровня сложности и не требующая профессиональной подготовки. Общественные работы социально полезны и даже необходимы. Они не оплачиваются и, как правило, организуются на добровольной основе. К общественным работа относится участие граждан в ликвидации последствий природных катаклизмов, аварий, стихийных и техногенных бедствий и катастроф, т.е. в чрезвычайных ситуациях. К общественным работам относятся также работы по благоустройству и озеленению общественного пространства в городе, поселке – улиц, площадей, дорог, парков. Делается это, как правило, весной и осенью. Общественные работы нередко организуются в форме воскресников, субботников. В мирное время они проводятся празднично, сплачивают народ, объединяя их идеей общей заботы о своей малой родине.

Общество сознания Кришны (Кришна – санскрит. – темный, черный) – тоталитарная секта деструктивной направленности, выделилась из индуизма на основе особого почитания Кришны. Кришна – один из почитаемых индийских богов, считается восьмым земным воплощением Вишну, символом борьбы за власть. История Кришны, описанная в повести о его зачатии, рождении и детстве, есть точная копия истории Иисуса Христа. Общество сознания Кришны, как религиозная деструктивная секта, не скрывает своего стремления к государственной и духовной власти. Она доказывает свою исключительность и право на власть. Внутри секты культивируется преданность идеям общества, полное подчинение, отрешенность от мирской жизни, кастовость отношений, тоталитарный контроль за поведением своих членов. Члены секты по 70 часов в неделю отводят на молитвы и ритуалы. Освобождение от «сознания Кришны» требует особого лечения, требующего в среднем не менее 11 месяцев.

Общечеловеческие ценности – концепция существования ценностей, принимаемых всеми людьми планеты, всем родом человеческим, равно присутствующие в разных культурах, освещены вековой жизнедеятельностью людей. Наборы этих ценностей различны. Наиболее признанный включает в себя следующие реалии: человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир. Другой набор составляет: стремление к истине, социальное благополучие, социальная справедливость, нравственные гуманные нормы, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам, порядочность в крупном и мелочах, собственное достоинство, ценность личности, здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность ею наслаждаться, социальная активность, нравственное здоровье коллектив и общества, ценность других народов с их спецификой и культурой, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь. Есть набор в 46 ценностей. Оппоненты данной концепции утверждают, что признание существования общечеловеческих ценностей и построение на них общечеловеческих образовательных систем уничтожает национальное самосознание народа, это путь к этнонигилизму, ведущему к уничтожению, осмеянию, истреблению национальных культур и народного духа.

Община – объединение крестьян, социально-экономическая форма их совместной жизнедеятельности на основе признания земли нераздельной собственностью всех членов объединения. Община объединяет крестьян одного или нескольких селений. Члены общины совместно, «миром» решают земельные, хозяйственные, налоговые и другие вопросы. Община на сходке (сходе) устно или письменно принимает такой документ, как «приговор», что на современном языке означает «решение», неукоснительно выполняемое всеми членами. В ведении общины были вопросы передела земли, проведения общественных работ, оказание помощи нуждающимся, защита сирот, на сходе решались конфликтные ситуации. Община – это форма демократии, она очень гибко перестраивала свою работу, учитывала особенности всех проживающих на ее территории, обеспечивала порядок и законопослушание. В общине существует персональная ответственность, деятельность руководителя подконтрольна снизу, в случае ошибки или безнравственного поведения он мог быть отстранен от власти.

Общительность – положительное нравственно-этическое качество личности, характеризующее умение человека легко входить в общение, в доверие к другим людям, умение находить общий язык, договариваться. Это качество, противоположное замкнутости, закрытости. Общительные люди легко находят общий интерес с собеседником, общую тему разговора, они быстро адаптируются к среде и легко переносят изменения в ней.

Обычай – устойчивый порядок действий, соблюдаемый как привычка, неосознанно и без обоснования. Это своеобразные стереотипы поведения и отношений, органично вошедшие в народный быт. Обычаи являются способом отбора и сохранения нравственных ценностей и передачи их последующим поколениям. Так, обычай сохранения целомудрия до замужества, обычаи заботиться о старших, подавать милостыню и др. Это были первые нормы нравственности, нормы народной этики, выполняющие функцию «естественного» закона жизни. В древности обычаи были практически единственным способом регулирования отношений между людьми в их совместной деятельности, в воспроизводстве рода как биосоциальной ценности. Существуют бытовые, религиозные, национальные обычаи. В современной жизни роль обычаев значительно снижена.

Оглашение – подготовка взрослых людей к принятию христианства и, в частности, православия, предшествующая крещению. Оглашение – это катехизация, просвещение, изучение Библии. Оглашенные не являются еще членами церкви и не допускаются к совершению таинств, к участию в литургии. В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением. Оглашение также является формой оповещения о предстоящем бракосочетании. Его производят семьи жениха и невесты или служители церкви. Цель оглашения – призвать каждого, кто знает о каких-либо препятствиях для данного брака, сообщить о них.

Огнепоклонство – поклонение огню как таинственной природной силе, грозной и в то же время благодетельной, способствующей развитию культуры и цивилизации. Огонь древними предками воспринимался как символ божества. В русской культуре «огонь» - это чистая стихия мироздания, наряду с водой. У русского народа много ритуалов с огнем, огонь уважали и боялись его разгневать и оскорбить. В огонь, по обычаям, запрещалось плевать, бросать в него нечистоты. Огонь был символом богатства и изобилия, особенно почитаем как хранитель «семейного очага». Такое отношение к огню не исчезло до сих пор: об этом говорят любовь к кострам (туризм), каминам. Огромную роль играл огонь в тоталитарных системах воспитания (фашизм, коммунистическая система воспитания): факельные шествия, костры, огни пламени в символах и атрибутах. Отсюда родились такие формы внеклассной деятельности детей, как «огоньки».

Ограниченность – отрицательное интеллектуальное качество личности, характеризующее человека с узким кругозором, узкими интересами, неэрудированного и даже плохо информированного. Ограниченность не позволяет человеку понять этот недостаток и преодолеть его. Ограниченные люди не могут глобально или просто обобщенно мыслить, не могут принимать дееспособных решений. Способ преодоления этого качества – смирение перед познанием, в том числе и книг, развитие наблюдательности, воспитание интереса к жизни.

Одаренность – единство общих интеллектуальных и специальных способностей, определяющих высокие возможности человека в той или иной деятельности. Одаренность проявляется в высоком уровне умственного развития и склонности к инициативной творческой деятельности, она характеризует широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности, наличие внутренних условий для выдающихся достижений. Одаренные дети являются объектом особого внимания государства, школы, вуза. На них возлагается надежда как на генный фонд народа, на людей, способных улучшить, облегчить, обогатить жизнь в обществе. Работа с ними ведется по особой программе. Одаренный ребенок в школе виден по огромной жажде знаний, обилию вопросов к учителю, друзьям, склонности к глубоким рассуждениям, способности быстро впитывать новые знания. Он всегда испытывает информационный голод, целеустремлен. Он часто бывает одинок, ему бывает трудно ладить со своими сверстниками.

Один – число (количественное числительное), стоящее в начале цифрового ряда, именуемое единицей, в праславянской азбуке обозначаемое буквой А (Азъ). Символически означает Первичную цельность, Божественную сущность, Источник жизни. Это число относится к активной символике, издревле связываясь с человеческим «я», с началом всех начал. В обыденной жизни его ассоциируют с одиночеством, отчуждением, покинутостью. В русском фольклоре есть образ Одноглазки, связанный по смыслу с Лихом, встреча с которой опасна людям. «Один» входит в русские пословицы («в один миг», «в один присест», «один момент», «одним духом»), где обозначает скорость, быстроту, а также растворение личности в общем народе или единение с ним («в один голос», «мерить на один аршин», «на один покрой», «одним миром мазаны» и т.д.

Одиночество – состояние внешней (физической) и внутренней (духовной) изоляции человека от других людей. Это человек «без пары»: без дружбы, любви, заботы, вне совместной деятельности. Одиночество переживается как тоска, безверие, недоверие к людям и себе, тревожность, депрессия. Психологи утверждают, что от полного одиночества через 5-6 дней у человека развивается психоз. Вместе с тем, кратковременное пребывание в этом состоянии бывает полезным: заставляет подумать о себе, о своих поступках, о жизни и ее смыслах в целом. К тому же есть одиночество, сознательно избранное как способ жизнедеятельности и служения Богу. Например, монашество, отшельничество. Здесь нет депрессии и упадка сил, а наблюдаются обратные процессы. В одиночество впадают чаще всего и быстрее не верующие в Бога люди. Верующий человек реже чувствует себя одиноким. Но в детском возрасте одиночество переживается тяжело. Задача учителя – вовремя вывести ребенка из этого состояния, обучая дружбе, любви к ближнему. Вообще же научиться проживать и переживать одиночество, быть внутренне готовым к нему – это значит научиться жить в экстремальных ситуациях, как сегодня «одни одинешеньки» живут старики заброшенных деревень.

Одержимость – вид психического заболевания, выражающегося как страдания, помутнение сознания, угасание духа, бездушие. В одержимого вселяется чужая воля, в душу залезают низшие тела, как бы «держащие» человека. Одержимый чем-то человек (идеей, вещами, деньгами, верой) не замечает в себе изменений, не способен осознать их. Он воспринимает свои страсти как свою собственную сущность. Одержимость проявляется как страсть, импульсивность. Понять одержимость человека и помочь ему преодолеть ее могут только духовно развитые люди.

Однолюб – человек, всю жизнь преданно и неизменно любящий одного и того же человека другого пола. Чаще такими бывают мужчины. Они верны одной любви всю жизнь. Есть и женщины-однолюбки. Как правило, это сильная, но тихая смиренная любовь, высоко духовная и ответственная.

Одобрение – метод поощрения добрых поступков. Применяется взрослыми по отношению к детям в знак признания хороших дел и слов, доброго отношения. Одобрение возможно теплым взглядом, словом, улыбкой, встречным действием, отзывом. В семье и образовательном учреждении это наиболее применяемый метод стимулирования развития всего доброго в человеке.

Одухотворенность – возвышенное состояние души, возникающее при духовном осмыслении тех или иных явлений, предметов или деятельности и выявлении в них или придании им особых жизненно важных смыслов, назначений. Это и есть оживлять жизнь своим духом. Одухотворенный человек – духовно развитый человек, он – оптимист, видит или предчувствует свое жизненное назначение, а потому легко выполняет то, к чему приставлен, делает это с радостью и благодарностью. Одухотворенный человек верит в людей, в свое земное предназначение. Это очень доброе и плодотворное состояние человека, находящегося в ладу с верой, надежной, любовью.

Озабоченность – состояние психической готовности служить кому-то и чему-то, приносить пользу, оказывать помощь. Как правило и чаще всего охватывает родителей, детей по отношению друг к другу. Озабоченность по поводу воспитания, питания, здоровья, полезности детям тех или иных влияний. Родители всегда готовы внести во все это свой вклад. В той же мере дети, по мере взросления, озабочены здоровьем, настроением, обеспечением своих стареющих родителей и близких. Если человек перестает быть чем-то озабоченным, он перестает расти и развиваться, и, в первую очередь, духовно. Успокоение – это застой, сопровождающийся растущим чувством личного опустошения. Характерной чертой отсутствия озабоченности является обращение к различным незначительным поводам для чрезмерной заботы о себе, для эгоизма.

Озарение (др.рус.) – способность внезапно приходить к познанию истины в результате непосредственного понимания сути проблемы, вне ее логических доказательств. Это форма чувственного познания, инстинктивного понимания жизненных реалий. Чаще приходит к людям одухотворенным и воодушевленным высокими идеями. Озарение (инсайт) – это лишь краткие моменты, но дающие человеку подчас так много, что и жизни не хватило бы все это почерпнуть из книг и личным опытом. Озарение сопровождается чувством глубокой радости, любви ко всему окружающему. Эти минуты оставляют неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Озлобленность – состояние злобы по отношению к кому-то, чему-то, злобное настроение, намерение делать зло, мстить, разрушать. Озлобленность разрушает душу и тело. Это состояние непрощения за причиненные неприятности, зависти к удаче и успехам других людей, результат восприятия собственных неудач и потерь. Это состояние, если возникает, может перерастать в черту характера. Озлобленность есть основа преступлений, правонарушений, в школе – плохой дисциплины.

Оккультизм (лат. – скрытый, тайный) – учение о тайнах природы и человека, таинственных и сверхъестественных явлениях, не доступных простым людям, рациональному познанию, а только «избранным», «посвященным». Оккультизм – это доктрина о способах познания тайны мира. К оккультным наукам относятся Агни-Йога, антропософия, каббала, мистицизм, философия йоги и др. Эти науки сокрыты от необразованных, они считаются многим недоступным, а посвященные могут превращать свое знание то в белую, то в черную магию, в зависимости от состояния собственной духовности и воспитанности. Православная церковь предупреждает о вреде занятий оккультизмом как разрушающим духовную целостность личности. В психологии оккультным знанием занимается парапсихология.

Оклад – украшение икон, представляющее собой наложение на их рисованную часть, изображающую открытые лики, руки, ноги. Оклады изготавливаются из цветных металлов, низанного жемчуга, бисера, золотого шитья, дерева, дорогих тканей, драгоценных камней. Состоит оклад из венца рамы, ризы, фона и цаты, т.е. украшения в форме полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Богатый оклад выражает отношение верующих к своим святым и одновременно являет уровень художественного творчества умельцев.

Околица – местность вокруг села (деревни), используемая для выгона мелкого скота (коз, телят, гусей), для вечернего гулянья, встреч, прогулок, игр и танцев молодых людей, для сельских праздников и дневных детских игр. По околице села, как правило, протаптывается окружающая его дорожка (окольная дорога). Околица принадлежит всему селу и никому конкретно. От слова «околица» произошло «окольный путь», что значит круговой, непрямой, кривой путь.

Окормление (ст.слав. – кормчий, ведущий) – наставление духовного лица мирянину, ведение его духовным путем, путевождение, управление. За окормлением по вопросам жизни, жизненным проблемам верующий православный народ обращается в монастыри, к людям, пребывающим в глубокой вере. Таким окормителем может быть и личный духовник, и другой служитель церкви, старец, пользующийся авторитетом за свои высокие духовно-нравственные качества личности. Смысл слова «окормлять» складывается из двух: вести, направлять и беречь, т.е. помещать в укромное место. Эти два смысла в старославянском языке носило в себе слово «окормление».

Октябрь (лат. – восемь) – десятый месяц календарного года, второй месяц осени. До реформы календаря Юлием Цезарем был восьмым месяцем. Народные названия октября – грязник (ни колеса, ни полоза не любит), листопад (опадание листьев с деревьев), зазимье (первый снег), свадебник. В октябре проводится, по традиции, большее число свадеб и свадебных юбилеев. На этот месяц приходятся дни памяти преподобного Сергия Радонежского (8 октября), апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это месяц проведения Покровской ярмарки (14-19 октября) в четь Покрова Пресвятой Богородицы. Для учащихся это второй месяц учебного года, наиболее активный и заключительный для второй четверти. Октябрь – это месяц завершения земледельческих работ и перехода к домашнему ремесленному труду. Для обучающихся это тоже месяц ручного творческого труда и выставок поделок, сделанных летом.

Опека (ст.слав. – печься, заботиться) – охрана прав, имущества и интересов лица, не способного по каким-либо причинам осуществлять свои права и разумно оберегать, отстаивать интересы (опека над малолетними, лишенными родительской заботы, нетрудоспособными инвалидами, душевнобольными). Опекать – это наблюдать, заботиться, поддерживать, помогать нуждающимся. До революции в России были как государственные, так и частные учреждения опеки. Сегодня опека (опекунство) назначается от лица государства органами суда и социальной защиты.

Оптимизм (лат. – наилучший) – система мировосприятия, проникнутого жизнеутверждающей силой веры в будущее, жизнерадостностью, бодростью, любовью к жизни и людям. Оптимизм – это душевная зрелость, способность решать проблемы, а не только ставить их. Оптимизм теоретически обоснован соответствующим учением о существующем мире как наилучшем из всех возможных, о преобладании добра над злом и страданиями. С точки зрения психологии оптимизм является свойством личности, отражающим пропорциональное развитие всех психических процессов человека. Оптимизм противостоит пессимизму.

Оракул (лат. – говорю, прошу) – прорицатель, предсказатель судеб, толкователь воли богов, делающий это в таинственной ритуальной форме. В языческие времена оракулом называли и само предсказание, и место, где проходил ритуал. Оракулы для прорицания, для общения с высшими силами использовали растения, животных, свои предвидения они облекали в иносказательную форму. Сегодня слово «оракул» стало терять свой изначальный смысл, который оно имело в Древнем Египте, Греции, Риме, и чаще используется с юмором по отношению к человеку, считающему свои суждения непреложной истиной.

Оранжевый цвет (фр. – апельсиновый) – один из семи цветов спектра (и радуги), напоминающий красно-желтый цвет апельсина (смесь красного и желтого). В Южной Африке есть Оранжевая река и Оранжевая провинция в ЮАР. Психологически влияние цвета связывают со стимуляцией успеха, богатства, карьеры. В свою очередь сам цвет это символизирует.

Организованность (гр. – инструментарий) – положительное нравственно-этическое качество личности или коллектива, выражающее их способность жить и действовать упорядоченно, по плану, ответственно. Организованность, как комплексное качество, включает в себя многие частные качества – целенаправленность, целеустремленность, собранность, последовательность, предсказуемость. Это также умение четко ставить цель, планировать, регулировать, контролировать свою деятельность. Организованность позволяет собраться, лучше использовать время и другие условия жизнедеятельности, аккуратно вести и хранить деловую документацию и т.д. Организованности учат с детства, начиная с воспитания аккуратности и ответственности. В школе это делают через самоуправление, организацию самообслуживания, ведение дневников и т.д.

Оргия (гр. – пир) – тайный религиозный обряд с определенным ритуалом, совершаемый в честь некоторых языческих древневосточных, древнегреческих, древнеримских богов. Оргии проводятся ночью, на природе (в горах, лесах, долинах рек), сопровождаются факельными шествиями, музыкой, ритуальными плясками, пением. Участники оргий пили опьяняющие напитки, отчего нередко теряли власть над собой и приводили себя в исступление. Постепенно оргии стали ассоциироваться с разнузданным, разгульным пиршеством, сопровождающимся непристойным поведением участников.

Оригинальность (лат. – первоначальный, первичный) – качество личности или продукта деятельности, выражающееся как самобытность, неповторимость, своеобразие, нестандартность. Эти качества любого человека, предмет или явление делают привлекательными. Оригинальность есть гармония новации и традиционности, индивидуальности и типичности. Это всегда преемственность прошлого и настоящего и заявка на будущее. «Оригинальность» в русском языке это символ высокого качества, подлинности. Не зря корень слова «оригинал» и обозначает первоначальный, подлинный, настоящий.

Орфографическая грамотность (гр. – правописание) – составная часть культуры речи: состоит в правильной орфографической записи слов и выражений. Письмо есть вторичная форма существования понятий. Корень орфографической грамотности лежит в познании мира – запахов, цвета, объемов, звуков, смыслов и т.д. Слова надо уважать и писать их по их правилам, с осознанием их истории, всех форм изменения движения смыслов и структуры, морфологии и т.д. Достижение орфографической грамотности в школе – дело сложное. Учитель чаще всего движется «от правил – к слову», что создает ощущение бесконечности ошибок и вновь и вновь повторяемого обучения. Можно идти «от текста – к слову» и обратно. Это уже более эффективный путь. Но есть путь «игры словами», объединяющий оба предыдущие. В работе со словом нужна артистичность, историчность, общая эрудиция, использование самых разнообразных словарей и т.д.

Осанна (евр. – спаси же!) – возглас, употребляемый древними евреями во время молитв, как просьба к Богу о помощи. Этим же возгласом евреи встречали Иисуса Христа при Его торжественном входе в Иерусалим, ожидая от Него благ, счастья, прощения и спасения от земных невзгод и тягот. Хвалебный и просительный возглас «осанна» и сейчас есть в еврейском и католическом богослужении.

Освящение – ритуальные действия, совершаемые служителями церкви над различными предметами для придания им особых смыслов и свойств. В православии освящаются здания, нательные кресты, одежды, вода, святые дары, пища и т.д. Освящение идет словом Божиим и молитвою для символического очищения их от греха, скверны, от нечистой силы.

Осенины – русский народный праздник проводов лета и встречи осени. Проводится в несколько этапов, начиная со второго яблоневого Спаса и праздника Преображения Господня и Спаса нашего Иисуса Христа – 19 августа по новому стилю. По народным обычаям в этот день с песнями провожают в поле закат солнца, срывают спелые яблоки, освящают их и впервые едят (до второго Спаса не принято было есть никаких плодов, кроме огурцов). В осенины входит третий Нерукотворный Спас, называемый ореховым (по времени поспевания орехов) – 29 августа, когда пекут пироги из муки нового урожая. К этому времени ночи холодеют, начинают отлет журавли. Встреча осени – это и оспожнины 21 сентября, праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и 24 сентября, когда, по обычаям древности, молодежь ездит на гнилой кобыле уже в распутицу, дожди, ублажая осень быть добрее, приветливее. Праздник осенин, в усеченном виде, но праздновался в наших учебных заведениях как праздник первого снопа, или как праздник урожая; в честь осени устраивались выставки, осенние балы и др. мероприятия.

Осень (ст.слав. – после жатвы) – время года от осеннего равноденствия 23 сентября до зимнего солнцестояния 21 декабря. К осени в быту принято относить месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь – время дождей, похолодания, отлета птиц на юг, подготовки к зимним холодам. Сентябрь в народе прозывался вересенем (по цвету вересеня), октябрь – листопадом, а ноябрь – груденем, что означало мерзлую колею на дороге. В русской мифологии Осень – персонифицированный образ в виде зрелой, полной, многодетной и стареющей женщины. Эта героиня может выражать свое отношение к урожаю: радоваться, если он богат, печалиться – если скуден. Осень богата на праздники: День знаний в образовательных учреждениях (1 сентября), день памяти Иоанна Крестителя (11 сентября), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), День Веры, Надежды, Любви и Софии (30 сентября), День Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), Покровская ярмарка (19 октября) и др. Осень – время свадеб и празднования самого длинного народного праздника – осенины. Психологи утверждают, что люди, родившиеся осенью, поэтичны, возвышенны, художественно одарены, в то же время рассудительны и здравомыслящи; они бесконфликтны и предпочитают спокойное миросозерцание.

Осквернение (ц.слав. – скверна) – нарушение порядка и целостности каких-либо святынь, подвергание их поруганию, кощунственному унизительному надругательству. Так, осквернением считается физическое разрушение или варварское поругание памятников на могилах усопших, погибших, памятников общественно признанных и почитаемых героев и святых, церквей и икон. Осквернением является и нравственный разврат, поругание малолетних. Суть осквернения – сделать нечистым то, что являлось таковым, было ценным, значительным для людей, народа, нации.

Оскорбление (ст.слав. – скорбь) – формы причинения боли, неприятностей, принесения скорбей человеку посредством резкого осуждения, ложного обвинения, насмешки. Оскорбление почти всегда делается публично и потому остро переживается как унижение чести и достоинства человека. Оскорбление приносит зло, вызывает конфликт, порождает длительное выяснение отношений. Духовно развитый человек никогда не опускается до оскорблений, считая их недостойной формой человеческих взаимоотношений.

Оспособление – обучение детей способам усвоения деятельности, будь это учебная, трудовая, организаторская и др. Учащиеся, находясь в режиме развития, должны усвоить и осмыслить прежде всего средства и способы овладения этими видами деятельности, а не просто самими деятельностями. Так, дети в течение многих лет учатся, но способами учения, учебной деятельности в целом владеют мало. Их этому, согласно учебным программам, не учат. Между тем, оспособление – необходимая составная часть обучения и воспитания, она построена на рефлексии, на выработке стиля деятельности, режима индивидуальной работы, на самовыражение ребенка. Ребенка, таким образом, надо учить не просто предмету и усвоению его содержания, а прежде всего способам индивидуального усвоения, специфическим для него, удобным именно ему. Таким путем может быть снята проблема перегрузки учащихся.

Оспожнины – древнерусский праздник урожая, как правило, 21 сентября. Продолжение праздника зависело от урожайности, могло быть целую неделю. Оспожнины входили в праздник осенин. В этот праздник люди ходят в гости друг к другу, хлебосольно угощают всех и особенно нищих, молодые вместе со свекровью и свекром ходят в гости к тестю и теще для укрепления дружелюбных отношений между породнившимися семьями. На эти дни можно оставлять внуков в доме дедушек и бабушек, что доставляло всем радость и любовь.

Осторожность – положительное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как умение предварительно обдумывать свои действия и их последствия, умение предсказывать их влияние на что-либо; это действия неторопливые, несуетные, избегающие, по возможности, конфликтов и риска. Осторожность очень нужна по отношению к людям, особенно больным, старым, нуждающимся в помощи. Этих легко ранимых людей может обидеть неосторожное слово. Данное качество нужно при проведении химических опытов, в обращении с вещами тонким, хрупкими, нежными (стеклом, кружевом). Правда, избыток осторожности (когда по поговорке «на воду дуют») превращается в недоверчивость, боязнь сделать не тот шаг, и даже страх.

Остракизм (гр. – черенок) – общественное осуждение какого-либо человека, выраженное в формах изгнания, ответного молчания, отчуждения, лишения общения и т.п. Исторически «остракизм» как форма порицания зародился в Древней Греции, в Афинах, где существовал обычай изгонять из государства тех граждан, которые угрожали спокойствию общества. Решение об изгнании выносилось на общих собраниях граждан города, где голосование шло посредством черепков с написанными на них именами тех, чьи поступки осуждались и кого хотели изгнать. Сейчас остракизмом называют моральную и психологическую травлю человека со стороны власти, настраивание против него общественного мнения, лишение его каких-либо прав, т.е. то, что можно было бы назвать организованным отчуждением человека от народа и Родины.

Осуждение (ст.слав.) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как злословие, сплетни, возведение вранья, напраслины и лжи на другого человека, обвинение его в чем-либо. Осуждение другого (термин не юридический) – это, согласно православию, злое состояние духа. Нельзя обличать нечестивого и безумного, ибо это породит у него ненависть. Надо быть милосердными, смиренно мудрыми, кроткими, долготерпимыми, снисходительными и любить своих оппонентов, противников и даже явных врагов. Этим легче побеждается зло. К тому же как закон действует нравственное правило: «Не судите, да не судимы будете». Привычка осуждать основана чаще всего на двоедушии, зависти. Нельзя допускать ее развития, особенно у детей.

Отважность – духовно-нравственное качество личности и поступков, характеризующееся как храбрость, решительность, смелость, неустрашимость, отвага, способность идти на риск и даже личные жертвы. Отважный человек, как правило, активный, инициативный, предприимчивый, он способен творить чудеса там, где другие осторожничают, боятся. Эта сила отваги выражена в поговорках: «Отвага мед пьет и кандалы трет, а робость грызет лед», «Волков бояться – в лес не ходить» и др. Однако безумная отважность способна и принести вред от своего бессмысленного употребления.

Ответственность (др.рус.) – положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как готовность и способность человека давать отчет, быть подконтрольным за результаты своей деятельности. У ответственного человека сильно развита рефлексия, самоконтроль и чувство долга. У ответственного человека слова сходятся с делами, высока готовность признавать свою долю вины за содеянное и понести наказание. Ответственные люди, как правило, люди осторожные, организованные. Качество ответственности заставляет человека делать выбор между добром и злом, рождает духовные потребности, ограничивает материальные, кладет разумные границы потреблению, побуждает к созиданию. Ответственность не дает человеку стать индивидуалистом, эгоистом, она делает его членом семьи, сыном своего народа, частью человечества. Особенно высоко это качество ценится у мужчин, ибо связано со способностью смело смотреть правде в глаза и признавать ее.

Отговорка – метод объяснения проступка, состоящий в уклонении от искреннего называния причины. Ребенок, как правило, оправдывается, ссылается на что-то не имеющее к делу отношение, отделывается, лукавит, старается отвязаться под любым предлогом и т.д. Дети бывают затейливы в выборе и изобретении отговорок. Понять их бывает трудно. Однако, педагогу или родителю при этом надо быть терпеливым и наблюдательным. Отговорки могут дать массу сведений о характере ребенка, о его ценностях, о намерениях и… даже о причинах проступка. Но ребят надо воспитывать смелыми и честными, умеющими отвечать за себя.

Отделение церкви от государства – принцип взаимоотношений государства с церковью, сущность которого состояла во взаимном непричастии к зонам деятельности друг друга: государства обязывалось не вмешиваться во внутренние дела церкви, церкви же воспрещалось оказывать какое-либо влияние на дела государственные. Впервые в мировой практике такой принцип был провозглашен специальным декретом 1918 г. и Конституцией 1936 г. в СССР. До революции государство и церковь были слиты, государство субсидировало ряд церковных акций и передавало церкви функции духовно-нравственного воспитания граждан. После революции ассигнования были полностью прекращены, государства взяло на себя обязанность вести запись актов гражданского состояния – рождение, брак, развод, смерть. Этот принцип отделения был объявлен гарантом свободы граждан. Практика реализации этого принципа во времени советской власти показала, что государство, преступив свой же закон, вмешивалось в деятельность церкви, организовало гонение на нее и ее служителей. Последствия тут же сказались в беззаконии и безнравственности власти и населения, в падении духовности общества. После падения советской власти, в конце 90-х годов отношения государства и церкви стали строиться на основании нового закона.

Отдых – занятия, способствующие восстановлению физических, психических и духовных сил для дальнейшей полнокровной общественной и профессиональной деятельности. Отдых – это время для любимых занятий, физкультуры, лечения, чтения, игр, общения, т.е. того, что прямо не входит в профессиональную деятельность, что не обременяет человека, а дает ему облегчение, отдохновение, смену видов деятельности. Отдых позволяет человеку самому выбрать занятие, его продолжительность. более того дает возможность вообще оставаться «без дела». В школах для такого реабилитирующего восстановительного отдыха даются перемены между уроками, проводятся вечера отдыха, походы в лес, турпоходы, летние лагеря, длительные каникулы (осенние, зимние, весенние, летние). Рассудительный христианин старается разнообразить главное дело своей жизни теми побочными занятиями и новыми впечатлениями, которые не грозят никаким ущербом душе.

Отец (др.рус. – место рождения) – мужчина по отношению к своим детям, один из родителей. В народной практике дети отца звали ласкательно и по-разному: батей, тятей, тятенькой, папой, папочкой, папулей. Отец – это благодетель, защитник, кормилец, корень рода, глава семьи, требовательный старший товарищ, источник существования всех членов семьи. Сегодняшнее время требует возрождения авторитета отцов в семье, в воспитании детей, в повышении их ответственности за детей и жену, бабушек и дедушек, в расширении их прав в отношении детей. Отец – символический образ, обозначающий высший авторитет особенно для патриархального общественного устройства.

Отечество (др.рус. – отец) – место рождения человека, место его исторических, духовных и культурных корней. Это земля, где вырос человек, где находится дом его родителей, где живет народ, к которому он принадлежит, это вера и язык этого народа, его история и культуры. Не зря А.С. Пушкин писал о «дыме отечества». Слова «отец» и «отечество» родственны, оба они единого корня. Специалисты утверждают, что в их основе лежит детский лепет «тита», что в древнерусском языке означало женскую грудь, которую сосет ребенок. Отсюда подражания – тетя, тятя, тата, папа.

Отзывчивость – положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость. Отзывчивость основывается на хорошо развитой эмпатийности, эмоциональной реактивности, чувствительности к поведению других, альтруизм, беззащитности, исполнительности и ответственности. Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра. Вместе с тем, чрезмерная отзывчивость и забота о других, да еще высоко оцениваемые окружающими, может вызвать у покровителя чувство снисходительности к своим подопечным, навязчивость покровительства. У тех же, о ком пекутся, о ком заботятся, может родиться иждивенчество от чрезмерной доброты людей.

Отклоняющееся поведение – это эпизодически возникающие нарушения принятых культурных, нравственных или юридических норм и правил поведения, принятых в обществе. Иногда ассоциируется с понятиями правонарушения или делинкветного поведения, хотя последние понятия фиксируют устойчивые и сформировавшиеся способ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.05 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал