![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение права.
Применение права — одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь с помощью индивидуальных правовых актов. Путем применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций. Государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения. На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная форма применения права — это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права. Правоохранительная деятельность — это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель право-охраны — контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения — принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения. Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт. Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов. Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т. д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т. д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы). Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т. д.). Следовательно, применить норму права — это не просто осуществить, а реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права. Цель применения права — удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права1. Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, которые он обязан использовать на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. — такова задача субъектов правоприменения»2. Субъект правоприменения — это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права. В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах, в силу чего правоприменительный процесс становится целенаправленным, в значительной мере огражденным от влияния случайных факторов и непродуманных решений. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности. В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации — сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга. В-пятых, применение права — это не одноактное действие, а система действий, образующих определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т. д.). В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения. Все изложенное позволяет сделать вывод, что применение права — важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности. Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном юридическом деле и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).
73. Правоприменительные акты: понятие, стр-ра, виды. Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие. Во-первых, акт применения права — это решение по конкретному делу официального компетентного органа, который государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений. Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства. В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму: протокола, решения, приказа, приговора и др. В законодательстве нередко указываются специальные реквизиты для данного вида актов (например, приговоров и решений судов, следственных протоколов). В-четвертых, акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение. В-пятых, правоприменительный акт представляет собой элемент сложного юридического факта, без которого не может реализоваться конкретная правовая норма. Он всегда носит дополнительный характер, ибо необходим в том случае, когда налицо другие элементы сложного юридического факта. Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда налицо нужный возраст, стаж и заявление, то есть уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение гарантированных государством персональных субъективных прав и юридических обязанностей. С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права — это выраженный в определенной форме индивидуально-правовой акт властного характера, совершаемый компетентным органом и определяющий на основе нормы права субъективные права и юридические обязанности лица по конкретному юридическому делу. Акты применения права должны отвечать следующим требованиям: а) строго соответствовать нормативно-правовым актам, на основе которых они совершаются; б) издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица и в установленных законом процессуальных формах; в) содержать полное и всестороннее обоснование принимаемого решения; г) быть законными и справедливыми; д) иметь все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.). Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности, от нормативных правовых. Это отличие состоит в следующем. Нормативный правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай, поэтому его называют индивидуально-правовым актом. Нормативный правой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования, в силу чего выступает источником права. Акт применения права не является источником права. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Например, суд, реализуя норму уголовного закона В отличие от нормативных правовых актов, акты применения права непосредственно влекут за собой юридические последствия, выступают в качестве юридических фактов, служат в основном для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения. Например, только после нотариального оформления договора купли-продажи квартиры (акт применения права) у покупателя возникает отношение собственности на эту квартиру, а у продавца — прекращается. Правоприменительные акты принимают практически все органы государства в различных сферах общественной жизни в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т. д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов может проводиться по различным основаниям1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются: а) на акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства — Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; ж) акты органов надзора и контроля; и) акты коллегиальные и единоличные. По предмету правового регулирования, то есть по отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права и др. По юридической природе — на правоохранительные, правообеспечитель-ные, правоисполнительные, правовосстановительные. По последствиям — на правообразующие, правоизменяющие, правопре-кращающие. По названию акта применения права — указы, постановления, распоряжения, приказы, протоколы, приговоры, решения, указания и др. Как видно, некоторые из них совпадают с названиями нормативных актов. Однако, как отмечалось выше, акты применения права носят индивидуальный характер и являются средством реализации нормативного акта. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты (надзора и контроля, процедурно-процессуальные), которые содержат предписания, обеспечивающие вынесение основных актов. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу. В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).
|