Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 13. Традиции национальной культуры и национальная идея.






Термин «белорусская идея» используется по аналогии с философским термином «русская идея», введенным Вл.С. Соловьевым в 1887-88 г.г. для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества. Для русской идеи, подчеркивал Вл. Соловьев в своем докладе в Париже (1888) под названием «Русская идея», вышедшем вскоре в виде брошюры “L’ idé e russe”, отмечал, что сущность русской идеи совпадает с христианским преображением жизни, построением ее на началах истины, добра и красоты.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Формирование белорусской идеи как систематизированного обобщения национального самосознания, имеет глубинные корни и представлено, как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский). Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о начале белорусской государственности, исторических событиях и личностях, «белых» пятнах национального самоутверждения и самоидентификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа, как уникального субъекта истории и органического компонента европейской и мировой цивилизации. Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры, ибо традиция (от лат. — передача, предание) – это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Традиция характеризует связь настоящего и прошлого, выступая своего рода посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности. Противоречивость традиции проявляется в том, что она, с одной стороны выглядит как консервация прошлого, символ «отставания», «отсталости» и неизменности, с другой стороны — выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия. В то же время развитие культуры невозможно представить без создания новых культурных продуктов и образцов, или так называемой культурной инновации, благодаря чему формируется национальная культура.

Национальная культура — культура определенной нации, сложившаяся на протяжении ее исторического развития на основе этнической культуры. Белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп —украинцев, русских, литовцев, и др. Своеобразие белорусской культуры определили ее тесные взаимоотношения с другими народами, «пограничный» характер. Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама значительно повлияла на соседние культуры. Тесные взаимоотношения были обусловлены географическим положением Беларуси (расположение между Востоком и Западом), прохождением через страну двух больших культурных регионов (влиянием двух миров) — православно-византийского и римско-католического.

Особенности самоидентификации белорусов как соотнесенности человека с определенной культурой, его принадлежности к этой культуре и осознании этого факта, определяет пограничный характер их культуры, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, которые находились на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, в географическом центре Европы, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной культурной традицией. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского пути И. Абдзиралович (Кончевский).

В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации белорусов приобрел наибольшую остроту. Это связано с теми глобальными изменениями, которые сейчас происходят в мире: расширением средств массовой коммуникации и информации, современными глобализационными процессами, особенностями культурной ситуации, изменением геополитического пространства, нарушением привычных культурных связей, проблемой интеграции и сохранения собственной культурной идентичности (самобытности).

В силу особого географического положения Беларуси, находящейся на стыке двух центров — западного римско-католического и восточного православно-византийского, ее территория часто подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, возвышаясь иногда до уровня нации и государства. Отсутствие непрерывной традиции, воздействие различных культур и цивилизаций затрудняли процессы идентификации белорусов, не давали четких критериев определения культурной принадлежности.

 

 

Конституция Начнём с Конституции – основного закона жизни государства. Слово «конституция» (от латинского – конституцион) означает установление, строение. Конституция представляет собой один или совокупность писаных актов, которыми определяются наиболее важные вопросы жизни и развития государства и общества.

Выработка и принятие Конституции – дело многосложное. Мировой практике известны следующие способы принятия Конституций:

1. ПУТЁМ РЕФЕРЕНДУМА (опроса взрослого населения). Таким образом, в последние годы были приняты конституции в России, Румынии, Казахстане, Эстонии и др. странах. Во Франции за 200 лет было принято 16 конституций и самой стабильной, которая действует и сейчас, оказалась Конституция, принятая путём референдума в 1958 г.

2. ПАРЛАМЕНТОМ (у нас Национальным собранием). Реже, но такой способ существует.

3. СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫМ только для этой цели ОРГАНОМ, скажем, Конституционной ассамблеей, Учредительным собранием.

4. Путём «ДАРОВАНИЯ» МОНАРХОМ Конституции народу. Примеры: Во Франции одна из Конституций была «дарована» императором Наполеоном І. В 1990 г. король Непала «даровал» Конституцию своему народу. Говорят, хотел «даровать» Конституцию своему народу и последний император России Николай ІІ. Но не отважился.

5. И, наконец, бывают случаи, когда ГОСУДАРСТВА ВООБЩЕ НЕ ИМЕЮТ КОНСТИТУЦИЙ. Редкие. Не имеет Конституции Великобритания. Роль конституционного гаранта там выполняет парламент. Это возможно только в странах с высоко развитой и устоявшейся парламентской системой.

Столь большой экскурс в историю конституционного строительства я сделал с одной целью: подтвердить легитимность Конституции РБ 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

Почему нужно было уточнение нашей Конституции 1994 г.? В ней были размыты властные полномочия 3-х ветвей власти. Акцент делался на законодательной власти. Обязанности и полномочия исполнительной власти были слабо очерчены. В период продолжавшегося тогда экономического кризиса слабость исполнительной власти могла привести к катастрофе.

Конституция считается правовой основой идеологии государства. Это вытекает из того, что конституционными актами решаются следующие вопросы:

1. определяется система государственной власти (характер и функции государственных органов, их взаимодействие, компетенция и т.д.). В рамках этой системы функционирует идеология.

2. Конституция определяет права, свободы и обязанности граждан. Защищать, укреплять их – святой долг идеологии.

Конституция – ядро не только политической, правовой системы государства, но и базовая основа идеологии. Это видно из самой структуры, содержания Конституции. В ней 146 статей. Из них порядка 20 напрямую или косвенно связаны с функционированием идеологии.

Принципиальное значение имеет статья 5, в которой говорится: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».

Как видно, Конституция предоставляет гражданам РБ свободу идеологического выбора. Ныне у нас порядка 18 политических партий и более 200 общественно-политических объединений и движений. Каждое из них исповедует свою идеологию: от социализма, консерватизма, социал-демократизма до либерализма. Тут проблем нет. Иное дело, что у некоторых политических партий идеологические платформы завуалированы, точно не выражены, что позволяет толковать их по-разному, в зависимости от ситуации. Например, национал-радикализм. В нём можно усмотреть и национализм, и расизм (антисемитизм, русофобия), и даже элементы фашизма.

Чтобы идеологии не выхлёстывались за рамки конституции, в ней предусмотрены ограничительные меры. Так, в ст. 5, части 3-й сказано: «Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды».

Конституция предоставляет широчайшие права гражданам Беларуси в сфере духовной, культурной жизни. Рассмотрим это на примере отношения государства и закона к такой важной сфере духовной жизни людей, как религия. Как известно, у нас, как и во всех цивилизованных странах мира, церковь отделена от государства. Тем не менее, в Конституции РБ имеется две статьи, гарантирующие свободу совести, вероисповеданий и религиозных организаций.

В ст. 16 говорится: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учётом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».

Что тут главное? Религии и вероисповедания равны перед законом и все граждане, независимо от вероисповедания, раны перед законом. Таким образом, достигается равновесие прав верующих.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал