Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетная классификация Российской Федерации. Использование бюджетной классификации в бюджетном процессе.






По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются с использованием единого методологического инструмента – бюджетной классификации.

Бюджетная классификация — это установленная законодательством группировка по однородным признакам доходов и расходов бюджетов, а также источников финансирования их дефицитов, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней (ст. 19 БК РФ). В бюджетной классификации каждому виду доходов и расходов присвоен группировочный код.

Бюджетная классификация РФ была разработана на основе анализа бюджетных классификаций других стран с учетом рекомендаций международных финансовых институтов и российской специфики.

В настоящее время характер группировок БКвал РФ, принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и рас­ходов, структурой народного хозяйства и системой управления. В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-эконо­мическом, ведомственном и территориальном разрезе формирова­ния доходов и направлении средств, их составе и структуре. Яс­ность и четкость группировок — одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.

Бюджетная классификация РФ является обязательной и единой для бюджетов всех уровней и используется для их составления, утверждения и исполнения, а также при составлении консолидированных бюджетов.

Назначение бюджетной классификации:

- осуществление и упрощение контроля за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом, за исполнением бюджетов;

- формирование механизма реализации принципа единства бюджетной системы;

- получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

- формирование механизма законодательного контроля бюджетного процесса;

- позволяет сопоставлять сметы однород­ных ведомств, учреждений, территориальных бюджетов;

- позволяет определять динамику поступлений и удельный вес различ­ных доходов и расходов, а также степень удовлетворения расходных потребностей;

- создает условия для объединения смет и бюд­жетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ.

Итак, бюджетная классификация необходима органам государ­ственного управления и местного самоуправления для:

· бюджетного планирования;

· управления процессом исполнения бюджетов;

· ведения бюджетного учета;

· составления бюджетной отчетности;

· осуществления бюджетного контроля;

· анализа составления и исполнения бюджетов.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

- классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

- функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

- экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

- классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов РФ, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

Главные распорядители средств федерального бюджета – администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации (ранее называлась - ведомственная классификация расходов федерального бюджета).

С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней каждому виду доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов присвоен двадцатизначный код. Код бюджетной классификации — агрегированный многоразряд­ный код, обозначающий определенную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ. Этот код можно представить в следующем виде:

Первых три знака (с 1-го по 3-й разряды) унифицированного кода составляют коды администраторов доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, соответствующие кодам главных распорядителей бюджетных средств в перечне главных рас­порядителей средств соответствующего бюджета.

Вторая часть (с 4-го по 17-й разряды) унифицированного кода представляет собой функциональную структуру, в которую также включены коды программ. Во второй части отражаются разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элемен­ты, программы соответствующей бюджетной классификации.

Три последних знака (с 18-го по 20-й разряды) представляют собой эко­номическую классификацию доходов, экономическую классифика­цию расходов или экономическую классификацию источников фи­нансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

 

3. Ведомственная классификация расходов утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных распорядителей бюджетных средств соответствующего уровня. С 1 января 2005. ведомственная классификация расходов бюджетов отменена и вместо нее введено приложение “Главные распорядители средств федерального бюджета – администраторы поступлений в бюджеты РФ”. Эта груп­пировка расходов бюджета отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной бюджетный период.

 

Содержание классификации доходов бюджетов Российской Федерации, принципы группировки доходов.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Каждому виду доходов присвоен двадцатизначный код. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов РФ состоит из четырех основных частей:

администратор поступлений — разряды 1—3;

вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент) разряды 4-13;

программная классификация доходов — разряды 14—17;

экономическая классификация доходов — разряды 18—20.

Определенные источники доходов закреплены за администраторами поступлений в бюджеты РФ – органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты, взыскание пеней и штрафов по ним, принятие решений о возврате излишне уплаченных налогов и платежей, мониторинг, анализ и прогнозирование поступлений. Это налоговые органы, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, Федеральная таможенная служба и др.

Код администратора поступлений соответствует коду, присвоенному главному распорядителю средств бюджета в соответствии с перечнем главных распорядителей средств соответ­ствующего бюджета.

Например:

1. администратор поступлений в бюджеты РФ - Федеральная налоговая служба - присвоен код 182 и за нею закреплены такие налоги как налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН, НДС на товары производимые и реализуемые на территории РФ, налог на имущество организаций и др.;

2. администратор поступлений - Федеральная таможенная служба - код 153 и за нею закреплены таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС и акцизы, на товары ввозимые на территорию РФ и др.;

3. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – 166, закреплены - Арендная плата за земли, находящиеся в федеральной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и др.

Федеральные доходы закреплены Правительством РФ за администраторами поступлений, являющимися федеральными органами исполнительной власти. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования закрепляют источники доходов соответствующего бюджета за администраторами поступлений, являющимися органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию классификации доходов бюджетов РФ с применением кодов программ (подпрограмм), за исключением доходов, контролируемых органами власти другого уровня.

Код вида доходов состоит из десяти разрядов (разряды 4—13). Включает группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент:

группа — разряд 4 КБК доходов

подгруппа — разряды 5—6 КБК доходов

статья — разряды 7—8 кода

подстатья — разряды 9— 11 кода

элемент — разряды 12—13 кода.

Код вида доходов предусматривает три группы:

100 00 000 00 — доходы

200 00 000 00 — безвозмездные перечисления

300 00 000 00 — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группы подразделяются на подгруппы (29 подгрупп).

В группу «Доходы» (1 00 00 000 00) включаются 19 подгрупп (ус­танавливающих типологию однородных бюджетных поступлений):

1 01 00 000 00 — налоги на прибыль, доходы

1 02 00 000 00 — налоги и взносы на социальные нужды

1 03 00 000 00 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 04 00 000 00 — налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

1 05 00 000 00 — налоги на совокупный доход

1 06 00 000 00 — налоги на имущество

1 07 00 000 00 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользо­вание природными ресурсами

1 08 00 000 00 — государственная пошлина

1 09 00 000 00 — задолженность и перерасчеты по отмененным на­логам, сборам и иным обязательным платежам

1 10 00 000 00 — доходы от внешнеэкономической деятельности

1 11 00 000 00 — доходы от использования имущества, находяще­гося в государственной и муниципальной собст­венности

1 12 00 000 00 — платежи при пользовании природными ресурсами

1 13 00 000 00 — доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

1 14 00 000 00 — доходы от продажи материальных и нематериаль­ных активов

1 15 00 000 00 — административные платежи и сборы

1 16 00 000 00 — штрафы, санкции, возмещение ущерба

1 17 00 000 00 — прочие неналоговые доходы

1 18 00 000 00 — доходы бюджетов бюджетной системы РФ от воз­врата остатков субсидий и субвенций прошлых лет

1 19 00 000 00 — возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.

В группу «Безвозмездные поступления» (2 00 00 000 00) включа­ются шесть подгрупп:

2 01 00 000 00 — безвозмездные поступления от нерезидентов

2 02 00 000 00 — безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, кроме бюджетов госу­дарственных внебюджетных фондов

2 03 00 000 00 — безвозмездные поступления от государственных организаций

2 04 00 000 00 — безвозмездные поступления от негосударственных организаций

2 05 00 000 00 — безвозмездные поступления от наднациональных организаций

2 07 00 000 00 — прочие безвозмездные поступления.

В группу «Доходы от предпринимательской и иной приносящей до­ход деятельности» (3 00 00 000 00) включаются четыре подгруппы:

3 01 00 000 00 — доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

3 02 00 000 00 — рыночные продажи товаров и услуг

3 03 00 000 00 — безвозмездные поступления от предприниматель­ской и иной приносящей доход деятельности

3 04 00 000 00 — целевые отчисления от государственных и муни­ципальных лотерей.

Детализация подгрупп производится по статьям.

Например, в подгруппу «Налоги на прибыль, доходы» (1 01 00 000 00) включаются две статьи:

1 01 01 000 00 — налог на прибыль организаций

1 01 02 000 01 — налог на доходы физических лиц.

Детализация статей кода вида доходов производится посредст­вом подстатей.

Например, в статью «Налог на прибыль организаций» (10101 000 00) включаются девять подстатей:

1 01 01 010 00 — налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Феде­рации по соответствующим ставкам

Принципы построения и содержание классификации расходов бюджетов РФ, функциональная, экономическая, ведомственная классификации расходов. Взаимодействие классификаций.

Расходы бюджетов группируются в зависимости от

- направлений использования (функциональная классификация расходов бюджетов);

- содержания (экономическая классификация расходов бюджетов);

- по ведомственному признаку (классификация по главным распорядителям средств бюджетов)

Унифицированный код классификации расходов бюджетов пре­дусматривает разряды:

- для ведомственной классификации — класси­фикации администраторов бюджетных средств, главных распоряди­телей средств соответствующего бюджета — разряды 1—3;

- функцио­нальной классификации и расходов бюджетов — разряды 4—17;

- эко­номической классификации расходов бюджетов — разряды 18—28.

1. Функциональная классификация расходов бюджетов – это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Она также применяется для международных сопоставлений степени вовлеченности органов гос.власти и местного самоуправления в выполнение социальных и экономических функций.

Функциональная классификация расходов бюджетов состоит из четырех уровней и занимает 14 разрядов (с 4-го по 17-й):

первый уровень — разделы (разряды 4—5);

второй уровень — подразделы (разряды 6—7);

третий уровень — целевые статьи расходов (разряды 8—14).
Код целевой статьи расходов условно подразделяется на три части:

код целевой статьи расходов (разряды 8—10);

код программы (разряды 11—12);

код подпрограммы (разряды 13—14).

четвертый уровень — вид расходов (разряды 15—17).
Разделы — первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов бюджетной системы РФ — отражают направле­ние бюджетных средств на выполнение основных функций государ­ства. Функциональная классификация содержит 11 разделов:

01 00 Общегосударственные вопросы

02 00 Национальная оборона

03 00 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

04 00 Национальная экономика

05 00 Жилищно-коммунальное хозяйство

06 00 Охрана окружающей среды

07 00 Образование

08 00 Культура, кинематография и средства массовой информации

Подразделы — второй уровень функциональной классификации расходов бюджетов — конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Функциональная классификация расходов бюджетов содержит 84 подраздела. Структура подразделов функциональной классифика­ции расходов бюджетов построена по принципу выделения под­функций.

 

Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Целевые статьи расходов — третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов — отражают расходы бюджетов по конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах под­разделов функциональной классификации расходов бюджетов. В рамках целевых статей расходов упорядочено отражение расходов на реализацию целевых программ в функциональной классифика­ции расходов бюджетов.

Целевые статьи расходов позволяют реализовать функциональ­ное наполнение деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса.

Виды расходов — четвертый уровень функциональной классифи­кации расходов бюджетов — детализируют направление финанси­рования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целе­вым программам расходов бюджетов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал