Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета и источники его покрытия.
В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет дефицит бюджета. Ряд экономистов считает теоретически сбалансированным такой бюджет, когда его дефицит или профицит не превышают 1% от общего объема расходов. Сведение доходов с расходами при ежегодном принятии и исполнении бюджета считалось символом благополучия государства и нации, первоочередной целью финансовой политики.. Это означало, что объем государственных расходов должен исходить из реальных возможностей доходной базы бюджета, и. наоборот, объем налоговых и прочих поступлений должен быть обусловлен размером финансовых средств, необходимых государству для выполнения своих функций. Колебания в ту или другую сторону, и особенно в сторону превышения расходов над доходами, рассматривались как негативные и крайне опасные явления. Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты. Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом. Источники финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определены Бюджетным кодексом (ст. 94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета: 1) внутренние источники, привлекаемые в следующих формах: - кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях; - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; - бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы; - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; - сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; - изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; 2) внешние источники: - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; - кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций. Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ по Бюджетному кодексу могут быть только внутренними. Они осуществляются в следующих формах: - государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ; - бюджетные кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций; - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации; - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации. Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников в следующих формах: - муниципальных займов путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования; - бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы и кредитов, полученных от кредитных организаций; - поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; - изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета. По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
|