Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая характеристика транспортной системы России
Надежная и бесперебойная работа транспорта – одно из основных условий эффективной работы и развития экономики. Транспортировка грузов является неотъемлемым звеном производственного цикла предприятий всех отраслей хозяйства. Своевременность вывоза промышленной и сельскохозяйственной продукции, сроки пребывания ее на транспорте и сохранность в пути следования, стоимость доставки грузов, ограничивающие конкурентоспособность и рынок сбыта продукции, оказывают непосредственное существенное влияние на эффективность производства. Насущной повседневной потребностью населения являются услуги пассажирского транспорта. Наличие, удобства, скорость и стоимость пассажирского сообщения – одни из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения и опосредованно влияющих также на эффективность функционирования и развития экономики.
Таким образом, транспортная система России призвана обеспечить жизнедеятельность страны посредством удовлетворения платежеспособного спроса на доставку пассажиров и грузов. Инфраструктура транспорта – транспортная сеть – основа производственно-технической базы транспортной системы. Пути сообщения определяют направления перевозок грузов и пункты, между которыми могут быть обеспечены транспортные связи, а их мощности и техническое оснащение – объемы и экономические показатели перевозок. Транспортная сеть – наиболее капиталоемкая часть производственно-технической базы транспорта. Различные виды транспорта занимают разные места в транспортной системе России, которые, прежде всего, определяются объемом выполняемой ими транспортной работы. Ведущее место в транспортной системе России принадлежит железнодорожному транспорту. Его роль определяется, прежде всего, технико-экономическими преимуществами – универсальностью, высокой провозной способностью, маневренностью, относительно небольшой зависимостью от географических и климатических условий. Железные дороги страны обеспечивают свыше трети грузооборота, выполняемого всеми видами транспорта. Автомобильный транспорт используется для перевозок грузов преимущественно на короткие расстояния. Морской транспорт – важная составная часть транспортной системы страны. По вкладу в освоение перевозочной работы, выполняемой всеми видами транспорта, он занимает третье место, уступая лишь железнодорожному и трубопроводному. Основная сфера его деятельности – обеспечение внешнеэкономических связей нашей страны прежде всего со странами, не имеющими с Россией общей сухопутной границы и в сообщениях с которыми возможно использование морских путей сообщения. Важную роль играет морской транспорт и в транспортном обслуживании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, обеспечивая жизнедеятельность регионов, в которых пути сообщения других видов транспорта развиты слабо или отсутствуют вовсе. В транспортной системе страны третье место по объему выполняемых перевозок грузов (после автомобильного и железнодорожного) и первое место по грузообороту занимает трубопроводный транспорт. В обеспечении грузовых перевозок значение воздушного транспорта ограничивается перевозкой высокоценных и срочных грузов, а также почтовых отправлений.
|