Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы Российской Федерации.
Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах определяют основы бюджетного устройства. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы также зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное (единое) государство – это единая, политически однородная организация. Государство объединяет административно-территориальные единицы (области, провинции, губернии), которые собственной государственности или автономии не имеют. В таких государствах действует единая конституция, единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при которой объединены относительно самостоятельные государственных или административно-территориальные образований, именуемые субъектами федерации. На уровне федерации действует единая конституция, устанавливается единое гражданство, денежная система и др. Федеральное законодательство имеет приоритет перед региональным. Конституция закрепляет общие принципы распределения полномочий между центром и субъектами федерации, которые являются самостоятельными только в пределах закрепленной за ними компетенции. Субъекты не имеют индивидуального суверенитета и права одностороннего выхода из государства. Однако, они обладают собственной конституцией, а также формируют систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, объединенных для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет, передавая в компетенцию центральных органов власти ограниченное число вопросов, обычно связанных с национальной обороной, внешней политикой, созданием и развитием инфраструктуры и др. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы. В соответствии с этой статьей бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; • бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов РФ представлены республиканскими бюджетами республик в составе РФ, краевыми и областными бюджетами и бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга, областным бюджетом автономной области, окружными бюджетами автономных округов; • местных бюджетов, включающих бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; а также бюджеты городских и сельских поселений. Их около 29 тысяч. Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на бюджетный период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на бюджетный период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на бюджетный период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
|