Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Базовые модели коммуникации
Первой и наиболее известной моделью коммуникационного процесса стала так называемая " формула ЛАССУЭЛЛА ": кто-что-по какому каналу-кому-с каким эффектом(коммуникатор-сообщение-средств-реципиент)Модель применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Г.Лассуэлл использовал ее для обозначения различных направлений в исследованиях коммуникации. Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса. " Формула Лассуэлла" отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации - она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. В модели ШЕННОНА-УИВЕРА коммуникация описывается как линейный односторонний процесс. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения. Схема: Источник сообщ-ия- передатчик сообщ-ия- шумы- приёмник-пункт назначения. Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал Преимущество данной схемы: сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона-Уивера привлекла внимание и получила развитие в исследованиях ДеФЛЮЕРА [8], расширившего исходную модель в более разветвленную сеть: Источник (значение 1)-передатчик сообщ-ия -канал- приемник- пункт назначения(значение 2) Он отмечает, что в коммуникативном процессе " значение" трансформируется в " сообщение" и описывает каким образом отправитель переводит " сообщение" в " информацию", которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует " информацию" в " сообщение", которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в " значение". Если между первым и вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но, согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем. В модели ДеФлюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера - отсутствие фактора обратной связи. Он замкнул цепочку следования информации от источника до цели линией обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием " шума". Обратная связь дает коммуникатору возможность более приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением. окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего линейного процесса явилась циркулярная модель ОСГУДА-ШРАММА. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что если Шеннона интересовали в первую очередь каналы - медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации - отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения. Целью американского исследователя массовой коммуникации Г.ГЕРБНЕРА было создание модели с широкой сферой применения. Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла: Кто-то воспринимает событие и реагирует в данной ситуации с помощью некоторых средств чтобы создать доступное для других содержание в некоторой форме и контексте и передает сообщение с некоторыми последствиями. 11. Теории массовой коммуникации «Теория социального научения» – люди усваивают модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ приобретает значимость, когда примеры, демонстрируемые в них, становятся источником научения. «Теория культивирования» – многократное, экстенсивное воздействие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет представления людей о мире и социальной реальности. Одно из основных положений этой теории является унификация, т. е. направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. «Теории социализации» – акцентируют внимание на том, как СМИ, благодаря своему положительному воздействию, становятся источниками знаний людей о мире и их роли в нем, условием приобретения и освоения людьми общественных норм и ценностей. «Теория использования и удовлетворения» – характер воздействия СМИ частично зависит от того, как человек их использует и какое удовлетворение от них получает. «Навязывание повестки дня» – СМИ формируют отношение людей к вопросам, которые содержатся в информационных сообщениях. Не всегда СМИ говорят как следует людям думать по той или иной проблеме, но чаще предлагает то, о чем следует размышлять. «Когнитивная (конструктивистская) теория» – общий принцип теории в том, что люди не просто воспринимают информацию, но усваивают ее, интерпретируя в соответствии с уже имеющимися знаниями и представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение.
|