Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политические партии и партийные системы
Политич. партии явл-ся одним из важнейших элементов политич. системы общ-ва. Они выражают потребности и цели тех или иных классов и соц. групп. Существенной стороной их деят-ти явл-ся идеологическое воздействие на население, формирование политич. сознания. Политич. партия – это наиболее активная и организованная часть граждан, их добровольный союз, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию властью в гос-ве. Осн. признаки политич. партий: 1. активное участие в политич. борьбе; 2. наличие членства, определенной социальной базы; 3. наличие политич. программы и устава; 4. наличие той или иной идеологии; 5. наличие одного или нескольких лидеров. Первые политич. партии возникли еще в Древней Греции, но они не имели современного содержания, а походили скорее на немногочисленные политич. группировки. Такого рода партии существовали и в Средние века. Политич. партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй пол. 19 в. Важное влияние на их рождение оказали буржуазные революции, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осущ-я гос. власти.). В капиталистич. общ-ве политич. партии создавались различными группами буржуазии, а также ее противниками из феодально-аристократич. слоев. По мере расширения избират. права, усиления классовой дифференциации общ-ва и углубления соц. противоречий, вовлечение в политику широких народных масс роль партий возрастала. В демократич. общ-ве партии явл-ся самым важным звеном, связующим народ, парламент и правительство. В истории становления партий Вебер выделяет три этапа: 1. сначала существует аристократическая группировка; 2. политические группы; 3. массовая партия. Эти стадии формир-я на самом деле прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консервативная (тори). Большинство же современных партий возникло сразу в виде массовых партий. Влияние партии складывается из 3 элементов: числа членов партии; кол-ва избирателей, проголосовавших за нее; числа депутатских мандатов, полученных партиями на выборах. Функции политич. партий: посредническая; представительство интересов; формирование идеологии и программы; объединение граждан; политич. просвещение и формирование общественного мнения; электоральные (выборные); участие в борьбе за власть, за осущ-е гос. власти и формир-е политич. системы; политическое рекрутирование. Типология политич. партий: 1 По критерию направленности деятельности партии: а) революционные (за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях); б) реформистские (выступают за умеренные изменения в разных сферах жизни общ-ва, не посягающие на основы строя); в) консервативные (стоят на позиции сохранения осн. черт современной жизни); г) реакционные (ставят перед собой задачи восстановления старых структур). 2. В зависимости от участия в осуществлении власти: а) правящие; б) оппозиционные. 3. По условиям деятельности: легальные, полулегальные, нелегальные. 4.В зависимости от политич. ориентации: а)левые (те партии, кот. выступают за передачу средств производства в общественную собственность, за твердые соц. гарантии трудящимся и т.п.); б) правые (выступают за сильное гос-во с частной собственностью, за сложившуюся соц. систему). Партии в процессе своей деят-ти вступают между собой в определенные отнош-я, кот. наз-ся партийной системой. Партийная система – это совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений м/ду ними. Внутри самих партий нередко заключаются партийные соглашения, кот. чаще всего наз-ся блоками и коалициями. В современной полит-гии выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные политич. системы. Однопартийные системы возникают в результате стремления гос-ва слить все партии в одну, лояльную ему, а также монополизировать всю политич. власть. Последствия этого: отчуждение народа от власти и от политики вообще; устранение легальных каналов для любых политич. новшеств; отсутствие обратной связи м/ду властью и народом. Двухпартийные системы предполаг. существование двух сильных политич. партий, способных конкурировать м/ду собой. Каждая из них в состоянии сама завоевать большинство в парламенте, создать свое правит-ва и стать правящей партией, а другая в этот период становится оппозиционной. Сущ-ет также система двух с половиной партий. эта система, в кот. относительно слабая третья партия помогает одной из основных добиться победы на выборах. Многопартийная система характериз-ся тем, что в ней реальный шанс завоевания гос. власти имеет более двух партий.
25. Формы государственного устройства. Каждое гос-во имеет, как правило, форму гос. устройства (территориально-политич.), форму правления и политич. режим. Под формой гос. устройства понимают административно-территориальную организацию гос. власти, характер взаимоотношений между гос-вом и составляющими его частями, между отдельными частями гос-ва, между центральными и местными органами. С точки зрения гос. устройства, гос-ва можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств). Унитарное гос-во - это единое цельное гос. образование, состоящее из административно- территор-х единиц, кот. подчиняются центральным органам власти и признаками гос. суверенитета не обладают. Т.е. такое гос-во не имеет в своей внутр. территориальной структуре других гос-в и отличается полным политич. единством. Оно неделимо. Признаки унитарного гос-ва: 1. на территории унитарного гос-ва действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика; 2. унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы; 3. составные части унитарного гос-ва не обладают гос. суверенитетом. Они не имеют своих самост-х воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. Однако местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Гос-во считается централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы (например, Финляндия). В децентрализованных унитарных гос-вах местные органы гос. власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония), где глав администраций частично назначают и частично выбирают; 4. гос-во имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности. Федерация - это союзное гос-во, состоящее из гос-х образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридич. и политич. самостоятельностью. Это - сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. Федеративное гос. устройство уникально. Оно неоднородно и разнообразно. Это определяется различием в национально-этническом составе населения, историческими процессами и географич. положением. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций: 1. верховная законодат., исполнит. и судебная власть принадлежит федеральным органам гос. власти; 2. конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации; 3.территория федерации состоит их: а) субъектов, кот. по-разному называются. б) субъекты состоят из административно- территориальных единиц; 4. субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, кот. действуют только на территории субъекта данной федерации; 5. зачастую двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет; 6. обычно от субъектов федерации выделяются представителей, кот. являются членами представительной власти; эти представители образуют одну палату законодат. органа федерации. Вторая часть законодат. органа федерации всегда избирается народом. 7. внешнеполитич. гос. деят-ть осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации. Конфедерации – это гос-но-правовые объединения, сохраняющие независимое существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Признаки конфедерации: а) она не имеет своих общих законодат-х, исполнит-х и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономич., соц-х, оборонных вопросов, но не для управления ей; б) общее гражданство отсутствует; в)не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти; г) она может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования; д) обычно в конфедерации “прозрачные” границы, для пересечения которых не требуется специальных документов; е) конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации. . 19. Тоталитаризм и авторитаризм. Обычно под тоталитаризмом понимают политичч режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политич. систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. Тоталитарными явл-ся режимы, при кот.: · есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с гос-вом и концентрирует в себе реальную власть в общ-ве; · партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс. · доминирует роль идеологии. Тоталит. режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политич. лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение. · тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, СМИ и т.д. · при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека. Все вышеперечисленные характеристики явл-ся так называемым “синдромом”. Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм. Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает осн. черты этого строя, т.к. предполагает абсолютную власть гос-ва, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политич. организации социалистич. системе присущи и гуманные политич. цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена соц. защищенность населения и т.д. Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революц-х процессов, охвативших страны Зап. Европы после 1ой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой гос. власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Вост. и Центр. Европы. Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политич. и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме - вовне, против других народов. И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Одним из наиболее распространенных в истории типов политич. системы явл-ся авторитаризм. По своим характ. чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых гос-твом общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарной политич. системе присущи следующие черты: ü Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). ü Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. ü Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. ü Монополизация власти и политики, недопущение политич. оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. ü Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политич. сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, обществ-го порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономич-го развития, проводить достаточно активную соц. политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления. ü Рекрутирование политич. элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при кот. неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политич. выражения обществ-х интересов. Достоинства: высокая способность обеспечивать политич. стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.
|