Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные политич. идеологии. Гос. идеология РБ.






Изменение картины мира, новое видение будущего, новые ценностные ориентации рождают новые идейные течения, вносят коррективы в традиционные идеологии.

Что же касается современности, то по отношению к идеологии оно достаточно сложное. В условиях переходных обществ массовое сознание наиболее подвержено политическому манипулированию, оно не столь устойчивое, как в периоды стабильности.

Политич. манипулирование – это систематическое внесение, внедрение в массовое сознание своеобразных мифов, выгодных правящей элите, или претендентам на власть. Задача манипулирования – заставить принять на веру эти иллюзионные идеи, стандарты, ценности, сделать их основой поведения людей.

Политическое манипулирование теснейшим образом связано с идеологией, идейно-политическими течениями. Поэтому исключительно важно знать историю их развития и современное содержание. Известно, что идеологические течения и борьба между ними существуют с древнейших времен. Начиная с 17 в. постепенно формир-ся крупные политико-идеологические течения, отражающие интересы определенных групп, классов, партий. Одна из самых ранних идеологий – традиционализм как религиозно монархическое охранительное течение, давшее начало классическому консерватизму, возникшему в Англии в ответ на идеологию Просвещения, либерализма и Французской революции.

Наиболее известные идейно-политич. течения современности: консерватизм и неоконсерватизм, либерализм и неолиберализм, социалистическая и коммунистическая идеология, панисламизм, панславизм и т.д. Каждое из них претендует на самостоятельное рассмотрение (вопросы 37 и 38).

Гос. идеология РБ. В наст. момент можно лишь обозначить основные элементы гос. идеологии РБ, т. е. указать предмет тех жизненно важных для бел. народа ценностей и приоритетов, которые должны поддерживаться силой гос-ва, всеми его институтами. Всю их совокупность можно сгруппировать и назвать полученный ряд составными элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать значимые для народа ценности - идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения - историко-культорологического, политического, экономического и социально-гуманитарного характера.

Историко-кулъторологичекая составляющая гос. идеологии РБ вкл. в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования бел. этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа, нации. К данному элементу гос. идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национально-культурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации.

Политическую составляющую гос. идеологии РБ образует прежде всего комплекс идей и представлений бел. народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политич. системы страны, степени соответствия ее институтов современным потребностям, а так же относительно направлений и путей их дальнейшего развития.

Политическая составляющая гос. идеологии включает в себя представления о характере социально-политич. строя РБ в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других обществ- х формирований в социально-политическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, а также совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом, политическом процессе.

Экономическая составляющая гос. идеологии вкл. в себя весь комплекс реализуемых гос-вом и отвечающих интересам народа идей относительно формир-я и развития национ. экономики. Она вкл. в себя разделяемые бел. народом представления об особенностях организации своей экономич. жизни, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования., понимание им места и роли гос-ва в экономич. процессах, господствующие в обществе представления относительно справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных соц-х классов, групп и слоев, жителей города и деревни. Данная составляющая содержит также идеи и представления, раскрывающие понимание народом места и роли национальной экономики в региональном и мировом хозяйстве.

Социально-гуманитарную составляющую гос. идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Речь идет прежде всего о подходе к человеку как высшей ценности и цели общ-ва и гос-ва, об ответственности гос-ва за создание условий для свободного и достойного развития личности и об ответственности граждан за неукоснительное исполнение обязанностей, возлагаемых на них обществом. Она также включает приоритеты политики гос-ва в области реализации прав и свобод человека, в сфере развития науки, культуры и образования. Будучи элементом политич. сознания общества, гос. идеология также есть многоуровневый феномен. По крайней мере, можно выделить высший, средний и низший уровни ее проявления.

Высший уровень образуют сочинения, претендующие на научность. Это -учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи и доклады, написанные с использованием формального аппарата и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности общества. Второй, или средний, уровень гос. идеологии составляют произведения, в которых популяризируются и пропагандирующие идеи, содержащиеся в вышеуказанных сочинениях. Сюда относятся книги, статьи, лекции, доклады, беседы, интервью широкого круга специалистов. Низший, или третий, уровень образуют средства чел. деят-ти, в кот. так или иначе закрепляется содержание гос. идеологии - произведения национ. кино- и телепродукции, худ. литература самых различных жанров, концертные программы, школьные уроки и даже реклама.

Важнейшим условием эффективности гос. идеологии, ее способности обслуживать реальные интересы бел. народа явл-ся наличие некоего критического уровня согласия между различными соц. силами нашего общества относительно основополагающих соц-х ценностей, принятие их большинством граждан страны в качестве ориентиров и установок деятельности всего общества.

Судя по программным документам различных политич.партий, не по всем указанным выше элементам гос. идеологии РБ в нашем обществе имеется достаточно широкое согласие. Однако уже сегодня по целому ряду соц-х ценностей и политич. установок в нашем обществе достигнута достаточно высокая степень согласия.

 

47. Политические процессы: сущность и структура.

Понятие «политический процесс» отражает динамику развития политич. жизни общ-ва, изменение во времени и пространстве ее состояний. Это вся совокупность действий по обеспечению формир-я, преобразования и функционир-я политич. системы. в этом плане политич. процесс представляется как многообразная деят-ть политич. институтов и движений, направленная на достижение ими своих целей путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов, принципов и процедур.

Движущей силой политич. процесса выступают противоречия, возникающих в ходе взаимодействия соц-политич. сил – участников политич. процесса. Именно они своими действиями производят изменения в отношениях власти, передвижения в персональном составе органов, принимают политич. реш-я, нормативно упорядочивают общественную жизнь и ведут борьбу за наиб. благоприятные политич. условия реализации своих интересов.

Сущность политич. процесса заключается в производстве и воспроизводстве, с одной стороны, различных компонентов политич. системы, человека политического; структур, институтов и средств политич. властвования, политич. культуры и норм, а с другой стороны, производство посредством политич. системы определенного соц. порядка и соц. изменений.

Содержание политич. процесса включает в себя: а)социально-политич. условия возникновения и функционир-я политич. процесса; б) субъекты политич. действий и средства их влияния на объект; в) объекты воздействия; г) политич. интересы, мотивы и цели поведения в политич. взаимодействии; д) взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.

По своей структуре политич. процесс может быть представлен как совокупность явлений: реформы, революция, модернизация, восстание, политич. кризис, прямое политич. действие, конфликты и сотрудничество, избирательная компания. Политич. процесс осущ-ся через борьбу людей за свои интересы, кот. в свою очередь играют роль генератора политич. процесса.

В полит-гии выделяются два способа реализации политич. процесса – 1. консервативно-рутинный (данный процесс направлен на сохранение сложившихся политич. институтов и форм правления. Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, передачей значительного кол-ва властных полномочий «верхам», отсутствие плюрализма политич. системы) и радикально-реформаторский (предполагает создание и функционир-е новых гибких форм организации общ-ва, ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политич. деятельности).

В реальной жизни эти два способа реализации политич. процессов переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Также они могут сменять друг друга в различные историч. периоды.

 

44. Общественные движения и объединения.

Общественные объединения составляют важный структурный элемент политич. системы общества.

Общественное объединение – это совокупность равноправных граждан, добровольно объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации своих прав.

На современном этапе выделяют две осн. формы объединений: общественные организации и общественные движения.

В отличие же от партий общественные организации и движения не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти. Они занимаются политич. деят-тью постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной сфере общественной жизни (экономич., социальной, культурной).

Вместе с тем, хотя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политич-х целей, их деят-ть объективно носит политич. характер.

Общественные организации и движения выступают как совеобразные группы интересов и группы давления.

В конкуренции групп значительная часть организованных интересов получает удовлетворение по каналам гражданского общ-ва. Но в ряде случаев осуществление коллективных потребностей членов группы требует властных решений. Если группа интереса добивается удовлетворения собственных интересов путем целенаправленного воздействия на институты власти, то она характериз-ся как группа давления.

Роль общественных объединений определяется тем, что они: 1. представляют и защищают интересы граждан; 2. объединяют граждан, помогая им обрести сторонников и единомышленников; 3. способствуют решению отдельных социальных проблем, т.к. не только привлекаю внимание общества к негативным явлениям, но и предлагают свои варианты решения, свою помощь; 4. являются посредниками между гос. органами и гражданами, а значит обеспечивают между ними обратную связь и осуществляет соц. контроль.

Т.о., общественные объединения явл-ся необходимым условием для нормального функционир-я политич. процессов и важнейшим показателем развитости гражданского общ-ва. Они создают тот защитный слой, кот. не позволяет гос-ву беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан. В свою очередь граждане имеют возможность цивилизованно, в рамках закона общаться с властью.

Особую роль в общественно-политич. жизни играют лоббистские организации. Они создаются при высших гос. органах и имеют форму различных комитетов, комиссий, советов, бюро, через кот. влияют на принятие политич. решений.

Общими чертами общественных организаций и движений являются массовость, добровольность, интерес как побудительный мотив к объединению.

Общественные движения в само общем виде можно определить как «совместные стремления людей к реализации общей цели».Специфика данной форма обществ. объединения: отсутствие четко организованной структуры, довольно пестрый состав участников с различными политич. взглядами, а также отсутствие фиксированного членства.

Типология общественных движений может проводится по различным основаниям. 1. По целям и сферам деят-ти выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, религиозные движения и др. 2. По отношению к существующему общественному строю обществ. движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные. 3. по способам и методам действий – на насильственные и ненасильственные.

4. Общественные движения могут формир-ся на различной основе. Некоторые из них имеют ярко выраженный классовый характер (рабочие, крестьянские движения). А другие носят внеклассовый характер (антивоенное, экологическое движение).

Общественные движения могут формир-ся и 5. по половозрастным признакам – молодежное, детское, женское движение и др. 6. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

Под общественной организацией традиционно понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой, заранее фиксированной цели, реализация кот. требует совместных и координированных действий на основе определенных процедур и правил. Это стабильное соц. образование, имеющее устав, управленческий аппарат, постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса.

К общественным организациям относятся профессиональные союзы, союзы предпринимателей, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союзы писателей, композиторов и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-пресветительские и др.). В зависимости от масштаба деят-ти различают местные, региональные,

общегосударственные, международные общественные организации.

 

 

36. Внешняя политика и международные отношения, геополитические интересы.

Международные отнош-я – это системная совокупность политич., экономич., социальных, дипломатич., военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества.

Т.о. межд. отнош-я осущ-ся во всех сферах общественной жизни (экономич., политич., духовной), причем как на гос. уровне, так и другими экономич. и политич. структурами: партиями, обществ. организациями, отдельными личностями. Системный характер международных отнош-й проявляется в том, что 1. гос-ва взаимодействуя и оказывая влияние друг на друга, вступая в различные отнош-я, формируют по отнош-ю к себе определенную внешнюю среду; 2. возникающие м/ду гос-вами взаимоотношения, такие как сотрудничество, соперничество, конфликт и др., не существуют вне системы международных отнош-й. Они характеризуют не отдельное гос-во, а ту внешнюю по отнош-ю к нему среду, кот. возникает в результате взаимодействия и взаимовлияния множества гос-в; 3. система межд. отнош-й возникает как результат объективной взаимозависимости гос-в, политика кот. на международной арене определяется их потребностью во взаимном общении, взаимным пересечением различающихся и совпадающих интересов и целей.

Структура межд. отнош-й. Межд. отнош-я рассм-ся как система взаимодействия международных субъектов политики. В системе межд. отнош-й выделяют 4 типа субъектом международной политики: 1. национальное гос-во; 2. «супернациональные» организации (СНГ, ЕЭС); 3. междунар. правительственные организации (ООН, Европарламент, Междунар. суд); 4. негосударственные организации. Это любые международные объединение, не учрежденные на основе межправительственных соглашений (Всемирная ассоциация демократической молодежи). Субъектами международных отношений могут также быть нации, разл. соц. группы и индивиды.

Структура междунар. отнош-й обладает определенной иерархией присущих ей элементов, кот. м.б. представлена следующими уровнями отношений – глобальным, региональным, субрегиональным и групповым.

Внешняя политика – это деят-ть и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать нац. интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации.

Интересы наций лежат в основе внешней политики любого цивилизованного гос-ва. Национальные интересы есть адекватность внешней политики гос-ва потребностям общества. Рациональность и эффективность внешней политики состоит в ее соответствии реальным национально-государственным интересам, общественным потребностям, кот. ищут своего удовлетворения на мировой арене.

Национальные интересы обусловливаются, с одной стороны, субъективными благими пожеланиями и намерениями политич. деятелей, лидеров, а с другой – объективными условиями существования данного гос-ва, т.е. внешнеполитическим потенциалом. Внешнеполитич. потенциал – это совокупность ресурсов, используемых для воздействия на международную систему. Он зависит также от геополитического положения страны и политич. стабильности региона.

Внешнеполитич. потенциал обуславливает процесс преобразования национальных интересов в цели внешней политики. Интерес предст. собой осознанную потребность и служит побудительным мотивом к действию. Следовательно, внешнеполитич. интересы явл-ся исходным моментом внешнеполитич. целей.

Гл. цели внешней политики: 1. обеспечение безопасности данного гос-ва; 2. создание необходимых и благоприятных условий для реализации основных целей и задач внутр. политики.

Средства внешней политики: 1. дипломатия, т.е. официальная деят-ть гос-в, правительств и специальных органов по осуществлению целей и задач внешней политики. 2. идеологические средства. Важное идеологич. средство воздействия на мировою общественность – внешнеполитическая пропаганда. Еще одним средством осущ-я внешней политики явл-ся культурные связи между гос-вами; 3. экономические средства. В руках правительства находятся товарные фонды, фин. и денежные средства, достижения науки и техники и т.п., кот. м.б. проданы, представлены в виде помощи или в кредит другому гос-ву, а также специальные учреждения (внешнеторговые, таможенный аппарат), проводящие соответствующую финансовую, торговую и таможенную политику; 4. военные средства. Вооруженные силы м.б. использованы как средство шантажа, насилия в отнош-и других стран, как средство сдерживания агрессивных устремлений других гос-в.

Осн принципы внешнеполитич. деятельности: уважение суверенитета и равенства всех стран; взаимный отказ от применения силы или ее угрозы; уважение территориальной целостности и независимости границ; ненасильственное урегулирование конфликтов; невмешательство во внутр. дела других стран; уважение прав человека как у себя в стране, так и в других странах; расширение сотрудничества во всех областях.

Геополитика - это учение о географической обусловленности политич. явлений, особая отрасль знаний, изучающая связь между землей, географич. средой и политикой гос-в.

Геополитич. интересы: жизнь народа в конкретной географич. среде и в конкретной политич. обстановке; политич. практика государственных деятелей; отношение гос-ва к земле, производству материальных благ; рациональное использование «свойств территории»; взаимосвязь политич. жизни от реальных географич. факторов; стратегии глобального и национального развития, геополитическая стратегия нации и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал