Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетная классификация Российской Федерации. Использование бюджетной классификации в бюджетном процессе.
По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются с использованием единого методологического инструмента – бюджетной классификации. Бюджетная классификация — это установленная законодательством группировка по однородным признакам доходов и расходов бюджетов, а также источников финансирования их дефицитов, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней (ст. 19 БК РФ). В бюджетной классификации каждому виду доходов и расходов присвоен группировочный код. Бюджетная классификация РФ была разработана на основе анализа бюджетных классификаций других стран с учетом рекомендаций международных финансовых институтов и российской специфики. В настоящее время характер группировок БКвал РФ, принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок — одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации. Бюджетная классификация РФ является обязательной и единой для бюджетов всех уровней и используется для их составления, утверждения и исполнения, а также при составлении консолидированных бюджетов. Назначение бюджетной классификации: - осуществление и упрощение контроля за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом, за исполнением бюджетов; - формирование механизма реализации принципа единства бюджетной системы; - получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы; - формирование механизма законодательного контроля бюджетного процесса; - позволяет сопоставлять сметы однородных ведомств, учреждений, территориальных бюджетов; - позволяет определять динамику поступлений и удельный вес различных доходов и расходов, а также степень удовлетворения расходных потребностей; - создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ. Итак, бюджетная классификация необходима органам государственного управления и местного самоуправления для: · бюджетного планирования; · управления процессом исполнения бюджетов; · ведения бюджетного учета; · составления бюджетной отчетности; · осуществления бюджетного контроля; · анализа составления и исполнения бюджетов. Бюджетная классификация Российской Федерации включает: - классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; - функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; - экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; - классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга; - классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов РФ, а также государственных внешних активов Российской Федерации; Главные распорядители средств федерального бюджета – администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации (ранее называлась - ведомственная классификация расходов федерального бюджета). С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней каждому виду доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов присвоен двадцатизначный код. Код бюджетной классификации — агрегированный многоразрядный код, обозначающий определенную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ. Этот код можно представить в следующем виде: Первых три знака (с 1-го по 3-й разряды) унифицированного кода составляют коды администраторов доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, соответствующие кодам главных распорядителей бюджетных средств в перечне главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Вторая часть (с 4-го по 17-й разряды) унифицированного кода представляет собой функциональную структуру, в которую также включены коды программ. Во второй части отражаются разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы соответствующей бюджетной классификации. Три последних знака (с 18-го по 20-й разряды) представляют собой экономическую классификацию доходов, экономическую классификацию расходов или экономическую классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
3. Ведомственная классификация расходов утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств соответствующего уровня. С 1 января 2005. ведомственная классификация расходов бюджетов отменена и вместо нее введено приложение “Главные распорядители средств федерального бюджета – администраторы поступлений в бюджеты РФ”. Эта группировка расходов бюджета отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной бюджетный период.
Содержание классификации доходов бюджетов Российской Федерации, принципы группировки доходов. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Каждому виду доходов присвоен двадцатизначный код. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов РФ состоит из четырех основных частей: администратор поступлений — разряды 1—3; вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент) разряды 4-13; программная классификация доходов — разряды 14—17; экономическая классификация доходов — разряды 18—20. Определенные источники доходов закреплены за администраторами поступлений в бюджеты РФ – органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты, взыскание пеней и штрафов по ним, принятие решений о возврате излишне уплаченных налогов и платежей, мониторинг, анализ и прогнозирование поступлений. Это налоговые органы, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, Федеральная таможенная служба и др. Код администратора поступлений соответствует коду, присвоенному главному распорядителю средств бюджета в соответствии с перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Например: 1. администратор поступлений в бюджеты РФ - Федеральная налоговая служба - присвоен код 182 и за нею закреплены такие налоги как налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН, НДС на товары производимые и реализуемые на территории РФ, налог на имущество организаций и др.; 2. администратор поступлений - Федеральная таможенная служба - код 153 и за нею закреплены таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС и акцизы, на товары ввозимые на территорию РФ и др.; 3. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – 166, закреплены - Арендная плата за земли, находящиеся в федеральной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и др. Федеральные доходы закреплены Правительством РФ за администраторами поступлений, являющимися федеральными органами исполнительной власти. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования закрепляют источники доходов соответствующего бюджета за администраторами поступлений, являющимися органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию классификации доходов бюджетов РФ с применением кодов программ (подпрограмм), за исключением доходов, контролируемых органами власти другого уровня. Код вида доходов состоит из десяти разрядов (разряды 4—13). Включает группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент: группа — разряд 4 КБК доходов подгруппа — разряды 5—6 КБК доходов статья — разряды 7—8 кода подстатья — разряды 9— 11 кода элемент — разряды 12—13 кода. Код вида доходов предусматривает три группы: 100 00 000 00 — доходы 200 00 000 00 — безвозмездные перечисления 300 00 000 00 — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Группы подразделяются на подгруппы (29 подгрупп). В группу «Доходы» (1 00 00 000 00) включаются 19 подгрупп (устанавливающих типологию однородных бюджетных поступлений): 1 01 00 000 00 — налоги на прибыль, доходы 1 02 00 000 00 — налоги и взносы на социальные нужды 1 03 00 000 00 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 04 00 000 00 — налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1 05 00 000 00 — налоги на совокупный доход 1 06 00 000 00 — налоги на имущество 1 07 00 000 00 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 08 00 000 00 — государственная пошлина 1 09 00 000 00 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 1 10 00 000 00 — доходы от внешнеэкономической деятельности 1 11 00 000 00 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1 12 00 000 00 — платежи при пользовании природными ресурсами 1 13 00 000 00 — доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 1 14 00 000 00 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов 1 15 00 000 00 — административные платежи и сборы 1 16 00 000 00 — штрафы, санкции, возмещение ущерба 1 17 00 000 00 — прочие неналоговые доходы 1 18 00 000 00 — доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет 1 19 00 000 00 — возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет. В группу «Безвозмездные поступления» (2 00 00 000 00) включаются шесть подгрупп: 2 01 00 000 00 — безвозмездные поступления от нерезидентов 2 02 00 000 00 — безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов 2 03 00 000 00 — безвозмездные поступления от государственных организаций 2 04 00 000 00 — безвозмездные поступления от негосударственных организаций 2 05 00 000 00 — безвозмездные поступления от наднациональных организаций 2 07 00 000 00 — прочие безвозмездные поступления. В группу «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» (3 00 00 000 00) включаются четыре подгруппы: 3 01 00 000 00 — доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 3 02 00 000 00 — рыночные продажи товаров и услуг 3 03 00 000 00 — безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 3 04 00 000 00 — целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей. Детализация подгрупп производится по статьям. Например, в подгруппу «Налоги на прибыль, доходы» (1 01 00 000 00) включаются две статьи: 1 01 01 000 00 — налог на прибыль организаций 1 01 02 000 01 — налог на доходы физических лиц. Детализация статей кода вида доходов производится посредством подстатей. Например, в статью «Налог на прибыль организаций» (10101 000 00) включаются девять подстатей: 1 01 01 010 00 — налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам Принципы построения и содержание классификации расходов бюджетов РФ, функциональная, экономическая, ведомственная классификации расходов. Взаимодействие классификаций. Расходы бюджетов группируются в зависимости от - направлений использования (функциональная классификация расходов бюджетов); - содержания (экономическая классификация расходов бюджетов); - по ведомственному признаку (классификация по главным распорядителям средств бюджетов) Унифицированный код классификации расходов бюджетов предусматривает разряды: - для ведомственной классификации — классификации администраторов бюджетных средств, главных распорядителей средств соответствующего бюджета — разряды 1—3; - функциональной классификации и расходов бюджетов — разряды 4—17; - экономической классификации расходов бюджетов — разряды 18—28. 1. Функциональная классификация расходов бюджетов – это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Она также применяется для международных сопоставлений степени вовлеченности органов гос.власти и местного самоуправления в выполнение социальных и экономических функций. Функциональная классификация расходов бюджетов состоит из четырех уровней и занимает 14 разрядов (с 4-го по 17-й): первый уровень — разделы (разряды 4—5); второй уровень — подразделы (разряды 6—7); третий уровень — целевые статьи расходов (разряды 8—14). код целевой статьи расходов (разряды 8—10); код программы (разряды 11—12); код подпрограммы (разряды 13—14). четвертый уровень — вид расходов (разряды 15—17). 01 00 Общегосударственные вопросы 02 00 Национальная оборона 03 00 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 04 00 Национальная экономика 05 00 Жилищно-коммунальное хозяйство 06 00 Охрана окружающей среды 07 00 Образование 08 00 Культура, кинематография и средства массовой информации Подразделы — второй уровень функциональной классификации расходов бюджетов — конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Функциональная классификация расходов бюджетов содержит 84 подраздела. Структура подразделов функциональной классификации расходов бюджетов построена по принципу выделения подфункций.
Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы. Целевые статьи расходов — третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов — отражают расходы бюджетов по конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов. В рамках целевых статей расходов упорядочено отражение расходов на реализацию целевых программ в функциональной классификации расходов бюджетов. Целевые статьи расходов позволяют реализовать функциональное наполнение деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса. Виды расходов — четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов — детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.
|