Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Транспорт, как отрасль экономики, продукция транспорта.Стр 1 из 19Следующая ⇒
Транспорт, осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, существенно влияет на экономику. Он способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, в обеспечении экономического роста, изменению образа жизни и повышению жизненного уровня народа. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях. Транспорт общего пользования это транспорт сферы обращения, перевозящий различные виды продукции между производителями и потребителями (железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный (магистральный). Транспорт необщего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения конечной продукции, а также производственный персонал внутри предприятий и других, подчас весьма крупных, территориальных образований. Такой транспорт как вид деятельности может быть назван технологическим «внутрипроизводственным» транспортом. Его составная часть – промышленный транспорт (рельсовые и другие дороги, автомобили, подъемно-транспортные машины и механизмы). В зависимости от экономических целей транспорт иногда рассматривают: 1 Универсальный (например, железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный) и специализированный (трубопроводный). 2 Внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и в заграничном плавании). 3 Круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный). 4 Магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и немагистральный (обычно – промышленный транспорт). Транспорт носит инфраструктурный характер, поскольку является общим условием материального производства, имеет общеэкономическое, социальное, культурное и политическое значение, выполняет общегосударственные и другие функции. Как вид деятельности он носит межотраслевой характер и способен активно воздействовать на процесс расширенного производства, ускоряя или замедляя его, увеличивая массу годовой продукции, топлива и сырья, находящихся в процессе обращения, или сокращая ее. Основная деятельность транспорта – перевозки и погрузочно-разгрузочные операции. Транспорт не производит вещественной продукции, но, несмотря на это, труд работников транспорта является производительным, а деятельность его увеличивает общественное богатство, вносит весомый вклад в национальный доход. Транспортную продукцию – само перемещение грузов и людей – нельзя накапливать и складировать. Поэтому проблема создания резервов на транспорте сводится к резервированию производственных мощностей постоянных устройств и подвижного состава. Продукция транспорта – услуга – не содержит сырья, в стоимости ее велик удельный вес заработной платы. Условно принято считать измерителем продукции транспорта выполняемую им работу, связанную с перемещением грузов (тонно-километры) и пассажиров (пасс-км). Совокупная продукция транспорта измеряется приведенными тонно-километрами. Различные виды транспорта занимают разные места в транспортной системе России, которые определяются объемом выполняемой транспортной работы. Ведущее место в транспортной системе России принадлежит железнодорожному транспорту. Его роль определяется, прежде всего, технико-экономическими преимуществами – универсальностью, высокой провозной способностью, маневренностью, относительно небольшой зависимостью от географических и климатических условий. Железные дороги страны обеспечивают свыше трети грузооборота, выполняемого всеми видами транспорта. Автомобильный транспорт используется для перевозок грузов преимущественно на короткие расстояния. Морской транспорт – важная составная часть транспортной системы страны. По вкладу в освоение перевозочной работы, выполняемой всеми видами транспорта, он занимает третье место, уступая лишь железнодорожному и трубопроводному. Основная сфера его деятельности – обеспечение внешнеэкономических связей нашей страны прежде всего со странами, не имеющими с Россией общей сухопутной границы и в сообщениях с которыми возможно использование морских путей сообщения. Важную роль играет морской транспорт и в транспортном обслуживании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, обеспечивая жизнедеятельность регионов, в которых пути сообщения других видов транспорта развиты слабо или отсутствуют вовсе. В транспортной системе страны третье место по объему выполняемых перевозок грузов (после автомобильного и железнодорожного) и первое место по грузообороту занимает трубопроводный транспорт. В обеспечении грузовых перевозок значение воздушного транспорта ограничивается перевозкой высокоценных и срочных грузов, а также почтовых отправлений.
|