Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные концепции законности.
В доктрине ТГП понятие законность трактуется в нескольких вариантах. В теории права отмечается, что понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества. В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным включение в понятие законности правотворческого процесса, т. е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит изменение законодательства. Правотворческий процесс — это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под требования соблюдения, исполнения законности и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в; понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как составная часть, а прежде всего только как предпосылка и условие ее осуществления. Разногласия в юридической литературе по поводу определения законности порождены не только сложностью, многогранностью и динамикой предмета, но в большей степени терминологической неясностью. Термин «законность» обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни. Еще Н. В. Крыленко в свое время определял революционную законность как общественный уклад, режим, строй, складывающийся на основе претворения в жизнь норм, директив Советского государства. Н. Г. Александров рассматривал законность «как особенный общественный режим», как «обстановку», в которой правонарушения своевременно вскрываются и пресекаются, иными словами, законность определялась им как «устойчивый образ правоотношений». П. Е. Недбайло отмечал, что законность есть состояние, которое характеризует соблюдение всем обществом государственно-правовых актов, «свойство общественной жизни». В определенной мере синтезируя высказывания многих ученых, П. М. Рабинович считает законность определенным режимом (состоянием) общественных отношений, который характеризуется их соответствием законам и подзаконным актам. На современном этапе понятие законности претерпело значительные изменения. Это связано прежде всего с эволюцией в современной российской юридической науке взгляда на понятие закона, структурных составляющих содержания законности. Доминирующую роль в формировании понятия законности играют принцип презумпции верховенства права, а также деление законов на правовые и неправовые. Очевиден заметный эволюционный процесс по сравнению с господствовавшим в советской юридической науке понятием социалистической законности. Последнее гласило, что социалистическая законность — это строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами права (государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами)1. Подобное понимание законности сохранялось и после 1991 года, утеряв лишь прилагательное «социалистическая»2. Такое определение, конечно, не вписывается в теорию и практику формирования гражданского общества и строительства соответствующего этому обществу правового государства, и вот почему. Во-первых, в нем делается акцент на соблюдение и исполнение норм права и не затрагивается вопрос о существе их содержания. Во-вторых, не учитывается, что формы реализации норм права не ограничиваются их соблюдением и исполнением. В-третьих, недостаточно ясным представлялось соотношение законов и подзаконных актов. Доминирующее место при характеристике законности отводилось закону, его верховенству, его высшей юридической силе в существующей системе правовых нормативных актов. Не принято было, однако, подвергать экспертизе содержательную сторону закона исходя из принципов правового закона и правового государства, соответствия его общепризнанным нормам международного права, способности обеспечить права и свободы человека. Законы провозглашались носителями возведенной в закон воли господствующего класса — пролетариата, т. е. рабочего класса. При этом явно ощущалось присутствие не связанного никакими законами призрака диктатуры пролетариата. Действительность же состояла в том, что степень выражения воли рабочего класса, как и всех трудящихся, в законе зависела от уровня приверженности принципам партийности и целесообразности руководящего слоя партийно-государственного аппарата. Полнота содержания законности недостижима без учета нравственного критерия или в обход его. Важное значение нравственному компоненту права придавали известные русские философы и юристы B.C. Соловьев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Е.Н. Трубецкой и другие1. Высоконравственного участника правоотношений отличает обостренное чувство справедливости. Именно справедливость является основой единства права и нравственности. Следует отметить, что правовой закон способен эффективно функционировать в обществе с высоким уровнем правового сознания. Иными словами, высокий уровень правосознания, правовой культуры населения и правоприменителя является одним из важнейших условий эффективного функционирования правового закона, оптимальной правоприменительной деятельности государства. Находясь приблизительно на такой позиции, отдельные авторы определяют законность как идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве1. Признавая верность такого подхода, нельзя, однако, не заметить его особую привлекательность для статических социально-правовых систем. Законность — это понятие все-таки преимущественно динамическое или, если так можно выразиться, статико-дина-мическое. Законность предполагает не просто наличие системы правовых законов, выражающих идею справедливости, предполагающих наличие определенного выражения права в законах государства, но и наличие условий и механизма их реализации. Также существует естественно – правовая концепция, согласно которой законность –это когда все законы соответствуют естественным правам человека, дарованным ему от природы.
|