Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетное право и бюджетные правоотношения.
Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Предметом бюджетного права являются бюджетные общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов как составной части финансовой системы государства. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленностью, формами проявления, связанными с функциями по образованию, распределению или использованию государственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами. Следовательно, бюджетное право — совокупность финансово-правовых норм, которые устанавливают структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределениях их между различными видами бюджетов, регламентируют бюджетный процесс, а также регулируют формирование и использование государственных внебюджетных фондов. Важной чертой системы нормативных правовых актов является ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, т. е. соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых актов Российской Федерации и их место в иерархической системе. Закон — нормативный правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно наро дом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы. По вопросам регулирования наиболее значимых общественных отношений Законодательные акты Российской Федерации подразделяются на: • Конституцию РФ; • федеральные конституционные законы; • федеральные законы (в том числе, кодексы). Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Конституция РФ — основополагающий закон и правовая основа законодательства РФ. Федеральные законы — это акты текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах жизни общества: в экономике, политике, культуре, финансах и т. пСреди законов важное место занимают кодифицированные акты — кодексы. Кодекс — это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы общественных отношений. Кодекс, являясь федеральным законом, формально имеет с остальными законами одинаковую юридическую силу. К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Федерации. Эти нормативные акты распространяют свое действие на территорию принявшего их субъекта РФ. Подзаконные нормативные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента РФ принимаются, как правило, в форме указов. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Конституция РФ является правовым фундаментом бюджетного законодательства и: - закрепляет федеративную форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст.5); - определяет предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения (глава 5); - распределяет полномочия между законодательными и исполнительными органами государственной власти; - определяет перечень вопросов в сфере бюджета, подлежащих обязательному рассмотрению в Государственной Думе (ст. 106); - определяет полномочия органов местного самоуправления (управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и др.) (ст. 71). Таким образом, бюджетное законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения.
Принципы построения бюджетной системы, их содержание и практическая реализация. Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются: 1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета всех бюджетов. 2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации — предполагает полное или частичное закрепление доходов Зв соответствующим бюджетом и полномочий по осуществлению расходов за федеральными, региональными и местными органами власти. 3. Принцип самостоятельности бюджетов – означает, что на каждом уровне бюджетной системы органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный процесс; имеют собственные источники доходов; за ними законодательно закреплены регулирующих доходы и полномочия по формированию доходов соответствующих бюджетов. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов бюджетов. Также этот принцип определяет недопустимость изъятия доходов и сумм экономий по расходам, полученных в ходе исполнения бюджетов. 4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Не допускается финансирование бюджетных расходов за счет каких-то иных средств. 5. Сбалансированность бюджета — означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен быть равен суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием минимального объема средств или достижения наилучшего результата с использованием ограниченного объема бюджетных средств. 7. Совокупное покрытие расходов означает, что все доходы бюджета и источники финансирования бюджетного дефицита носят общий характер, т.е. используются для финансирования любых расходов бюджета. Поэтому запрещается закрепление доходов и источников финансирования дефицита бюджета за конкретными видами расходов (за исключением средств целевых бюджетных фондов и целевых иностранных кредитов). 8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. 9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств — означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обязательным указанием направлений их целевого использования. Все действия государственных и местных органов власти, а также бюджетополучателей, которые приводят к нарушению адресности и целевому использованию бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства и к нарушителям применяются специальные финансовые санкции, установленные Бюджетным кодексом. 11. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований - означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.
|