Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономическое значение федерального бюджета. Состав и структура доходов федерального бюджета.
Государство участвует в экономическом регулирование не только посредством аккумулирования в бюджете определенной части ленной части финансовых ресурсов общества. Еще более активно эта роль проявляется при распределении этих ресур сов. Существуют определенные требования общеэкономичег кого характера к определению структуры бюджетных расхп дов. Суть их заключается в том, чтобы они давали необходимую отдачу не только материального, но и социального характера. Важнейшей функцией государства в условиях административно-командной системы всегда было поддержание равновесия и диалога между разными социальными слоями и группами населения. Особую роль в этом играл государственный бюджет, ориентированный на реализацию широкого спектра социальных функций, что в специфических российских условиях обеспечивало легитимность и стабильность самих государственных институтов. Масштабы такого бюджетного регулирования характеризует соотношение государственных и индивидуальных расходов на социальные нужды (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальную сферу), которое в СССР было на порядок выше, чем, например, в США. Кризисные явления в экономике, рост инфляции, ограниченные финансовые возможности страны вплоть до 1999 г. не позволяли обеспечить полное финансирование социаль-j но-культурной сферы, развивать ее материально-техниче-) скую базу в соответствии с имеющимися потребностями. Основные усилия в эти годы были направлены на сохра-| нение необходимой сети социально-культурных учреждений, обеспечение финансированием " защищенных" статей расхо-Ц дов федерального бюджета: расходов на выплату заработной платы, стипендии, пенсий, пособий. Но даже по этим стать-1 ям расходов не удавалось избежать просроченной кредитор-ской задолженности. Бюджетные расходы постоянно подвер-ij гались секвестированию. В результате недостаточности финансирования значительно ослабла материально-техническая база учреждений социально-культурной сферы, практически не выделялись средства на проведение капитального ремонта основных фондов, из года в год возрастала кредиторс- задолженность по оплате коммунальных услуг, происходило снижение доли денежных форм расчетов. Это во многом предопределило направления бюджетной политики в области социальной сферы в последующие годы ю) г да удалось преодолеть кризисные явления и возобновить рост экономики. В качестве приоритетных направлений рассматривалось и обеспечивалось решение проблем стабилизации финансирования социальной сферы и выполнение принятых социальных программ в соответствии с утвержденными объемами средств на эти цели, преодоление деформиро-нанности структуры расходов бюджета на нужды образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения увеличение этих расходов, урегулирование бюджетной кредиторской задолженности, безусловное прекращение неде-iюжных форм расчетов, повышение реального уровня заработной платы работников бюджетной сферы, стипендий учащейся молодежи, пенсий, пособий, повышение эффективности бюджетных расходов. Основными целями бюджетной политики в социальной сфере должны быть следующие. В области здравоохранения — улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики и повышение эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. В области образования — повышение качества образования и формирование конкурентных основ предоставления образовательных услуг частными, государственными и муниципальными организациями. В области культуры, искусства и СМИ — обеспечение участия граждан в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям, обеспечение сохранения историко-культурного наследия, поддержка культурного творчества. В области социальной политики — повышение уровня жизни населения и предоставление адресной помощи мало- обеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизнен ной ситуации. Достижение подобных целей может быть обеспечено путем разрешения первоочередных задач, к которым отпп сятся: • обеспечение финансовых основ государственных гарап тий медицинского обслуживания населения и взаимодействии системы здравоохранения с системами социальной защиты населения; • реструктуризация сети бюджетных учреждений социальной сферы, включая передачу в собственность субъектом Федерации отдельных федеральных учреждений, деятельность которых связана главным образом с решением региональных социокультурных задач; • проведение реорганизации системы бюджетных учреж дений и реформирование их правового статуса; • переход на подушевой принцип бюджетного финансирования предоставления социальных услуг; • осуществление адресной поддержки учащихся на основе академических успехов, с одной стороны, и нуждаемости — с другой. Ключевое значение для жизни населения и экономики страны имеют уровень и рост доходов граждан. Расходы федерального бюджета на оплату труда работников учреждений социально-культурной сферы выросли с 1999 г. по 2002 г. в среднем более чем в три раза. За этот период ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы была увеличена с 60 до 450 руб. в месяц. Поэтапное повышение минимального размера оплаты труда началось: с 1 июля 2000 г. — до 132 руб., с 1 января 2001 г. — до 200 руб., с 1 июля 2001 г. — до 300 руб., с 1 мая 2002 г. — до 450 рублей, в 2002 г. произведена также индексация тарифной части фонда оплаты труда в среднем в 1, 89 раза. С 1 октября 2003 г. заработная плата увеличилась с 450 до 600 руб., в связи с чем средства на оплату труда проиндексированы с указанного периода в 1, 33 раза. В 2005-2007 гг. также осуществляются меры по увеличению минимального размера оплаты труда. Дальнейшее повышение заработной млаты работников организаций бюджетной сферы планируется производить с одновременным реформированием системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и переходом от Единой тарифной сетки (ETC) к отраслевым системам оплаты труда. Вместе с тем положительное влияние этих мероприятий в значительной степени обесценивается инфляционными процессами и все еще крайне низким исходным уровнем сложившейся заработной платы большинства наемных работников. Задача приведения минимальной заработной платы к прожиточному минимуму, что относится к числу базовых государственных социальных обязательств, по оценкам Правительства РФ, может быть решена только через 7-8 лет (2003-2010 гг.). Учитывая значительную инерционность социальных процессов, предлагаемый алгоритм решения данного вопроса в указанном временном интервале (до 2010 г.) на практике означает, что одна треть россиян в период жизни своего генерационного поколения (25—30 лет) не сможет решить проблему достойного уровня жизни, так как низкая заработная плата не позволяет формировать достойную пенсию для большинства (до 60%) населения, а поэтому период низких доходов (с учетом периода выплат заработанных пенсий) растягивается по крайней мере на 25-30 лет. Вместе с тем необходимо отметить, что доля расходов федерального бюджета на цели образования, здравоохранения, культуры возрастает (см. табл. 8.2). Анализ данной таблицы показывает, что относительная доля расходов на здравоохранение и физическую культуру за прошедший период выросла (с 1, 54% в 1999 г. до 2, 7% в 2005 г.). Для сравнения заметим, что в 1997 г. доля соответствующих расходов составляла 2, 2%. Доля расходов на образование выросла с 3, 2% в 1999 г. до 5, 1% в 2005 г. Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы разви тия тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров. В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.). Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения. Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.). Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд — федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации. В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: " В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития". Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д. Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ. В доходы федерального бюджета зачисляются: – собственные налоговые доходы федерального бюджет, за исключением налоговыз доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации; – собственные неналоговые доходы; – остаток средств на конец предыдущего года; – доходы от бюджетных фондов; – прочие доходы. К налоговым доходам относятся: – предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, пени и штрафы; – таможенные пошлины, таможенные сборы; – государственная пошлина. К неналоговым доходам относятся: – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; – доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; – средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; – иные неналоговые доходы. К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: – финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; – субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; – субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; – иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; – безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; – безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. Федеральные налоги, средства от которых поступали в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным законом. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. Такое распределение утверждается
|