Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетный кодекс как основополагающий документ бюджетного права.
В 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ, который стал главным законодательным актом в области бюджетных отношений. Как нами уже было отмечено, кодекс — законодательный акт, в котором обычно сводятся принятые законы по соответствующему направлению с учетом того, что они за относительно длительный период в основном оправдали себя на практике и в процессе кодификации — сведения воедино отдельных законодательных актов в их взаимосвязи, — получает новое качество. Уточнены в Бюджетном кодексе РФ основные аспекты закрытия бюджета, подведения баланса бюджета, введены нормы, которые ограничивают выполнение отдельных операций по финансированию расходов бюджета и проведения платежей в системе казначейства. Но при этом остается неясным, на каких условиях выделяются средства бюджетополучателям, как оплачиваются счета органами федерального казначейства и на какую сумму бюджетополучатель сам имеет право принимать решения. Бюджетный кодекс РФ несомненно делает шаг вперед, декларируя казначейское исполнение бюджета, но при этом сохраняются уполномоченные банки. А это по существу означает, что снова открываются возможности утечки бюджетных средств в сферу финансового рынка, такая возможность во многом дезавуирует преимущества казначейской системы исполнения федерального бюджета. Достаточно детально проработана в Бюджетном кодексе РФ система управления государственным долгом, определены возможные источники финансирования и предельные размеры дефицитов бюджетов всех уровней, определяются условия предоставления государственных гарантий, а также порядок отражения предоставленных гарантий в структуре государственного долга и расходах бюджета. Упорядочиваются Бюджетным кодексом РФ также и вопросы предоставления средств бюджета на реализацию государственных (муниципальных) заказов и заключения государственных договоров (контрактов), а также регламентируется предоставление бюджетных инвестиции негосударственным предприятиям. Законодательно закрепляется правовой статус государственных целевых фондов как элементов бюджетной системы. По существу это переосмысление структуры бюджетной системы. Бюджетный кодекс РФ предусматривает систему административной и имущественной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Разрешение споров и наложение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства преимущественно возлагается на арбитражный суд. Таким образом, в принятом Государственной Думой Бюджетном кодексе РФ реализовался определенный уровень оо мысления бюджетных проблем, стоящих перед российски» обществом и государством, законодательно зафиксирован! методы их решения. Прежде всего Бюджетный кодекс РФ представляет собой попытку систематизации бюджетного процесса, и в этол плане, конечно, может быть оценен положительно. В Бюджетном кодексе РФ не удалось решить ряд принципиальных вопросов, В том числе по межбюджетным отношениям, что требует внесения в него существенных изменений и дополнений. Статья 1 Бюджетного кодекса РФ относит к бюджетным правоотношениям: • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений Р процессе формирования доходов осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фордов, осуществления государственны* и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов бюджетного права, участие которых обязательно в бюджетных^ правоотношениях. В их круг вход* органы представительной и исполнительной власти федерального уровня и субъектсэв Федерации. В числе органов исполнительной власти — к: ак органы общей компетенции, так различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, комитеты, департаменты и т. д., в том числе система финансово-кредитных органов. В принятом варианте Бюджетного кодекса РФ полномочия различных уровней бюджетной системы разделены на три группы и прописаны в различных разделах кодекса. В частности, выделяются следующие виды бюджетных полномочий разных уровней бюджетной системы: • полномочия в области регулирования бюджетных правоотношений, они зафиксированы в гл. 2 " Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений" (ст. 7, 8, 9); • полномочия по формированию доходов бюджетов, их перечень приведен в гл. 7 (ст. 53), гл. 8 (ст. 59), гл. 9 (ст. 64); • полномочия по расходам, в Бюджетном кодексе РФ закрепление этих бюджетных полномочий рассматривается в гл. 11 (ст. 88-91). БК РФ (ст. 2) также устанавливает следующую структуру бюджетного законодательства России: - Бюджетный Кодекс - Нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений. Имеют долгосрочный характер, регулируют отдельные вопросы бюджетных правоотношений - Нормативные акты, принимаемые на бюджетный период. К ним относятся законы о бюджетах, финансовые планы отраслевых министерств и ведомств, сметы учреждений.
До принятия БК РФ единый законодательный акт, регулирующий бюджетные правоотношения в РФ, отсутствовал, что отрицательно сказывалось на стабильности бюджетной системы, нарушало принцип ее единства, затрудняло общее руководство и управление государственными и муниципальными финансами. Принятый БК РФ является методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства и регламентирует бы всю гамму бюджетных отношений. Он принят 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ (далее сокр.: БК РФ), введен в действие ФЗ от 9 июля 1999 г №159-ФЗ. Состоит из пяти частей. В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. Вторая часть Бюджетного кодекса РФ называется “Бюджетная система РФ” и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов. В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения.
|