Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в республике






 

В ст. 15 нашей Конституции сказано: «Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в РБ».

В период деидеологизации наша национальная культура, искусство подверглись жестокому испытанию. Началась травля учёных, многих писателей, художников, артистов, вносивших заметный вклад духовную сокровищницу нашего народа. На поверхность литературы, искусства, эстрады выплыли серость, примитивизм, антисоциальность и откровенный маразм.

В этой непростой ситуации наш парламент, президент республики проявили огромную волю, интеллект, недюжинные организаторские способности, чтобы остановить идеологический разбой, не дать погрузить общественное сознание в пучину анархии и антисоциальности, вывести культуру, искусство, всю духовную жизнь народа в созидательное поле права, закона, высоких нравственных критериев и идеалов. Именно в это переломное время наш парламент впервые в истории Беларуси принял закон о культуре, об охране историко-культурного наследия, о библиотечном деле, об авторском праве и совместных правах, о музеях и музейных фондах, о присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране государственных художественных произведений, о лицензировании гастрольно-концертной деятельности, о народном искусстве, народных промыслах и т.д.

Во исполнение принятых законов в республике разработаны и успешно выполняются целевые программы развития культуры, искусства. Они дают полное основание говорить о том, что Беларусь имеет свою глубоко продуманную стратегию культурного строительства, духовного возрождения народа. Программы и стратегия несут в себе три наиболее ярко выраженные особенности.

Во-первых, их цель – восстановить историческую память нашего народа, сохранить и приумножить его богатое культурно-духовное наследие. В соответствии с законом об охране историко-культурного наследия в республике развёрнуты широкие программы по восстановлению и реставрации памятников истории и культуры. Это закономерно. Ведь в памятниках хранится генетический код народа. Они продолжают участвовать в нашей жизни и влиять на неё. В древнем зодчестве, например, заключён сильнейший эстетический и эмоциональный заряд. «Крест» Евфросинии Полоцкой или «меч духовный», выкованный православием на полоцкой, туровской землях, для нашего идеологического противника порой опаснее булатного.

Военные лихолетья, пережитые нашим народом, к сожалению, порядком поредели исторические и культурные памятники. Но всё же на земле белорусской сохранилось свыше 16 тысяч святынь. Все они взяты под надёжную охрану государства. В соответствии с законом парламента и постановлением правительства республики «О Полоцком историко-культурном заповеднике» здесь проведены крупномасштабные работы по реставрации зданий, комплектованию фондовых коллекций, созданы условия для их надёжного хранения. Среди восстановленных святынь – корпус «А» бывшего коллегиума (в нём расположилась картинная галерея), Спасо-Преображенская церковь и её уникальные фрески, датируемые XII – XIV веками, Софийский собор. В 2003 году здесь открыт монументальный памятник Сименону Полоцкому и музей его жизни и деятельности.

Древний Полоцк по существу превратился в город-музей, в котором уже теперь взято под охрану государства свыше 50 историко-культурных объектов. В их числе – 5 археологических, 15 архитектурных, 8 исторических и 18 объектов искусства. Кстати, 47 историко-культурных объектов г. Полоцка включены в академическое собрание памятников истории и культуры. В Полоцке созданы необходимые условия для функционирования республиканского научно-исследовательского археологического центра.

Глубокий след в духовной жизни нашего народа оставляет государственная комплексная программа развития национальной культуры «Спадчына». В её основе – республиканские и региональные смотры, фестивали профессионального и самодеятельного творчества, праздники песни, развитие фольклорных коллективов (их сейчас в республике более тысячи), детских художественных коллективов. Во всех формах и видах народного творчества ныне занято свыше миллиона жителей республики.

Во-вторых, всемерная государственная поддержка развития национальной культуры и искусства. В своём послании Национальному собранию РБ (1999 г.) А.Г.Лукашенко так определил стратегию нашего государства в области культуры: «В переходный период основную заботу о развитии культуры, укреплении духовных устоев общества должно взять на себя государство … Формирование целостной концепции государственного регулирования, поддержка и развитие культуры должны стать предпосылкой обеспечения эффективной политики в этой области. Работа органов культуры должна быть организована так, чтобы они были способны дать нашим гражданам заряд высоких замыслов, привлечь молодое поколение к ценностям духовного и культурного наследия белорусского народа, всей мировой цивилизации» («Советская Белоруссия», 8 апреля 1999 г.).

В республике с 1996 г. была восстановлена разрушенная лжереформаторами система государственного субсидирования учреждений культуры и искусства. Это спасло их от дикой приватизации и грязной коммерциализации. В стране вполне благополучно стали действовать театры, книжные издательства. В них работают талантливые люди, энтузиасты своего дела. Всё громче заявляет о себе белорусское кино, наш спорт, физкультура. Оркестр Михаила Финберга, живопись народного художника Михаила Савицкого, музыка народного артиста Игоря Лученка снискали мировое признание.

В соответствии с законом о развитии библиотечного дела наше государство взяло на себя заботу и расходы по изданию и обеспечению массовых библиотек социально-значимой литературой. Это книги серии «Школьная библиотека», «Белорусская энциклопедия» в 18 томах, серия книг историко-документальных хроник «Память», детской литературы.

Вопреки стенаниям лжереформаторов «Аб здушэнні матчынай мовы» из года в год растёт выпуск художественной литературы на белорусском языке. В 1990 г. вышло 204 названия таких книг, в 1995-м – 265 книг, в 2000-м – 418, а в 2003-м г. – уже около 500 наименований. В целом книжный поток в Беларуси с 1990 года возрос по названиям и тиражу в 5 раз.

Примечательно, что средства направляются на создание, прежде всего наиболее значимых, перспективных проектов, имеющих большое социальное и духовное значение. В последние годы завершено строительство нового здания Национального художественного музея Беларуси, Дворца Республики в Минске. Развернулось строительство уникальной для всей Европы Национальной библиотеки Республики Беларусь. В 2004 году начинается сооружение гигантской телебашни высотой 410-425 метров, которая сделает наш город ещё более запоминающимся на фоне других европейских столиц.

Короче говоря, развитие культуры бело русского народа введено в благодатное правовое поле, для этого созданы необходимые материальные, кадровые условия. У белорусской культуры – одной из самых развитых и самобытных в Европе – большое будущее.

 

 

Полит культура в современной Беларуси

КУЛЬТУРА (от латинского слова «культура» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – организованная деятельность человека, качественная сторона этой деятельности. Культура имеет огромный ценностный смысл для человека, результат этой деятельности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры. Политическая культура представляет собой систему исторически сложившихся устойчивых политических представлений, знаний, убеждений, ценностных ориентаций, моделей и норм политического поведения людей, а также принципов, способов функционирования политических институтов и образуемой ими системы.

В структуре политической культуры три больших блока поблеем:

1. культура политического познания;

2. культура политического поведения;

3. культура функционирования политических институтов.

В свою очередь в каждом из этих блоков есть свои, более частные проблемы.

В первом блоке – политические представления и убеждения, а также политические ценности (свобода, равенство и т.д.), традиции, обычаи, нормы.

Во втором блоке – культура политического участия (например, в выборах, политических процессах) и культура политической деятельности.

В третьем блоке – культура политического процесса и культура реализации политических решений.

ТИПЫ политической культуры. В науках политология, идеология существуют разные подходы. Западные социологи, политологи Г.Алмонд, С.Вебер выделяют следующие типы политической культуры:

1. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ. Характеризуется отсутствием у многих граждан интереса к политической жизни общества. Считается, что она присуща отсталым обществам и социальным группам.

2. ПОДДАНИЧЕСКАЯ. Сильная ориентация населения на политические институты и невысокий уровень индивидуальной политической активности (социальное иждивенчество).

3. АКТИВИСТСКАЯ. Характеризуется ориентацией индивида на активную роль в политической системе вне зависимости от позитивного или негативного отношения к её отдельным элементам или системе в целом.

На деле все типы политической культуры часто существуют вместе, создавая общий тип культуры, названной «культурой гражданственности». Ёмкое определение и качество.

С политической культурой тесно связаны культуры: правовая, производства, быта, экономическая, экологическая, нравственная. Культура функционирования существующих политических институтов, партий, общественных политических движений.

В последние годы в научной литературе всё чаще употребляется термин «рыночная культура» (российский политолог Э.Баталов). Главными элементами её выступают:

- ориентация на конкурентную борьбу как универсальный принцип жизни и развития общества

- индивидуалистическая установка, для которой высшей целью является индивидуальное, групповое существование (фирменная, олигархическая солидарность). Многие фирмы в Японии, Германии имеют свои морально-этические кодексы.

- ориентация на спонтанность, естественность, саморегулирование в осуществлении политической жизни.

Недостаток этой (рыночной) культуры: политику она зачастую рассматривает как разновидность бизнеса, что не так: политика не может быть бизнесом.

Выделяют этатистскую политическую культуру. Для неё характерно:

- решение политических проблем и контроль над политическими процессами связываются с действием механизмов государственного регулирования.

- жёсткое регулирование социально-экономических процессов вплоть до ограничения конкурентной борьбы, вызова социальных и политических конфликтов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал