Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная политика в религиозной сфере.






По состоянию на 1 января 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось 2825 религиозных общин, в их числе 1265 — православные и 432 католические. Старообрядческих общин в республике — 33, Христиан веры Евангельской — 492, Евангельских христиан-баптистов — 268, Совет церквей ЕХБ — 29, Греко-католических — 13, Новоапостольских — 20, Иудейских — 27, Исламских — 27, Свидетелей Иеговы — 26, бахаи — 6, мормонов — 3, кришнаитов — 6, первых христиан — 1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Общины представляют 26 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.

Под “ конфессиональной политикой” понимается:

1. во-первых, комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном положении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;

2. во-вторых, политические меры по обеспечению прав и свобод граждан на исповедание любой религии или не исповедание никакой;

3. в третьих, сознательная деятельность государства, его аппарата с целью достижения желаемых результатов в религиозной сфере властными инструментами.

Сфера конфессиональной политики включает политику государства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.

Отношения между государством и религиозными организациями по своей сущности являются политическими — при различном социальном назначении их субъекты обладают способностью объединять массы людей и управлять ими.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) закрепила основополагающие государственные идеи, принципы социально-политического строя современной Беларуси. В Основном законе нашли свое воплощение известные постулаты идеологии: идея народного суверенитета, концепция прав человека, доктрина правового социального государства, теория разделения властей, принцип политического и идеологического плюрализма и др.

Основной закон страны и стал тем сводом базовых политико-государственных и правовых ориентиров, которые призваны сыграть определяющую роль в развитии общества.

создает необходимые предпосылки для оптимизации религиозных процессов.

Совершенствование этого законодательства должно проходить по нескольким направлениям:

— приведение национального законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами;

— обеспечение системного развития правовых актов, не допускающего принятия актов вне связи друг с другом, несогласованности и противоречивости содержащихся в них норм;

— формулирование и закрепление основных принципов религиозной политики государства;

— закрепление и обеспечение гарантий права на свободу совести, что создает необходимые предпосылки для оптимизации религиозных процессов.

Процессы, происходящие в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны в последние годы, коренным образом изменили правовое положение религиозных организаций и верующих. С принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), а в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь, ряд положений закона Республики Беларусь “О свободе вероисповеданий и религиозных организаций” (1992) вошли с ними в противоречие. Следовало устранить возникшие противоречия и терминологически привести закон в соответствие с Конституцией Республики Беларусь и Гражданским кодексом Республики Беларусь. Само название прежнего Закона не соответствовало его содержанию. Закон назывался “О свободе вероисповеданий и религиозных организаций”, а своей задачей (ст.1) ставил регулирование общественных отношений, возникающих при реализации прав граждан на свободу совести.

Кроме того, в период с 1992 по 2002 год в Республике Беларусь был принят ряд нормативных правовых актов, в той или иной мере затрагивающих вопросы свободы совести и религиозных организаций. Их отдельные положения как нормативно, так и терминологически не корреспондировались с Законом Республики Беларусь “О свободе вероисповеданий и религиозных организаций” и даже вступили с ним в противоречие, что также обязывало законодателя реформировать этот закон в соответствии с современной законодательной системой и практикой.

Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» (далее — закон) был принят 27.06.2002 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь. Одобрен Советом Республики 2 октября 2002 года. 31 октября 2002 года он подписан Президентом Республики Беларусь. Он является результатом многочисленных дискуссий, компромиссов в парламенте, между ветвями власти, а также между религиозными организациями.

Данный правовой акт легализует законодательным путем белорусский религиозный плюрализм и одновременно упорядочивает деятельность религиозных организаций, начиная от регистрации, дифференциации статуса согласно организационным и уставным формам до приостановления и ликвидации религиозной организации в случае нарушения со стороны белорусского законодательства.

На государстве лежит обязанность обеспечить, прежде всего, правовой статус личности по отношению к религии, т.е. обеспечить право личности на свободный выбор вероисповедания и свободное отправление религиозного культа. Отношение государственных органов к человеку не должно быть дифференцированным в зависимости от того, является ли он атеистом или верующим, принадлежит ли он к православным, католикам или мусульманам.

Сложнее дело обстоит с религиозной организацией. Конечно, как и в случае с отдельной личностью, на государстве лежит обязанность обеспечить право религиозной организации на свободное (в рамках закона) отправление культа, пропаганду и т.п.

Конфессиональная политика нашего государства должна быть направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях. Но при этом надо учитывать, что Православие является генетически первичной христианской конфессией, было и остается ведущим вероисповеданием в республике. Мнение и интересы большинства народа нельзя игнорировать. Государство должно принять меры по ограничению экспансии новых религиозных движений, ибо эта экспансия — прямая угроза национальной безопасности.

Государство уважает мировоззренческий выбор своих граждан и не регулирует внутреннюю деятельность религиозных организаций, но оно не может и не должно быть нейтральным, когда под воздействием малоизвестных и зачастую опасных культов нарушаются права граждан, разрушается личность, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, подрывается безопасность государства, разрушаются семьи, традиционные культурные и духовные устои общества.

Закон устанавливает, что на основании принципа отделения религиозных организаций от государства последнее не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии с убеждениями указанных лиц и с учетом права ребенка на свободу совести, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права. Государство не возлагает на религиозные организации выполнения каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Граждане имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии. В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная деятельность религиозных организаций, противоречащая законодательству.

Республиканский орган государственного управления по делам религий образуется Президентом Республики Беларусь. Республиканский орган государственного управления по делам религий осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций. Все конфессии должны ощущать, что на республиканском уровне есть орган, призванный компетентно согласовывать интересы государства и религиозных организаций, находить взаимоприемлемые решения. Орган, куда можно обратиться, встретившись с нарушением своих законных прав и интересов. политика государства должна быть направлена на безусловное обеспечение конституционного права граждан Беларуси на свободу совести. Главный смысл этой политики заключается не только в пресечении любых попыток дискриминации по религиозным мотивам, но и в отстаивании свободного самоопределения человека в мировоззрении и духовных интересах.

В целом в Республике Беларусь созданы конституционно правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей государства и общества. Но достаточно очевидно, что создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы — важный фактор идеологии белорусского государства.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал